СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская филолога

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастерская филолога»

Мастерская филолога

План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения

(1 вариант)


  Историческая справка

  Тема произведения

  Выявление сюжета произведения или лирического сюжета со всеми его составляющими

  Роль детали

  Образ лирического героя

  Композиция

  Стиховая организация произведения (размер, ритм, звукопись)

  Жанр

  Смысл названия

  Идея произведения

  Контекст

 Алгоритм анализа

Тема


Лексика (эпитеты, образы, детали, глагольные формы)

Выписать

Комментарии

Синтаксис (структура предложения, строфы;

интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)



Звукопись





Идея



1.      Выделить образы и детали для комментария. Прокомментировать.

2.      Составить  связное высказывание, опираясь на комментарий.

3.      Сделать выводы по содержанию произведения.

4.      Показать, как проявились особенности стиля поэта.


5.      Какие черты, характерные для эпохи проявились в данном произведении? 


План анализа лирического произведения

(2 вариант)

І. Дата написания

II. Биографический комментарий с использованием фактического материала

ІІІ. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. Эмоциональная окраска чувств

4. Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др. Поэтический синтаксис (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).

4. Стихотворный размер

5. Рифма

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).


Попытаемся раскрыть пункты этой схемы, этого плана разбора лирического произведения.

1) Как уже отмечалось ранее, что смысловым центром стихотворения является описание той или иной ситуации, зачастую связанной с биографией поэта. От этого следует отталкиваться. Ситуация, воплощенная в этом материале, который представляет поэту язык, называется темой стихотворения. Нередко тема уже заявлена в названии: «Тоска по родине»; «Зимнее утро». Иногда название имеет символическое звучание: таков лермонтовский «Парус» или тютчевский «Фонтан». Если же стихотворение не имеет названия, нужно научиться выделять в нем «ключевые слова» - те, которые насыщены максимальной информацией. Например: темой пушкинского «Я вас любил» является переживание уходящей любви. Итак, тема – это то, о чем говорится в стихотворении.

2) Автор выбирает ту или иную тему потому, что увидел в ней что-то новое, интересное, то, о чем он хочет поведать читателю. Это «что-то» называется идеей. В ней отражено авторское восприятие описываемой ситуации: либо навеянные ею мысли, либо связанный с нею эмоциональный порыв, а чаще всего и то и другое вместе. Охарактеризовать идею сложнее, чем тему. Чтобы определить идею, после прочтения нужно задаться вопросом: а зачем поэту понадобилось обращаться к этой теме, что он хочет сообщить с её помощью? Или зайти с другой стороны: что нового я открыл для себя, прочитав стихотворение? Наверное, каждый ответит на эти вопросы по-своему. «Идея» - понятие субъективное и однозначного решения здесь не может быть в принципе.

3) Надо заметить, что во многих лирических стихотворениях часто присутствует конфликт. В этом случае отдельные образы противопоставляются друг другу. Например: лирический герой (своеобразны двойник автора, названный в тексте или скрытый в его образной ткани) противостоит окружающему; реальность данного момента – воспоминанию; покой – движению; небо – земле. Конфликт требует развития и реализуется в лирическом сюжете. Существует и бесконфликтная лирика (в пейзажных стихотворениях) .

4) Следующая часть анализа связана с определением жанровых особенностей стиха. Надо заметить, что поэт не свободен в выборе, он связан литературными обычаями и нормами, царящими в ту или иную эпоху. Есть определенные, установленные образцы. Жанр – это и есть сформулированная традицией норма отбора типовых жизненных ситуаций и средств их воплощения в поэтическом тексте. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Но жизнь вносит в поэзию новые ситуации, и возникают их художественные воплощения. Например, А. Ахматова внесла жанр «отрывка»; В. Маяковский – жанр политической «агитки». Жанр, вообще, понятие живое и подвижное.


5) Формальные средства построения стихотворения.

1) Размер. Он создается чередованием сильных и слабых слогов.



Хорей – V \ – V

Ямб V – \ V –

Дактиль – V V \ –VV

Амфибрахий V–V \ V–V

Анапест VV– \ VV–

2) Рифма – совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких строчек.

