План анализа лирического произведения 1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала. 2. Биографический комментарий. 3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.) 4. Идейное содержание: а) ведущая тема; б) основная мысль; в) эмоциональная окраска чувств; г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него. 5. Анализ структуры произведения: а) основные образы; б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза); в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен); г) стихотворный размер, рифма; д) звукопись (аллитерация, ассонанс); е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа). Помните: 1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее. 2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. 3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства. 4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему? Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика» Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение. Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности. Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей. Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал. Пафос (от греческого pathos — страдание, воодушевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведения (трагический, героический, сатирический пафос и др.). Жанры лирики: Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность») Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило») Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву») Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова») Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге») Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения. Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее) Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся») Лирические стихотворения Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию. Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...») Белый стих - нерифмованный стих. Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин) Изобразительно-выразительные средства 1. Тропы — это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении. Тропы: Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. («задумчивых ночей», «парус одинокий»). В народно-поэтическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица. Олицетворение — вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. (Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость(Пушкин). Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: „Очарованный поток" Жуковский;„Живая колесница мирозданья" Тютчев.) Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин). Метонимия (от греческого metonumia — переименование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.) Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения. Иначе говоря, словесный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голубые..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.) Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин). Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.) Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев) 2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительности. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи. Стилистические фигуры: Аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.) Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный» Пушкин). Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. («Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди,когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара». К.Симонов) Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п. «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов). Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания. (И над отечеством ... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин). Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении «Люблю я Кавказ» названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.) Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить») Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. (Люблю Отчизну я, но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.) Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки) Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермонтов). Пропущен глагол - вышли. Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин). Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе...кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин). Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличение) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова). Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов). Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. («Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Чехов) 3. Звукопись: Особенности поэтической речи и стихосложения Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). I. Строфика: Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д. Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии. Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин») Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам: I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения. II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене. I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы. II терцет - развязка. (Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.) II. Метрика — наука о стихотворных размерах Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. 1. Двусложные размеры: (В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.) Хорей - размер, в котором ударение приходится на первый слог. („Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.) („Я вас любил, любовь еще, быть может..." Пушкин.) Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов. („Три девицы под окном" Пушкин) Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов. („Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.) 2. Трехсложные размеры: (Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.) („В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов). („Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин). („Что ты жадно глядишь на дорогу..." Некрасов). III. Рифма - созвучие концов стихов. Рифмы: Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки. Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки. IV. Рифмовка: Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА. Перекрестная — в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема — АБАБ. Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА. Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й. Схема — ААББ. Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать! Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им. Темой стихотворения является скорый приход весны. Поэт начинает произведение со слова «Февраль», что сразу же заставляет человека подумать о слякотной и чуть холодной погоде. Холод и снег – союзники февраля. Читатель должен прочувствовать всю атмосферу данного месяца. Дальнейшие слова поэта гласят о том, что вскоре наступит весна. Ветреная погода, слякоть и прочие атрибуты весны будто встают перед глазами. В данном произведении акцент делается на черном цвете, что заставляет ассоциировать данный факт с землей, которая выглядывает из-под тающего снега. Обычно черный цвет является трауром и грустью, но не в данном стихотворении. Пастернак ассоциирует черный цвет с пробуждением Земли, началом новой жизни, избавлением от стуж и холода. Можно сказать, что в своем произведении поэт выражает конфликт двух пор года – весны и зимы. Но также поэт говорит о том, что помимо пробуждения весны, наступления данной поры года, происходит пробуждение вдохновения и поэзии. Поэт способен слагать стихи, и чем «случайней», тем лучше они выходят. В данном стихотворении подняты такие темы как: пробуждение весны, уход зимы и стужи, пробуждение земли и природы ото сна, а также пробуждение и становление поэзии и вдохновения. Произведение глаголет читателю о том, как взаимосвязана природа и поэзия. Природа, ее пробуждение, очень сильно влияет на поэтическое вдохновение. Стихотворение является очень эмоциональном, будто писалось в порыве какой-либо эмоции. Последними строками Пастернак описывает свой внутренний мир и терзания. Данное стихотворение замечательно описывает связь смены поры года с вдохновением и поэзией. Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернака Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя - это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи». Эти изменения переполняют душу эмоциями, вызывают ощущения сопричастности происходящему вокруг. Именно поэтому мир окружающей действительности и мир чувств поэта оказываются созвучными, переплетенными в стихотворении. Так, в окончании первой строфы читатель явственно слышит перестук колес о мостовую ("грохочущая слякоть"), видит черные прогалины земли и ощущает эмоции лирического героя с нетерпением ожидающего перемен ("весною черною горит"). Во второй строфе использована метонимия - сопоставление быстроты движения пролетки "чрез благовест..., клики колес" и полета мысли лирического героя («перенестись туда, где ливень…»). Для придания художественной выразительности автор использует метафору, называя грачей «обугленными грушами». Этот прием помогает передать своеобразие восприятия происходящего в мире лирическим героем и его отношение к происходящему. Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение. Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами: … Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд. Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение. Оно передает внутреннее напряжение поэта и то, как приходит к нему вдохновение. Любой толчок извне, любая случайность рождает стихи. Герою остается только подобрать слова, чтобы облечь в них свои мысли. Помогает передавать эмоциональное состояние автора и то, что стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, сочетается с неточными рифмами (груши–обрушат, гривен-ливень). Февраль», анализ стихотворения Пастернака Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака, было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика». Позднее поэт открыл им раздел «Начальная пора» в персональном сборнике. «Февраль» существует в трех вариантах, датируемых 1912, 1928 и 1945 гг. На протяжении всей жизни Пастернак не раз возвращался к одному из самых любимых своих стихотворений, дорабатывал его, стремясь передать ощущение сиюминутности. В 1945 году поэт включил в сборник «Избранное» новый вариант произведения, однако спустя десятилетие вернулся к прежней его редакции. В итоге стихотворение, словно слепок текучей и изменчивой жизни, отражает внутреннюю и внешнюю реальность через впечатления, схваченные «на лету». Основной темой стихотворения является изображение природы, описание приближающейся весны, и сквозь призму картины природы дается картина порывов человеческой души и рождения поэзии. Основная идея «Февраля» заключается в обновлении природы и человеческой души в преддверии весны. В произведении нашло отражение увлечение поэта эстетикой символизма. Композиция включающего четыре катрена стихотворения состоит из трех частей. В лирическом зачине обилие глаголов в неопределенной форме с побудительным оттенком обозначает начало процесса движения и пробуждения в природе и душе человека. Уже в первом назывном предложении заявляется конфликт зимы и грядущей весны. Поэт приурочивает пейзаж к конкретному времени года, подчеркивая реальность происходящего, и улавливает то мгновение исхода зимы, когда она переходит в весну. В основной части тема сдвигов, которые несет с собой весна, получает свое дальнейшее развитие. Хотя февраль вызывает ассоциации со снегом и морозом, образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны – грохочущая слякоть, грачи, проталины, лужи, ливень. Лейтмотивом стихотворения являются слезы: это и поток слез человека, и поток дождя, и поток чернил и стихов. Слово «навзрыд» начинает и заканчивает произведение, замыкая его композицию в кольцо. В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность. Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд». Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах – его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры («чрез благовест, чрез клик колес»). Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения. Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения – черный – относится как к миру человека (чернила), так и окружающему миру (весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши). Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез». Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода – в слякоти, ливне и лужах. Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм (гривен – ливень, груши – обрушат). Внутренние рифмы в перекрестной рифмовкетакже подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы. Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты (сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть), непривычные метафоры (ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит) и оригинальное сравнение (грачи, «как обугленные груши»). «Февраль» отличает фоническое своеобразие: в нем соседствуют ассонанс «у» («сорвутся в лужи и обрушат») и звуковой повтор сонорных («чрез благовест, чрез клик колес»). Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд». В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души. Примерный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм". Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830). Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них! Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты. Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения. Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) -- катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части -- первые два стиха (стихотворные строки) и последние два. Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится". В стихотворении присутствуют две стихии -- земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение. Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением -- отсутствием местоимений "я", "ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики -- не эмпирической, а предельно отвлеченной ("последний час природы", "все зримое", "божий лик"). Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой: "Когда пробьет последний час природы..."; "Когда последний час природы пробьет ..." В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором -- оно логическое. Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и", многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!" Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными -- "земных", "них") и женскими (безударными -- "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы -- воды), так и неграмматические (земных -- них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне. Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа", все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы "разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха "Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U -- безударный, I -- ударный): UI/UI/UI/UU/UI. Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической. Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"): II/UU/UI/UI/UI/U. В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II -- два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения. В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все зримое" (от старославянского слова "зрак" -- "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха. Предложенный анализ, как уже отмечалось выше, не является "ключом", с помощью которого можно "открыть" любой поэтический текст. | |