СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская по биологии "Удивительный мир природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разработку рабочей программы мастерской по биологии "Удивительный мир природы"для учащихся 6 класса . Программа создана с целью формирования у учащихся предметных и метапредметных результатов в области применения биологических знаний и умений в повседневной жизни,рационального природопользования и здоровьесбережения.

Просмотр содержимого документа
«Мастерская по биологии "Удивительный мир природы"»


МБОУ «Кезская СОШ №2»





Рассмотрена на

методсовете Составлена на основе ФГОС ООО

Протокол №

от « » августа 2019 г.


Принята на педсовете

Протокол №

от « » августа 2019 г.


«Утверждено»

Директор школы:________

( Докучаев А.В.)


Приказ №

от « » августа 2019 г.



Рабочая программа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, по теме

Мастерская по биологии «Удивительный мир природы»

6 класс


2019 – 2020 учебный год



Составитель: Ефремова Татьяна Арефиевна, учитель биологии , педстаж 32 года, первая квалификационная категория






п. Кез, 2019 год



2. Планируемые предметные результаты освоения биологии в основной школе:

2.1 Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов ;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, ;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования ;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Ученик научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



2.2 Метапредметные результаты


2.2.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального

народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной:

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения

к собственным поступкам

4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

5.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение

к членам своей семьи.

6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции

7.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;







3. Содержание учебного предмета


3. Содержание учебного предмета

Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



Тема раздела, количество часов

№ урока

Тема урока

Дидактические единицы в соответствии с содержанием учебного предмета



Тема 1.

Введение

(1 час)


1

Живой организм, его среда обитания и условия существования

Вводный инструктаж по ТБ

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.


Тема 2.

Свет в жизни растений (2ч)







2


Влияние света на рост и цветение растений.


Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.


3

Свет как экологический фактор.

Лабораторная работа №1

« Строение кожицы листа»

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.


Тема 3.

Тепло в жизни растений (1ч)



4


Тепло как условие жизни растений.

Практическая работа №1

« Изучение сельскохозяйственных растений своей местности»

Среда обитания. Факторы среды обитания. Растительный мир родного края.



Тема 4.

Вода в жизни растений (2ч)



5

Влажность как экологический фактор

Среда обитания. Факторы среды обитания.

Приспособления организмов к жизни в водной среде


6.

28.02

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости организмов»

Среда обитания. Факторы среды обитания.

Приспособления организмов к жизни в водной и увлажненной среде .

Тема 5

Жизнь под землей (3 часа)







7

06.03

Почва – среда жизни растений и организмов.

Рассматривают почву как среду обитания растений и животных.

8

13,03

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

Практическая работа №3

«Ознакомление с почвенным составом местности»

Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

9

20.03

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.

Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

Тема 6. Разнообразие цветковых растений (7 часов)


10

10.04

Группы растений по их хозяйственному значению: культурные и дикорастущие

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.


11.

17.04

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.





12

24.04

Сорняки и их значение.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.



13

08.05

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.


14

08.05.

Практическая работа №4

«Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.. Сезонные явления в жизни растений.

Растительный мир родного края.



15

«Красная книга Удмуртской Республики». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.


Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.

Растительный мир родного края.



16

Растения под охраной

Практическая работа №2

«Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Нормы и правила сбора дикорастущих растений


17

Проектная работа «Зачем нужны цветковые растения?»

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.

Растительный мир родного края.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!