А) она бывает точная (поздно - грозно) и неточная (вечером – нечего)

Б) в зависимости от положения ударения

Мужская (корабль – журавль) последний слог от конца;

Женская (острожник – подорожник) на втором слоге с конца;

Дактилическая (улица - хмурится) на третьем слоге от конца;

В) В строке рифмующиеся строчки стоят в определенном порядке:

         аабб - парная;

         абаб - перекрестная;

         абба – кольцевая (опоясывающая)

3) ритм. Именно он обуславливает специфику построения художественного образа в стихотворном тексте. Ритмическое подчёркивание слов, и звуков заставляет их значить нечто большее, чем в обычной речи.

На фонетическом фоне большую роль играют звуковые повторы:аллитерация (повтор согласных букв); ассонанс (повтор гласных букв). Иначе это называется звукопись.

На морфологическом уровне обнаруживается интерес поэта к внутреннему строению слова.

Особенности лексики (бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.)

На уровне синтаксиса: параллелизм, эллипсис, поэтические повторы и другие стилистические фигуры (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, многосоюзие, бессоюзие).

Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.

4) и наконец, выразительные средства языка, так называемые,тропы.

Эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, и тому подобное, их нужно не просто найти, но и определить их роль в создании образа, воплощение темы идеи.

 a.       Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

       эпитет - художественное определение;

       сравнение;

       аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

       ирония - скрытая насмешка;

       гипербола - художественное преувеличение;

       литота - художественное преуменьшение;

       олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

       метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

       паралеллизм.

b.      Стилистические фигуры:

       повторы/рефрен;

       риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

       антитеза/противопоставление;

       градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

       инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

       умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

c.       Поэтическая фонетика:

       аллитерация - повторение одинаковых согласных;

       ассонанс - повторение гласных;

       анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

       эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

d.      Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.


 Заготовленные клише.

В стихотворении: (автор, название) говорится о :

Стихотворение пронизано :. настроением.

Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения.

Стихотворение можно разделить на : части, так как : .

Звучание стихотворения создаёт : ритм.

Короткие (длинные) строки подчёркивают : .

В стихотворении мы словно слышим звуки : . 

Поэт хочет запечатлеть словами : .

Для создания настроения автор (поэт) использует : .

С помощью : поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : .

Используя :, поэт создаёт образ : .

Лирический герой этого стихотворения представляется мне : . : ассоциируется с : .

Образ : вызывает ассоциации с : . 


























Работа над художественным образом

Субъектная организация повествования:


Повествование может быть:


Личное:

        От лица лирического героя (исповедь)

        От лица героя-рассказчика

Безличное:

  • От лица повествователя


Персонажи:

 Главные

 Второстепенные

 Эпизодические

 Собственно действующие лица

 Упоминаемые (эпос, лирика)

 Внесценические (драма)


ПОРТРЕТ


ПОРТРЕТ - ОПИСАНИЕ

ПОРТРЕТ-СРАВНЕНИЕ

ПОРТРЕТ-ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Описание опирается на физиологию, а не психологию личности. Перечень портретных деталей

С другими персонажами; литературным стереотипом; с явлениями или предметами

Воплощает внутренний мир во внешнем облике:«Лицо его как будто дверью прищемлено…» А. Чехов


Краткий, с минимумом деталей

Подробный, обильно детализируемый

Лаконичность, приводящая к возрастанию роли художественной детали

Обилие подробностей, нередко избыточное

Статический

Динамический

Единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа

Плюшкин – «Мертвые души» Н. Гоголя

Детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения

Наташа – «Война и мир» Л. Толстого

Описание неизменных статических деталей

Описание внешности в динамике

Цвет волос, глаз, черты лица, фигура

Улыбка, смех, жесты, мимика, походка, плач, выражение лица


Приемы создания художественного образа человека:


Внешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;

Психологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя;

 Характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя, в его речи; характеристике героя через его действия и поступки в системе сюжета;

Прямая авторская характеристика – она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической)

Характеристика героя другими действующими лицами;

Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставления им;

Изображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер);

Изображение природы – помогает лучше понять мысли и чувства персонажа;

 Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

Художественная деталь – описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

 Наличие или отсутствие прототипа


Виды образов – персонажей:

