СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Восхождение к смыслу"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы технологии комплексного анализа текста для подготовки к сочинению по русскому языку на едином экзамене.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Восхождение к смыслу"»

Мастер – класс «Восхождение к смыслу»

Уважаемые коллеги! Когда я думала над темой мастер-класса, мне хотелось выбрать то, что всегда вызывает трудность у меня и у моих учеников и, может, будет кому-то полезно.

Предлагаю вашему вниманию элементы технологии комплексного анализа текста.

Известно, и я думаю, вы согласитесь со мной, что самое трудное на Едином государственном экзамене по русскому языку это собственная аргументация по проблеме текста.

На примере текста Андрея Попова легко увидеть, что аргументы окружают нас, их много, нужно только свой духовный и читательский опыт соединить с мощью художественного слова. Вместе учимся аргументировать свою позицию, ищем связь этого текста с культурным опытом человечества.

Я назвала свой мастер –класс «Восхождение к смыслу»

Текст Андрея Попова - произведение, в котором остаёшься жить, как в родном доме, как в семье, произведение, с которым сживаешься в единое целое, в котором оставляешь раз и навсегда своё сердце.

Слайд домик Представим, что текст - это своеобразный дом. Мы будем взбираться по ступеням, вглядываясь, вслушиваясь, обращая внимание на сильные позиции , чтобы понять авторский замысел .

1 Итак, дотекстовая информация – вглядывание.

- Что можно узнать о тексте до погружения в его смысл?

-Чем необычно построение?

(Диалог, разговор двух лиц)

-О чём может свидетельствовать отсутствие заголовка?

(По всей видимости, в тексте не одна тема, многообразие тем )

слайд

Определяю это явление как

СМЫСЛОВАЯ ПОЛИФОНИЯ Это первые, робкие шаги восхождения к смыслу.

2.Чтение текста. Пауза. Музыка.

-Возникает ли какой-то зримый образ, когда слушаем начало данного текста?

(уточняю при затруднении- образ в представлении автора музыкальный, движущийся, танцующий)

Слайд листопад, осенние листья

-В какой момент возникает этот образ?

(В начале (Вступление и завершение (- финал-)в тексте – это сильные позиции текста, своеобразные вершины, наивысшие точки, на которых может держаться идея текст)

-Идём вслед за автором. Он ведёт нас, а я веду ребят

-Как меняется настроение? Меняется ли вообще?

(хорошо бродить, хорошо набирать)

-А в душе внука дисгармония, в душе всё перепуталось.

(хочется разобраться в себе, понять себя)

-Мы остановились на многоточии. И только на минуту ощутили благодать.

А далее у внука рождаются вопросы, и я спрашиваю:

-Что вплетается в состояние благодати, в светлое состояние души героя?

(Грусть)

Дети вряд ли почувствуют, но я скажу им, что у меня возникает параллель с удивительным состоянием великого поэта Пушкина:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Это моя подсказка. Это выход на аргументацию, естественную, гармоничную

Светлая печаль это, как мне кажется чувство, объединяющее людей с истинно русской душой, людей творческих и не похожих на всех остальных.

Вывод: мы говорили только о вступлении.



3. Переходим к основной части

-Я предлагаю перечитать самостоятельно фрагмент диалога с 4 по13 пр-е. Переходим к другой сильной позиции.

-Какое слово ключевое в тексте?

(В руке осенний лист)

(Осенний)

-Что это за время такое – осень? Какова символика этого времени года? (осмысление жизни, подведение итогов. Это время мудрости. Время разбрасывать и собирать листья) И опять Пушкин! Может, поэтому он так любил осень..

4.Начинаем говорить о героях. Молодой человек хочет понять себя, понять, почему ему так дорог его дед? Читатель обращает внимание на необычность эпитета осенний по отношению к деду.

Поработаем с этим эпитетом. Это ассоциативный эпитет. Подберите синонимы к этому эпитету.

-Какие ассоциации возникают у вас в связи с сочетанием осенний человек осенние люди?

Слайд Осенний –грустный, задумчивый, одинокий, мудрый.

-мы определили, что один из главных синонимов к слову осенний - мудрый

Не случайно.

Я прошу всмотреться в текст и доказать, в чём его мудрость.

Находим самые яркие детали –доказательства:

Слайд: СМОТРЕЛ в небо, любил звёзды, был влюблён в Луну

и пытался постичь высший смысл, был склонен к философским размышлениям.

Возникает ещё одно ассоциативное звено будущей аргументации.

Напоминаю роман «Война и мир» Толстого и его героя Болконского. Чистота и высота неба, на которое смотрел Андрей, стали знаком обретения неких истин в нравственных исканиях героя.

-А звёзды? Это вечный поэтический символ надежды, любви. Звезда- образ, соединивший запечатлённые мгновенья в лирических шедеврах разных эпох: «Чуевский «Гори, гори, моя звезда», Маяковский «Послушайте!»,Ю «Звезда полей» Н.Рубцова.

-Какую особенность души деда открывает внук?

Слайд-поэтичность

Лучше понять неординарность, необычность деда поможет сравнительная таблица жизненных позиций внука и деда:



Внук

Дед


«Мне хочется быть счастливым»

Счастлив, несмотря на годы


«Средний я, серый»

«А летать ты пробовал?» (Хотел научить летать)


«А любовь бывает вторая?»

