СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. Воображение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Воображение»



1 сл. Воображение – это дорога внутрь собственного сознания, не имеющая конца и не ограниченная направлениями. Воображение – это знания, расцвеченные фантазией и эмоциями, привнесенными человеком.

2 сл. Зачем нам нужно воображение? Есть и можно придумать много разных ответов. Для художника – воображение означает одно, для инженера другое. Но самый подходящий ответ есть вопрос: как мы можем что-то сделать, если не представим это заранее?

Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. "Без воображения нет соображения".

3 сл. Воображение неотделимо от внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Новые мысли и образы возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря умственным операциям, особенно анализу и синтезу.

Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т.д.) требует эффективной работы этой психической функции.

Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается от 5до 15 лет. Между тем, когда речь заходит о развитии в школьных образовательных учреждениях имеют в виду, прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии.

Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

4 сл. Л. С. Выготский полагал, что развивать воображение у ребенка надо с детства. Это поможет ему в начальной школе лучше и обширнее развивать свою личность.

Сегодня вопрос развития воображения у ребенка стоит актуально, ведь этот процесс помогает в дальнейшем мыслить критически, решать нестандартные задачи, искать уникальный подход к делу. Такие умения ценятся на рынке труда.

5 сл. Как показывают результаты проведенного на констатирующем этапе эксперимента исследования, 73,3% дошкольников экспериментальной группы и 66,7% дошкольников контрольной группы имеют низкий уровень сформированности творческого воображения.

При рисовании дети не успевают ничего придумывать, на рисунке видны лишь абстрактные линии и штрихи. Или рисуют что-то очень простое, в чем слабо прослеживается фантазия. Детали проработаны плохо. Дети не способны создавать новые интересные образы. Чаще всего идеи берутся по образцу или под руководством взрослого.

6 сл. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М. М. Поташник) 

Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества

Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”

(Н. Рерих).

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Таким образом, учителю необходимо подбирать специальные задания, направленные на активизацию процессов воображения. 

7 сл. Приём развития воображения на уроке литературного чтения

Опираясь нﮦа свои впечﮦатления и рﮦазмышления, которﮦые появляютсﮦя в ходе рﮦаботы над теﮦкстом, учеﮦникам предﮦлагаются  тﮦакие  задаﮦния как: сочﮦинение преﮦдыстории иﮦли продолжеﮦния описанﮦного событﮦия; творчесﮦкий перескﮦаз от лица рﮦазных героеﮦврассказ о лﮦичных впечﮦатлениях, сﮦвязанных с теﮦкстом; сочﮦинение своеﮦй истории с аﮦналогичным прочﮦитанному теﮦксту окончﮦанием и т.ﮦд.

Ученикам моﮦжно задать тﮦак же такие воﮦпросы как нﮦа ассоциацﮦии, вызванﮦные прочитﮦанным текстоﮦм. Например, «ﮦКогда ты сﮦлушал эти стﮦихи, чей гоﮦлос тебе преﮦдставлялся? Кﮦакая картиﮦнка? Какая музﮦыка?

Продолжить стихотворение

8 сл. Приём развития воображения на уроке математики

«Танграм» часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором».

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию.

Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

9 сл. Приём развития воображения на уроке русского языка

Играем со словарём

Детям предлагается выбрать три случайных слова из словаря. Например: кирпич, стакан, шляпа. Они должны написать три предложения, связанных между собой по смыслу. В каждом предложении необходимо использовать все три слова.

10 сл. Приём развития воображения на уроках изобразительного искусства

Детям выдаются листы с заранее нарисованными фигурами/линиями. И нужно пофантазировать и дорисовать рисунок.

11 сл. Чтобы развивать в детях воображение, учитель и сам должен иметь огромное воображение.

Ещё один из приемов развития творческого воображения - приём  Аналогии. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются у нас со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии, конечно, могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом и другими свойствами и действиями предмета.

Уважаемые коллеги попрошу вас найти как можно больше аналогов корабля. Нужно назвать предметы, которые сходны с кораблем по каким-то существенным признакам. Например: самолет, поезд, автобус, так же как и корабль, — транспорт. (Рыбы, киты, тюлени, так же как и корабль, плавают по воде; Танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет, так же как и корабль, — могут использоваться в военных целях; Чайка, облака, молоко, так же как и корабль, белые; Дом, кит, айсберг — такие же огромные, как корабль.)


Немало важно отметить, что упражнения для развития воображения у детей можно и нужно применять на всех предметных занятиях и во внеурочное время.


12 сл. А теперь предлагаю вам определить преимущества и недостатки проведённого мною мастер-класса. предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

 В графу «минус» - записывается все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.

 В графу «интересно» - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.

Плюс

Минус

Интересно











Плюс

Минус

Интересно





Плюс

Минус

Интересно











Плюс

Минус

Интересно





Плюс

Минус

Интересно











Плюс

Минус

Интересно





Плюс

Минус

Интересно











Плюс

Минус

Интересно






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!