ЛИРИЧЕСКИЕ  – в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии)


ДРАМАТИЧЕСКИЕ – в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора»; т.е. автор использует для  характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);


ЭПИЧЕСКИЕ – автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках)


 ПЕРСОНАЖИ

могут группироваться:

  По классовому признаку

  По сущности

  По сюжетной роли

  На основе их непосредственного участия в конфликтах 


Примерный план характеристики

художественного образа-персонажа


I. Место  персонажа в системе образов произведения.

II. Характеристика персонажа как определенного социального типа:

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

 характер деятельности и основных жизненных устремлений;

 влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

 тип отношения к окружающим;

 особенности внутренних переживаний.

               5. Авторское отношение к персонажу.

               6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

 с помощью портрета;

 в авторской характеристике;

 через характеристику других действующих лиц;

 с помощью предыстории или биографии;

 через цепь поступков;

 в речевой характеристике;

 через «соседство» с другими персонажами;

 через окружающую обстановку.


III. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.      


























Примерный план анализа лирического произведения

1.Кем и когда написано стихотворение? 
2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость. 
3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.) 
4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. 
5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы). 
6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя. 
7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. 
8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.

9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения 
10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.




Некоторые литературоведческие термины

метрика — наука о стихотворных размерах

спондей
 — в двухсложных размерах силлабо-тонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов

пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе

цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы

фоника — раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции

аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи

ассонанс
 — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи

глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов

гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.
дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге

двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма

закрытая рифма
 — рифма, заканчивающаяся на согласный звук

кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА

конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы

мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге

начальная рифма — рифма из первых слов в строках

открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки

перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ

двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

терцет
 — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.

четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии

пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

октава — восьмистишие ABABABCC

онегинская строфа
 — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений

метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных

эпитет
 — слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства

сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим

перифраз
 — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки

гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления

аллюзия
 — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический

анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения

антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений

градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости

инверсия
 — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок

синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ

эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания

эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф


План анализа лирического произведения


1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.


2. Биографический комментарий.


3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)


4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.


5. Анализ структуры произведения:

а) основные образы;

б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

г) стихотворный размер, рифма;

д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).


Помните:

1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.


2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.


3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.


4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жиз­ни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и собы­тие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности авто­ра, обретает общечеловеческое значение.


Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, пережи­вания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отож­дествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.


Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.


Пафос (от греческого pathos — страдание, вооду­шевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведе­ния (трагический, героический, сатирический пафос и др.).


Жанры лирики:

  1. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)

  2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)

  3. Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)

  4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)

  5. Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.

  6. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)

  7. Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.

  8. Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)

  9. Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)

  10. Лирические стихотворения

  11. Мадригал небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.

  12. Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...»)

  13. Белый стих - нерифмованный стих.

  14. Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)


Изобразительно-выразительные средст­ва

1. Тропы — это обороты речи, в которых слова и выраже­ния употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Тропы:

  • Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. задумчивых ночей», «парус одинокий»). В народно-по­этическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.


  • Олицетворение — вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. (Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается ра­дость(Пушкин).


  • Метафора — троп, в котором употребляются слова и вы­ражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: Очарованный поток" Жуковский;Живая колесница мирозданья" Тютчев.)


  • Сравнение — троп, в котором одно явление или поня­тие объясняется посредством сопоставления его с дру­гим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).


  • Метонимия (от греческого metonumia — переиме­нование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии яв­ление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновремен­но два явления — кушанье и тарелку.)


  • Синекдоха — один из видов метонимии, в основе ко­торого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними со­отношения. Иначе говоря, сло­весный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­бые..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)


  • Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небе­сами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).


  • Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предме­та или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)


  • Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительно­сти. Суть их состоит в особом синтаксическом построе­нии речи.


Стилистические фигуры:


  • Аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)


  • Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный» Пушкин).


  • Анафора — повтор частей относительно самостоятель­ных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди,когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара». К.Симонов)


  • Противоположная анафоре эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.


  • Риторическое обращение — придание авторской инто­нации торжественности, патетичности, иронии и т. п. «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов).


