СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста в режимных моментах в условиях ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс «Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста в режимных моментах в условиях ДОУ»

подготовили воспитатели:

МКДОУ детского сада №7

комбинированного вида г. Россоши

Горбунова Ю.Н.

Калошина Н.Н.

В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Основная цель работы - формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

В контексте педагогической работы в данном направлении решаются следующие задачи:

 - формировать знания о правилах и нормах речевого этикета;

 - знакомить с нормами русского языка;

- формировать культуру слушания;

- воспитывать общую культуру поведения.

В основе формирования культуры речи положены следующие принципы:  Учет возрастных особенностей старших дошкольников.

Комплексный подход. 

Использование различных форм, методов и приемов работы. 

Сочетание различных форм организации деятельности. 

Игровой принцип. 

Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка. 

Этапность работы.

Работа по формированию культуры общения ведется в три этапа:

1 этап – подготовительный (введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения. Объяснение их значения.);

2 этап – освоение ребенком правил культуры речевого общения (формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения);

3 этап - закрепление полученных знаний и умений (игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип).

Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка во сне, пище, отдыхе. Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Введение педагогом в режимные моменты приемов формирования культуры речи поможет добиться в этом направлении отличных результатов.

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их в режимных моментах с помощью следующих приемов:

- беседа;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- чтение художественной литературы.

Данная работа в совместной деятельности педагога с детьми, позволяет каждому ребёнку дошкольнику без перегрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

В своей работе в процессе режимных моментов мы используем ситуативные беседы. В процессе беседы у детей формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения внимательно слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове. Содержание бесед составляют в основном жизненные ситуации и опираются они на события, которые предоставляет жизнь и деятельность в кругу сверстников.

Ведущей формой работы являются развивающие игры. Они вызывают живой интерес, повышают эмоциональный тонус. Разыгрываются сюжетные этюды, ситуации, обсуждается поведение героев, которые способствуют развитию основ культуры общения. Детям интересны эмоциональные игры «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Вежливо – невежливо», «Что было бы, если… », которые закрепляют умение общения. С помощью игр «Комплименты», «Волшебный апельсин», «Назови ласково» развивается умение проявлять доброжелательность. С целью закрепления навыков и умений дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.

Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться. В процессе игры воспитатель может показать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Например, играя в “Семью” дети учатся, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Формирование культуры речи невозможно себе представить без использования художественной литературы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Подбор художественных произведений должен быть рассчитан на то, чтобы раскрыть для детей переживания, которые испытывают персонажи в той или иной ситуации, объяснить последствия их поступков для других и связанные с ними чувства. Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Беседуя с родителями, коллегами, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к окружающим, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Семья - основной фундамент воспитания культуры общения, т.к. именно здесь ребенок видит взаимоотношения своих близких, их отношение к окружающим и, основываясь на этих образцах, строит собственное поведение. В своей практике использую индивидуальные беседы с родителями, консультации, родительские собрания.

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Как быть?

Да внушать можно то и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и все!

Эдуард Асадов

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что для формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста эффективным педагогическим условием является грамотное использование различных приемов работы, их рациональное сочетание в процессе режимных моментов.

 

Мастер – класс речевые игры:

Игра «Пожалуйста»

 Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова». Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте 

«пожалуйста!» (дети хлопают)

 Поднимите руки вверх

 Улыбнитесь друг другу, пожалуйста (улыбаются)

 Хлопните в ладоши один раз, пожалуйста (хлопают)

 Присядьте

 Потопайте

 Потрогайте друга за нос, пожалуйста

 Покружитесь

 Возьмите друга за руку, пожалуйста

Словесная игра по речевому этикету «Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Музыкальная физминутка «Спец машины»

Дети вместе с воспитателем выполняют движения под музыку и поют песню.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста в режимных моментах в условиях ДОУ»»

Мастер – класс «Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста в режимных моментах в условиях ДОУ»

подготовили воспитатели:

МКДОУ детского сада №7

комбинированного вида г. Россоши

Горбунова Ю.Н.

Калошина Н.Н.

В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Основная цель работы - формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

В контексте педагогической работы в данном направлении решаются следующие задачи:

- формировать знания о правилах и нормах речевого этикета;

- знакомить с нормами русского языка;

- формировать культуру слушания;

- воспитывать общую культуру поведения.

В основе формирования культуры речи положены следующие принципы: Учет возрастных особенностей старших дошкольников.

Комплексный подход.

Использование различных форм, методов и приемов работы.

Сочетание различных форм организации деятельности.

Игровой принцип.

Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.

Этапность работы.

Работа по формированию культуры общения ведется в три этапа:

1 этап – подготовительный (введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения. Объяснение их значения.);

2 этап – освоение ребенком правил культуры речевого общения (формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения);

3 этап - закрепление полученных знаний и умений (игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип).

Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка во сне, пище, отдыхе. Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Введение педагогом в режимные моменты приемов формирования культуры речи поможет добиться в этом направлении отличных результатов.

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их в режимных моментах с помощью следующих приемов:

- беседа;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- чтение художественной литературы.

Данная работа в совместной деятельности педагога с детьми, позволяет каждому ребёнку дошкольнику без перегрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

В своей работе в процессе режимных моментов мы используем ситуативные беседы. В процессе беседы у детей формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения внимательно слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове. Содержание бесед составляют в основном жизненные ситуации и опираются они на события, которые предоставляет жизнь и деятельность в кругу сверстников.

Ведущей формой работы являются развивающие игры. Они вызывают живой интерес, повышают эмоциональный тонус. Разыгрываются сюжетные этюды, ситуации, обсуждается поведение героев, которые способствуют развитию основ культуры общения. Детям интересны эмоциональные игры «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Вежливо – невежливо», «Что было бы, если… », которые закрепляют умение общения. С помощью игр «Комплименты», «Волшебный апельсин», «Назови ласково» развивается умение проявлять доброжелательность. С целью закрепления навыков и умений дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.

Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться. В процессе игры воспитатель может показать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Например, играя в “Семью” дети учатся, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Формирование культуры речи невозможно себе представить без использования художественной литературы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Подбор художественных произведений должен быть рассчитан на то, чтобы раскрыть для детей переживания, которые испытывают персонажи в той или иной ситуации, объяснить последствия их поступков для других и связанные с ними чувства. Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Беседуя с родителями, коллегами, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к окружающим, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Семья - основной фундамент воспитания культуры общения, т.к. именно здесь ребенок видит взаимоотношения своих близких, их отношение к окружающим и, основываясь на этих образцах, строит собственное поведение. В своей практике использую индивидуальные беседы с родителями, консультации, родительские собрания.

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Как быть?

Да внушать можно то и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и все!

Эдуард Асадов

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что для формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста эффективным педагогическим условием является грамотное использование различных приемов работы, их рациональное сочетание в процессе режимных моментов.


Мастер – класс речевые игры:

Игра «Пожалуйста»

 Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова». Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте 

«пожалуйста!» (дети хлопают)

 Поднимите руки вверх

 Улыбнитесь друг другу, пожалуйста (улыбаются)

 Хлопните в ладоши один раз, пожалуйста (хлопают)

 Присядьте

 Потопайте

 Потрогайте друга за нос, пожалуйста

 Покружитесь

 Возьмите друга за руку, пожалуйста

Словесная игра по речевому этикету «Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Музыкальная физминутка «Спец машины»

Дети вместе с воспитателем выполняют движения под музыку и поют песню.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!