МБДОУ «Одесский детский сад»
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (лепка)
Тема «Золотая рыбка»
Воспитатель
средней группы № 14
Филоненко О.С.
Одесское 2012г
Цель: Развивать творческое воображение через создание образов аквариумных рыб с помощью различных материалов.
Задачи:
Формировать приемы лепки: катание шарика, колбаски, разглаживание, прищипывание.
Формирование представлений о рыбе и ее частях,: туловище, голова, плавники, хвост.
Развивать умение принимать задачу и действовать в соответствии с ней, отвечая на вопросы.
Развитие мелкой моторики рук при лепке рыб.
Воспитывать внимательность и аккуратность при работе.
СОД в интеграции с образовательными областями: познание, коммуникация, художественное творчество.
Оборудование: Шаблоны рыбок, пластилин разных цветов, перец горошек, крупы: рис, гречка, горох, дощечки, стеки, ракушки, перья, макаронные изделия, сказочный герой мишка, аквариум, ТСО.
Предварительная работа: беседа об аквариумных рыбках, рассматривание живых рыб в аквариуме, уход за ними, рассматривание иллюстраций с изображением рыб, водорослей, лепка рыб, чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», составление силуэта рыб из разных геометрических фигур.
Словарная работа: скатать, сплющить, плавники, чешуя, жабры, проворная, название рыб – скалярия, вуалехвост, меченосец, телескоп.
Демонстрационный материал: интерактивная доска.
Методические приемы: наблюдение, беседа, показ, анализ деятельности.
Ход НОД:
Дети входят в зал и становятся полукругом.
Чтение детям стихотворения «Крошка-рыбешка»;
В канавке поймали мы
Крошку-рыбешку,
Устроили в банке
Рыбешке кормежку.
Решили: пусть вырастет
Рыбка с кита!
Но рыбка попалась,
Как видно, не та?
Не могут расти
Без конца караси,
Как не корми их
И как не проси!
Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?
Я вам загадаю загадку, а вы послушайте внимательно.
«Этот дом не деревянный
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный,
Нет и номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы-
Знаменитые пловцы.» (аквариум)
Ребята, скажите, кто в аквариуме живет? (рыбки, улитки)
Как вы думаете, что находится в аквариуме? (песок, камешки, грунт, доросли).
Вы уже знаете, что рыбы бывают разные. Посмотрите, на доску есть рыбы, которые живут не только в аквариумах, но и в морях, океанах. Рыбы, которые живут в море, бывают разных размеров большие и чуть меньше. Есть еще такие рыбы, которые живут в реках и озерах. Посмотрите на доску. А в аквариуме живут самые маленькие рыбки.
Вот эта рыбка живет в аквариуме. Ее зовут? (золотая рыбка)
Посмотрите, какая она? (маленькая, оранжевая, золотая, как в сказке, красивая)
Что делает золотая рыбка? (она плавает)
Еще можно сказать, что она проворная другими словами быстрая, ловкая, юркая.
Посмотрите на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Как вы, думаете, для чего нужны рыбам жабры? Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.
Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники? (чтобы плавать)
Верно, плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». Как двигаются жабры, когда рыбка дышит? (они опускаются и поднимаются)
А чем покрыто туловище рыбки? (чешуей)
Есть много и других аквариумных рыбок, посмотрите.
В нашем аквариуме, который стоит в группе живут не только рыбки, а кто еще? (улитки)
Какая польза от улиток? (они очищают стенки аквариума)
Скажите, а как же мы заботимся о рыбках в группе? (кормим их, меняем воду, в порядке поддерживаем кислородный фильтр, протираем стенки аквариума)
Ребята, но запомните: нельзя стучать по стеклу – рыбка пугается, и можно разбить аквариум. Нельзя ловить рыбкуруками, можно ее уронить.
Слышится, как плачет мишка.
Вы слышите, кто-то плачет? (да)
Кто же так плачет? (это мишка наш плачет)
Что случилось, мишка, почему ты плачешь?
Мишка: у меня тоже был аквариум, но я стучал по стеклу, и он разбился. Я купил себе новый, но рыбок в нем нет.
Вос-ль: а где же твой аквариум?
Мишка: вот он.
Вос-ль: Не плач, мишка. Ребята, а мы сможем помочь мишке? А как?
Давайте поможем мишке, сделаем ему рыбок для аквариума.
Из чего можно сделать рыбок? (из бумаги, из ткани, из природного материала, из ниток, из бусин сплести)
А я вам покажу из пластилина.
Проходите, садитесь за стол.
Перед тем, как лепить давайте с вами подготовим пальчики.
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
(2 ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(ладони поочередно сжимаем в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро – быстро уплыла.
(помахать рукой)
За столом рассказываю порядок и способ лепки.
Сначала скатываем шар и вытягиваем его в овал – это туловище. Плавники и хвост можно сделать, выбрав материал ракушки или перья, макароны. Рот сделаем, используя крупу, глаза из горошка перца, туловище украсим разным материалом.
Итог: Ребята, посмотрите, каким теперь аквариум получился? (красивый, живой, сказочный). А кто теперь живет в мишкином аквариуме? (рыбки)
А рыбки, у нас какие получились? Как ты считаешь Вова? А ты Настя, какую рыбку слепила? Какое название у твоей рыбки Виталина? А у тебя Маша? А из какого материала делали плавники и хвост? Чем украшали туловище рыбки?
В: Мишка, а теперь тебе нравится твой новый аквариум?
М: Да, как много в нем рыбок, да еще какие красивые, сказочные и такие разные. Спасибо, ребята вам вы очень постарались и меня порадовали. Я вам хочу пообещать, что я буду хорошо заботиться о рыбках.
Сегодня, ребята мы с вами узнали новую информацию о рыбах, аквариуме, сделали интересную работу. Наш мишка отправится к своим медвежатам и покажет им новый аквариум. Попрощайтесь с мишкой.
Дети: Досвидания, мишка!
Ну, а нам тоже пора возвращаться в группу.