  • Риторический вопрос — такое построение речи, при ко­тором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усили­вает эмоциональность высказывания. (И над отечест­вом ... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).


  • Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении «Люблю я Кавказ» названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.)


  • Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)


  • Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. (Люблю Отчизну я, но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)


  • Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)


  • Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко под­разумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермон­тов). Пропущен глагол - вышли.


  • Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).


  • Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе...кинжалом я вла­дею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).


  • Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличе­ние) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).


  • Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).


  • Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Чехов)



3. Звукопись:

    • Аллитерация — повторение согласных звуков, пре­имущественно в начале слов.Пора, перо покоя просит...» Пушкин.)


    • Ассонанс — повторение гласных звуков, преимуще­ственно ударных, в стихотворной строке.


Особенности поэтической речи и стихосложения


Стих — строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя­ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не­велика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про­стейшие строфы — четверостишия и двустишия, кото­рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).


I. Строфика:

  • Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.


  • Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.


  • Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.


  • Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов


  • Октава — восьмистишие ABABABCC


  • Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)


  • Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)


II. Метрика — наука о стихотворных размерах


Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической ос­новой стиха, по ней определяется стихотворный раз­мер.


Стихотворные раз­меры силлабо-тонического стиха.


1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)

  • Хорей - размер, в котором ударение приходит­ся на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)


  • Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть мо­жет..." Пушкин.)


Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)


2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударно­го и двух безударных слогов.)

  • Дактиль — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).


  • Амфибрахий — трехсложный метр с ударени­ем на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).


  • Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жад­но глядишь на дорогу..." Некрасов).


III. Рифма - созвучие концов стихов.


Рифмы:

  • Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге

  • Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

  • Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.

  • Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.


IV. Рифмовка:

Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифму­ющиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

Перекрестная — в четверостишии, ког­да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема — АБАБ.

Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.


Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема — ААББ.



Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!

Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им. Темой стихотворения является скорый приход весны. Поэт начинает произведение со слова «Февраль», что сразу же заставляет человека подумать о слякотной и чуть холодной погоде. Холод и снег – союзники февраля. Читатель должен прочувствовать всю атмосферу данного месяца. 
Дальнейшие слова поэта гласят о том, что вскоре наступит весна. Ветреная погода, слякоть и прочие атрибуты весны будто встают перед глазами.

В данном произведении акцент делается на черном цвете, что заставляет ассоциировать данный факт с землей, которая выглядывает из-под тающего снега. Обычно черный цвет является трауром и грустью, но не в данном стихотворении. Пастернак ассоциирует черный цвет с пробуждением Земли, началом новой жизни, избавлением от стуж и холода. Можно сказать, что в своем произведении поэт выражает конфликт двух пор года – весны и зимы.

Но также поэт говорит о том, что помимо пробуждения весны, наступления данной поры года, происходит пробуждение вдохновения и поэзии. Поэт способен слагать стихи, и чем «случайней», тем лучше они выходят.

В данном стихотворении подняты такие темы как: пробуждение весны, уход зимы и стужи, пробуждение земли и природы ото сна, а также пробуждение и становление поэзии и вдохновения.

Произведение глаголет читателю о том, как взаимосвязана природа и поэзия. Природа, ее пробуждение, очень сильно влияет на поэтическое вдохновение. Стихотворение является очень эмоциональном, будто писалось в порыве какой-либо эмоции. Последними строками Пастернак описывает свой внутренний мир и терзания.

Данное стихотворение замечательно описывает связь смены поры года с вдохновением и поэзией.

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернака

Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя - это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи».

Эти изменения переполняют душу эмоциями, вызывают ощущения сопричастности происходящему вокруг. Именно поэтому мир окружающей действительности и мир чувств поэта оказываются созвучными, переплетенными в стихотворении. Так, в окончании первой строфы читатель явственно слышит перестук колес о мостовую ("грохочущая слякоть"), видит черные прогалины земли и ощущает эмоции лирического героя с нетерпением ожидающего перемен ("весною черною горит").

Во второй строфе использована метонимия - сопоставление быстроты движения пролетки "чрез благовест..., клики колес" и полета мысли лирического героя («перенестись туда, где ливень…»).