«Маму, Родину, Любимую не нумеруют»

(В чём особенность этой фразы? Слова с большой буквы -вот ценности)



Постепенно мы подходим к очень важному вопросу: чем был дед для внука?

Слайд: остров, материк, земля, отчизна

-Почему он остров?

-Чему учил дед внука?

(любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел)

-Обратите внимание на первые два слова в этом ряду:

любить- видеть видеть – любить

-А как называют людей, которые влюбляются во всё, что видят, прикипают душой ко всему в этом мире?

(Очарованные (Вспомним повесть Лескова «Очарованный странник»)

Слайд: Дед и есть очарованный странник 20 века, влюблён во всё прекрасное на нашей земле.

-Все ли люди нынешнего века способны понять такого человека как дед?

-Почему нет?

-Я почти уверена, что услышу в ответ странный

Слайд : не такой как все, с чудинкой, не похожий на всех остальных

-У кого из писателей 20 века мы встречаемся с героями, у которых эта самая чудинка- олицетворение простоты удивительной премудрости, высочайшей нравственности, человечности.

(В рассказах В.Шукшина «Чудик», «Мастер»)

Шукшин и его чудики- люди с душами праведников.

Дед героя, вне всякого сомнения, в одном ряду с праведниками 19 и 20 веков.

Каждый век по-своему называл тех, кого считал праведниками. 19 век «очарованными странниками», а 20 век- «чудиками» .

Как снижается образ!

-Очень созвучным с образами праведников, правдоискателей кажется образ лирического героя из стихотворения Михаила Дудина:

Чудак - от слова "чудо".

Но, смерти вопреки,

Земля живет, покуда

Есть в мире чудаки.


Я плачу и чудачу.

Ни дома, ни кола.

Но всем сулят удачу

Мои колокола.



-Каждое слово, прочитанное стихотворение должно стать помощником, поводырём на пути к восхождению. Следовательно и по прозвучавшему поэтическому отрывку делаю вывод, который записываем в тетрадь:



Слайд: Чудики, чудаки, осенние люди верят в чудеса, даже творят их; такие люди нужны во все времена, потому что их души словно колокола, звонят по всякой радости и печали, по красоте и любви





-Дед - праведник учил прежде всего любить. – Почему, подумайте?

олько влюбленный имеет право на звание человека. Блок)



-Как, по убеждению деда должен любить человек?

(Цитируем) Слайд : …любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!

- А разговор о том, как дед представлял Луну может вообще стать отдельным уроком по теме: «Музей любви человечества» или даже проектом.

Предлагаю поразмышлять над вопросами:

-Почему в лунных кратерах дед увидел застывшие взгляды великих?

-Почему в этот музей попали Пушкин , Блок, Бунин, Маяковский?

-Как нужно уметь любить, чтобы попасть в музей любви человечества?

-А может они-то и есть те самые осенние люди?

Сгорали от любви

Сходили с ума. Сами и их герои.

Здесь кульминационный момент восхождения. Вершина уже близко. Нужно, чтобы хватило дыхания. Пробую готовить ребят к последним ступеням.

5. Читаю, соединив два фрагмента: начало и финал текста:

(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…

(61)- Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (63)Может, я и есть осенний?

-Почему внук задумался над вопросом: Может, я и есть осенний?»

(В нём жил его дед! Он его остров, земля, дед учил его тому, что любил сам)

-Почему дед не даёт внуку ответов на все его вопросы, в том числе и на главный вопрос?

(Внук проходит путь духовного взросления, он открывает для себя деда, задаётся вечным русским вопросом: «Что делать?»)

-Ответ деда и метафоричен и загадочен: «Жив твой дед!»

-Какими деталями текста автор доказывает, что внук понял ценность деда, открыл его для себя, понял себя наконец.

(Открыл форточку и заорал на всю улицу. Захотел поделиться со всем миром.)

Думаю, восхождение состоялось. Несколько штрихов к финалу. Понята ли идея во всей глубине?

Сравните (Слайд)

(12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.И

(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

-Почему поменялись знаки препинания, оформление предложений? Что это дало смыслу? Информация в них одинаковая. На первый взгляд, это повтор.

Что изменилось?

(Отношение внука к деду, появилась убеждённость в том, что его осенний дед-кладезь мудрости, нравственности искренней любви ко всему в этом огромном мире. Он остров, земля, основа. Листопад всё перепутал и всё расставил по местам. Внук страдал, осознавая свою серость, обыкновенность Только тогда, когда он открыл деда, он почувствовал…)

-Хотелось, чтобы ребята продолжили. Наверное, это поможет им устоять на вершине, к которой шли, удержать этот смысл.

(Он почувствовал себя счастливым по-настоящему и понял, как жить)

-А как быть с листком- символом осени, символом отрыва, полёта, осмысления?

И вот тут последний аргумент. Аргумент на уровне символов. Внук будто лермонтовский листок оторвался от ветки родимой, сначала кружился в диком танце осени, ничего не понимая. Но потом вернулся на свой остров, свой материк, свою Землю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!