СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская "Деда Мороза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская "Деда Мороза"Технология 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Мастерская "Деда Мороза"»

Мастерская «Деда Мороза»













\

Класс: 4

Цель урока: Формировать умений работы с соленым тестом как с поделочным материалом.

Задачи урока:

  1. Расширить представление детей о народной культуре и её отражение в бытовой среде в процессе усвоения данного вида творчества (тестопластики);

  2. Развивать воображение

  3. Способствовать формированию интереса к культурным традициям своего народа.

Праздничный пряник». Лепка из соленого теста" 4 класс » /Лепка из соленого теста

Технологическая карта урока

Программа «Планета Знаний»

Планируемые результаты:

Личностные:

проявлять интерес и уважение к народным культурным народным традициям, правилам, потребность в расширении культурного кругозора и творческом самовыражении, уважительное отношение к творчеству мастеров; проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним; руководствоваться правилами при выполнении работы; планировать умственные и практические действия; осуществлять поэтапный и итоговый контроль; производить оценку выполненной работы.

Познавательные: воспринимать и анализировать текстовую и зрительную информацию, расширять знания о народных традициях и их отражение в изделии; творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Коммуникативные: вступать в общение (при обсуждении образцов, технологий работы) и творческое взаимодействие, соблюдая правило общении, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого. А также в оценке работы товарищей.

Предметные:

Пополнять знания и представления о культурных традициях и их отражение в предметах рукотворного мира, о средствах и способах отражения историко- культурной информации в вещах; Обсуждать возможные варианты творческого выполнения работ; Выполнять эскизы пряников в соответствии с традиционными правилами; Изготавливать фигурный пряник из теста или пластилина на основе традиционных канонов.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа,

Методы:

По источнику передачи информации: словесный/рассказ, беседа, объяснение, демонстрация; наглядный; практический.

Оборудование:

Для учителя: презентация, классная доска, дидактический материал, учебник, образец изделия.
Для учащихся: соленое тесто, шаблоны, пуговицы, фольга, клей.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Цель: Создать эмоциональный настрой.

(2 мин.)

Приветствует детей.

Исследовательская работа в творческих группах:

«Поставила бабка кваншю, да и позабыла про нее…» Что такое «квашня»?

Работа в группах

Личностные: умение общаться со сверстниками и учителем;

Коммуникативные: умение настроить себя на предстоящую работу на уроке.


2.Погружение в тему.

Цель: настроить обучающихся на работу.

(2 мин.)






Ребята, вспомните, какие изделия изготавливали на уроках? Какие материалы использовали? (бумага, пряжа, пластилин, природный материал).

-Сегодня мы свами познакомимся с новым поделочным материалом. Учитель выставляет муку, воду.

-Назовите эти продукты? (мука, вода).

-Что получиться при их смешивании? (тесто) - достает тесто.

Что делают из теста?

(пекут хлеб, пироги, печенье).

- Русские люди издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. - фигурки из теста.

Самые известные из них - русские пряники. пряники.

Русские, сладкие, мятные

К чаю ароматному

Угощенье знатное

Слушают.











Ответы детей















Обращают внимание на представление презентации.

Личностные: умение выражать свою точку зрения, и умение её отстаивать.





Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.







Коммуникативные: проявлять доброжелательность и такт, слушая другого.





Предметные: пополнять знания и представления о культурных традициях и их отражение в предметах рукотворного мира,






3.Постановка проблемы.

Цель: узнать, какие бывают виды пряников;

(3 мин.)


-Вы можете предложить, чем мы будем заниматься на уроке?

-Правильно тема нашего урока «Лепка из теста» «Праздничный пряник»

-Какие цели поставим перед собой?


Ответы детей

Личностные: проявлять интерес и уважение к народным культурным народным традициям, правилам.



Регулятивные: совместно с учителем определить цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

4.Изложение учебного материала.

Цель: научиться лепить из теста праздничные пряники.

(3 мин.)


-Что такое пряник?

Учитель выставляет на доску слово « лакомство»

-Знаете ли вы, почему это лакомство так назвали? (Первые пряники называли «медовым хлебом», позже в него стали добавлять разные пряности (душистые травы, коренья)- гвоздика, мята. Корица, душистый перец и др. Вот из-за этих пряностей медовый и приобрел название «пряник».