Для придания художественной выразительности автор использует метафору, называя грачей «обугленными грушами». Этот прием помогает передать своеобразие восприятия происходящего в мире лирическим героем и его отношение к происходящему. Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение.

Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами:

… Достать чернил и плакать, 
Писать о феврале навзрыд.

Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение. Оно передает внутреннее напряжение поэта и то, как приходит к нему вдохновение. Любой толчок извне, любая случайность рождает стихи. Герою остается только подобрать слова, чтобы облечь в них свои мысли.

Помогает передавать эмоциональное состояние автора и то, что стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, сочетается с неточными рифмами (груши–обрушат, гривен-ливень).

Февраль», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака, было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика». Позднее поэт открыл им раздел «Начальная пора» в персональном сборнике. «Февраль» существует в трех вариантах, датируемых 1912, 1928 и 1945 гг. На протяжении всей жизни Пастернак не раз возвращался к одному из самых любимых своих стихотворений, дорабатывал его, стремясь передать ощущение сиюминутности. В 1945 году поэт включил в сборник «Избранное» новый вариант произведения, однако спустя десятилетие вернулся к прежней его редакции. В итоге стихотворение, словно слепок текучей и изменчивой жизни, отражает внутреннюю и внешнюю реальность через впечатления, схваченные «на лету».

Основной темой стихотворения является изображение природы, описание приближающейся весны, и сквозь призму картины природы дается картина порывов человеческой души и рождения поэзии. Основная идея «Февраля» заключается в обновлении природы и человеческой души в преддверии весны. В произведении нашло отражение увлечение поэта эстетикой символизма.

Композиция включающего четыре катрена стихотворения состоит из трех частей. В лирическом зачине обилие глаголов в неопределенной форме с побудительным оттенком обозначает начало процесса движения и пробуждения в природе и душе человека. Уже в первом назывном предложении заявляется конфликт зимы и грядущей весны. Поэт приурочивает пейзаж к конкретному времени года, подчеркивая реальность происходящего, и улавливает то мгновение исхода зимы, когда она переходит в весну. В основной части тема сдвигов, которые несет с собой весна, получает свое дальнейшее развитие. Хотя февраль вызывает ассоциации со снегом и морозом, образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны – грохочущая слякоть, грачи, проталины, лужи, ливень. Лейтмотивом стихотворения являются слезы: это и поток слез человека, и поток дождя, и поток чернил и стихов. Слово «навзрыд» начинает и заканчивает произведение, замыкая его композицию в кольцо. В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность.

Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах – его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры («чрез благовест, чрез клик колес»). Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения.

Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения – черный – относится как к миру человека (чернила), так и окружающему миру (весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши). Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез».

Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода – в слякоти, ливне и лужах.

Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм (гривен – ливень, груши – обрушат). Внутренние рифмы в перекрестной рифмовкетакже подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы.

Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты (сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть), непривычные метафоры (ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит) и оригинальное сравнение (грачи, «как обугленные груши»). «Февраль» отличает фоническое своеобразие: в нем соседствуют ассонанс «у» («сорвутся в лужи и обрушат») и звуковой повтор сонорных («чрез благовест, чрез клик колес»). Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд».

В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души.



Примерный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм".

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).

Когда пробьет последний час природы, 
Состав частей разрушится земных: 
Все зримое опять покроют воды, 
И божий лик изобразится в них!

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.

Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) -- катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части -- первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится".

В стихотворении присутствуют две стихии -- земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением -- отсутствием местоимений "я", "ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики -- не эмпирической, а предельно отвлеченной ("последний час природы", "все зримое", "божий лик").

Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:

"Когда пробьет последний час природы..."; 
"Когда последний час природы пробьет ..."

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором -- оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и", многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!"

Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными -- "земных", "них") и женскими (безударными -- "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы -- воды), так и неграмматические (земных -- них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа", все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы "разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха "Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U -- безударный, I -- ударный):

UI/UI/UI/UU/UI.

Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической.

Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"):

II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II -- два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все зримое" (от старославянского слова "зрак" -- "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

Предложенный анализ, как уже отмечалось выше, не является "ключом", с помощью которого можно "открыть" любой поэтический текст.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!