МБОУ «Кезская СОШ №2»
Рассмотрена на
методсовете Составлена на основе ФГОС ООО
Протокол №
от « » августа 2019 г.
Принята на педсовете
Протокол №
от « » августа 2019 г.
«Утверждено»
Директор школы:________
( Докучаев А.В.)
Приказ №
от « » августа 2019 г.
Рабочая программа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, по теме
Мастерская по биологии «Удивительный мир природы»
6 класс
2019 – 2020 учебный год
Составитель: Ефремова Татьяна Арефиевна, учитель биологии , педстаж 32 года, первая квалификационная категория
п. Кез, 2019 год
2. Планируемые предметные результаты освоения биологии в основной школе:
2.1 Предметные результаты
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов ;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, ;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования ;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2.2 Метапредметные результаты
2.2.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной:
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам
4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;
5.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи.
6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции
7.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
3. Содержание учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема раздела, количество часов | № урока | Тема урока | Дидактические единицы в соответствии с содержанием учебного предмета | |
Тема 1. Введение (1 час) | 1 | Живой организм, его среда обитания и условия существования Вводный инструктаж по ТБ | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. |
Тема 2. Свет в жизни растений (2ч) | 2 | Влияние света на рост и цветение растений. | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. |
3 | Свет как экологический фактор. Лабораторная работа №1 « Строение кожицы листа» | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. |
Тема 3. Тепло в жизни растений (1ч) | 4 | Тепло как условие жизни растений. Практическая работа №1 « Изучение сельскохозяйственных растений своей местности» | Среда обитания. Факторы среды обитания. Растительный мир родного края. |
Тема 4. Вода в жизни растений (2ч) | 5 | Влажность как экологический фактор | Среда обитания. Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в водной среде |
| 6. 28.02 | Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости организмов» | Среда обитания. Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в водной и увлажненной среде . |
Тема 5 Жизнь под землей (3 часа) | 7 06.03 | Почва – среда жизни растений и организмов. | Рассматривают почву как среду обитания растений и животных. |
8 13,03 | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Практическая работа №3 «Ознакомление с почвенным составом местности» | Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. |
9 20.03 | Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. | Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. |
Тема 6. Разнообразие цветковых растений (7 часов) | 10 10.04 | Группы растений по их хозяйственному значению: культурные и дикорастущие | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. |
11. 17.04 | Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. | |
12 24.04 | Сорняки и их значение. | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. | |
13 08.05 | Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. |
14 08.05. | Практическая работа №4 «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.. Сезонные явления в жизни растений. Растительный мир родного края. | |
15 | «Красная книга Удмуртской Республики». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. | |
16 | Растения под охраной Практическая работа №2 «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | Нормы и правила сбора дикорастущих растений | |
17 | Проектная работа «Зачем нужны цветковые растения?» | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. | |