-Мастера готовили их по – разному: печатали с резных досок, вырезали с помощью специальных форм, лепили, как игрушки.

-По способу изготовления их так и назвали: печатные, вырезные, лепные.

Виды пряников



- На Руси пряники были обязательно на многих праздничных застольях.

- Как вы думаете, к каким праздникам пекли пряники?

- Каким должен быть праздничный пряник?

Для этого пряничную поверхность украшали разноцветной сахарной глазурью.



- Но пряники были не только любимым лакомством. Они имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры. Во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая, не разбивался. Учитель выставляет на доску слово Игра

- Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения, сувениры. Чем только не украшали: и тополиным пухом, и перьями, даже зубьями от расчёски делали борозды.

Учитель выставляет на доску слово Украшение, сувенир.

Но в тесто стали добавлять большое количество соли.

-Как вы думаете, для чего? (Чтобы поделки надолго сохранились. Соль защищает изделия от грызунов и вредных насекомых).

- Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «мукосольки». Учитель выставляет на доску слово «мукосольки».

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.



-Поделкам из этого материала находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Современные мастера усовершенствовали технику лепки и стали создавать картины. Учитель выставляет на стол картины из солёного теста.

Искусство лепки из соленого теста называют тестопластикой. Учитель выставляет на доску слово «тестопластика».

Ответы детей.





























































Ко дню рождения, свадьбе, на Новый год или Рождество, Пасха.



Нарядным, ярким, красиво украшенным.



Глазурь- оболочка из подкрашенного сахара, сахара и шоколада, сахара и яйца.


Личностные: проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус.



Регулятивные: планировать умственные и практические действия.



Коммуникативные: соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения.

5. Постановка творческого задания.

(Создание творческих групп).

Цель: созданий условий для творческих работ. (2 мин). Постановка творческого задания (Создание творческих групп) – (2 мин) Постановка творческого задания (Создание творческих групп) – (2 мин)

- Наши пряники в отличие от настоящих тоже будут из соленого теста и есть их, конечно, будет нельзя. Тогда как их можно будет использовать? (подарить, поиграть)



- Сейчас наш класс превращается в мастерские, а вы, ребята - в мастеров – пряничников, которые продемонстрируют нам своё творчество и умение. Договоритесь, кто из вас будет главным мастером. Главный мастер будет контролировать работу всех мастеров пряничного дела и подведёт итог совместной работы.



- Назовите правила работы в группе.

Слушают учителя.

















Помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарищей и т.д.).

Личностные: проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус.





Коммуникативные: соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения.








6.Самоопределение к деятельности

Цель: постановка на работу.

(5 мин.)

Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наши изделия будут излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!


Личностные: проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус.

7.Инструктаж деятельности.

Цель: объяснение учебного материала.

(30 сек.)






































В каждой мастерской на столе лежат конверты. В жёлтых находится рисунок, разрезанный на части. Сложив его, вы узнаете, какую форму будет иметь ваш пряник.

-Главный мастер возьмите конверты.

Время -30 сек.

Проверка. Ответы: мастерская№1- форма рыбки, мастерская№2- форма цветка, мастерская№3- форма звёздочки.

Форму пряников вы узнали. Что ещё необходимо знать для изготовления пряника?(Какой формы пряник будем изготавливать, как его сделать)

-В синих конвертах находятся этапы работы по изготовлению пряника. Ваша задача расположить по порядку этапы работы.

- Вы составили инструкцию по изготовлению пряника. Проверим.

- На экране будут появляться этапы работы в правильной последовательности.

Если вы в таком же порядке расположили этапы, хлопните 1 раз в ладоши.

- Мы будем изготавливать праздничный пряник, тогда какого этапа нет? (Украсить пряник) Украсим пряник.

- Ещё раз прочтите внимательно инструкцию.

- Кто догадался, какой вид пряника вы будете изготавливать? (вырезной) Слайд – виды.

- Какой инструмент нам потребуется для вырезания пряника? (стек)

- Назовите правила безопасной работы со стеком.

(Нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши или грызть их.)

Работа в группах.

Личностные: умение выражать свою точку зрения, и умение её отстаивать.





