Мастер-класс
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся»
Этап I. Подготовительные мероприятия
Шаг 1. Постановка целей, определение формы проведения
Необходимо определить: форму проведения, место проведения, поставить цель, наметить задачи.
Форма проведения: практическое занятие
Цели мастер-класса: знакомство с собственным педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи мастер-класса:
показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Шаг 2. Подготовка
1) Подготовка необходимого оборудования: кабинет (для групп); компьютер, доска.
2) Подготовка необходимого материала: изучение литературы по теме, составление конспекта, подготовка презентации для сопровождения, распечатка заданий для проведения практической части и раздаточного материала.
Этап II. Проведение мастер-класса
Шаг 1. Приветствие участников мастер-класса
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся».
Шаг 2. Знакомство с некоторыми теоретическими положениями
Например, такими:
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Что же такое компетентностно-ориентированное задание?
Компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.
Структура КОЗ достаточно чётко определена:
Шаг 3. Практическое задание №1
Задача №1. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Задача № 2. Бабушке прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Задача № 3. Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 12 625 киловатт/часов, а 1 марта показывал 12 802 киловатт/часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль?
Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?
Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:
имитация жизненной ситуации, деятельностная составляющая;
обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
предметные умения;
выход за рамки одной образовательной области;
наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишние;
часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Можно выделить компетентностно-ориентированные задачи трёх уровней, которым присвоены названия: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения. Выделение уровней основывается на уровне предметной подготовки учащихся.
Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение фактов, методов и выполнение вычислений. Учащиеся могут применять базовые знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях. Они могут решать одношаговые текстовые задачи, понимают простые зависимости, стандартную систему обозначений, могут читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках, картах, различных шкалах.
Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут упорядочивать, соотносить и производить вычисления, решать многошаговые текстовые задачи. Учащиеся могут выполнять несложные задания, включающие составление выражений, решение систем линейных уравнений, определять значения величин, используя известные формулы. Они могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.
Третий уровень (уровень рассуждения) – размышления, требующие обобщения и интуиции. Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. Они могут вычислить изменения имеющихся данных, связанные с процентами, применить знания алгебраических понятий и зависимостей, составить алгебраическую модель несложной ситуации. Они могут интерпретировать данные в различных таблицах и на графика.
Шаг 4. Практическое задание №3
Участникам предлагается самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя структуру компетентностно-ориентированного задания: отпуск, общественный транспорт, личный автомобиль.
(Участники обсуждают, предлагают, высказывают как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)
2) Выслушиваются ответы, выявляются затруднения и подводятся итоги
Шаг 5 Подведение итогов мастер-класса
Заключительные положения. При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает – педагог содействует, обучающийся активен – педагог создает условия для проявления активности.
Таким образом, компетентностно-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивают исследовательские, рефлексивные умения. Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять компетентностно-ориентированные задания в своей практике.
3) Подведение итогов мастер-класса приёмом рефлексии – оценочное окно.
Окно состоит из 4 частей:
Собственная деятельность в мастерской.
Ценность данных заданий для школьника.
Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта)
Удовлетворение от работы.
С помощью цветной фишки каждый участник мастер-класса оценивает свою работу на данном мастер-классе (красная – 5 б, синяя – 4 б, зеленая – 3 б).
5) Оценка результатов совместной работы – высказываются.
Шаг 6. Закрытие мастер-класса
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.