Коммуникативные: соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения.








8.Самостоятельная работа. (Изготовление пряника).

Цель: создание условий для выполнение изделия.

(20 мин.)

-Приступим к работе.

- Мастерская 1 –назовите 1-й этап - «Разомните тесто».

Для этого поднимите салфетку. Посмотрите, с каким красивым тестом мы будем работать!

Возьмите понравившейся вам кусочек и разомните. Почувствуйте, какое тесто мягкое, эластичное.



- Мастерская 2 – назовите 2-й этап – «Раскатайте тесто в лепёшку».

При помощи какого инструмента раскатывают тесто? (скалки). Что делать? Как раскатать тесто в лепёшку без скалки? (слегка придавить ладошкой) Для этого положите кусочек теста на фольгу и слегка придавите ладошкой. Старайтесь, чтобы толщина лепёшки была равномерной.



-Мастерская 3- назовите 3-й этап. – «Приложить трафарет».

А трафареты находятся в синих конвертах. Главные мастера раздайте шаблоны своим рабочим. Приложите шаблон к лепёшке, не вдавливая его в тесто.

-Мастерская 1 – назовите 4-й этап.- «Вырежем пряник, используя стек.»

- Пряники вырезали, что дальше? (будем украшать) Украшать будем бисером и пуговицами. Что нельзя делать, при работе с этими материалами? (брать в рот, засовывать в нос, уши)

- Каждый из вас должен придумать свой узор для пряника.

- А для хорошего настроения украшать будем под русскую народную мелодию.

- Какие красивые пряники у вас получились!

- Обратимся ещё раз к целям урока. Что ещё не сделали? Слайд – цели.

- 1. Какие существуют виды пряников?

2. Какой вид пряника вы изготавливали, при помощи чего вырезали?

Создание картин.

- Вы сейчас будете создавать картины.

Я предлагаю

мастерской 1 – Отпустить пряничных рыбок в море

мастерской 2 – Чтобы ваши цветы не завяли, заполните ими корзину.

Мастерская 3- Чтобы ваши звёзды сверкали ярче, расположите их на ночном небе.

- Для этого аккуратно снимите фольгу с пряника. Смажьте место на заготовке клеем и приложите пряник.

- У каждого произведения искусства есть своё название. Придумайте и вы самое оригинальное название своей картине и оцените свою работу в мастерской по плану-шпаргалке. Время – 2 мин.

Приступают к выполнению работы.











































































Слушаю анализ выполнения работы.

Личностные: проявлять интерес и уважение к народным культурным народным традициям, правилам.











Коммуникативные: умение соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения.







Регулятивные: совместно с учителем определить цель действий, проговаривать план, предлагать версии.






















9.Представление работ. Рефлексия.

Цель: создание условий для рефлексии и оценки собственной деятельности.

(3 мин.)

- Я хочу пригласить вас на выставку пряничных картин. Слово предоставляется …..



Главный мастер представляет работу мастерской с анализом деятельности по плану:

Творение нашей мастерской мы назвали

Мы считаем, что нам удалось

Сегодня мы узнали

Мы попробуем

Наша картина называется

Мы сегодня научились

Нам было интересно

Нам очень захотелось

Мы представляем работу нашей творческой мастерской (название)

Теперь мы можем

Больше всего нам понравилось

Нам пригодятся

- Вам нравятся ваши картины? Где бы вы их хотели разместить?

- Оказывается, вы тоже можете быть художниками и мастерами своего дела, вы можете творить и создавать вот такую красоту. Но этому, конечно, нужно учиться.

Самооценка деятельности

Оцените свою работу на уроке сами. Кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового, вылепил красивый пряник –Поднимите «красный флажок»

- Посмотрите на правую ладонь и мысленно положите на неё те знания и умения, с которыми вы пришли на урок; на левую – те, что получили на уроке. Скажите «Спасибо» себе и окружающим за интересную и творческую работу

- Ребята, вы сегодня все потрудились отлично. Этому способствовала ваша дружная и слаженная работа в мастерских.

Оценивают свою деятельность на уроке.











Представляют полученные работы.

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников.











Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.





Коммуникативные: умение открыто общаться с учителем и сверстниками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!