«Мастерская Самодельника»
Знакомство с профессией плотник
Цель: помочь учащимися определиться в своих профессиональных интересах, способностей, склонностей, а также формировать представления о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, познакомить с доступными профессиями.
Задачи:
Расширение знаний о мире профессий;
Формировать интересы и склонности к разным видам трудовой деятельности;
Формировать мотивы и интересы к какой-либо определённой сфере человеческой деятельности;
Способствовать формированию социально-активной позиции, самостоятельности, умения ставить цели, планировать, выполнять и оценивать результаты своей деятельности.
Образовательная: ознакомить с видами скворечника; ознакомить с технологией изготовления скворечника из древесины;
Развивающая: закрепить умения и навыки по технологии обработки древесины;
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Организационный момент урока:
Подготовка инструментов для работы, инструктаж по технике безопасности, проверка наличия спецодежды.
Сообщение темы урока.
Объявление целей и задач урока:
Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами продолжим разговор о том, что является очень важным в жизни каждого человека о профессиях. Сейчас Вы еще юные, но, после 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой продолжишь своё дальнейшее обучение. На наших занятиях, я знакомила вас с профессией, которая включает в себя различные навыки и умения пользования различным инструментом. Давайте вспомним их:
Инструменты : топор, рулетка 3 - 10 метровая, молоток, пила, клещи, пассатижи, угольник, уровень, набор отвёрток и шестигранников, дрель, шуруповёрт, электроотвёртка, нож-резак, электролобзик, стамеска, стусло, рубанок.
-Молодцы, а как называется рабочий, который часто использует эти инструменты? (ответы учащихся)
Потник – специалист по обработке древесины, изготавливающий из древесины различные детали и строительные конструкции. Плотник занимается обработкой древесины, строительством и ремонтом бань, мостов, домов и других сооружений из дерева, деревянных панелей, а также изготовлением арок, балок, деревянных полов, установкой деревянных оконных рам, дверей, заборов, сборкой различных деревянных конструкций. Участвует в постройке и ремонте жилых домов, мостов и других сооружений. Плотник рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери, строительные леса, заборы и т.п.
А мы с Вами еще маленькие плотники и поэтому начнем знакомство с профессией с изготовления маленького изделия -скворечника.
II. Изучение нового материала
Вступительная беседа о видах и форме скворечников.
Не понятно почему, но скворечники не считаются настоящими столярными изделиями и обычно их делают только начинающие. Однако смастерить красивый скворечник сложнее, чем кажется:
- скворечник должен привлекать птиц, а не отпугивать;
- скворечник должен быть удобным;
- в скворечнике не должно быть сквозняка;
- должен быть разборным, чтобы ежегодно очищать от мусора.
Какие бывают домики для птиц: (картинки на доске)
2.1Материалы для изготовления скворечника
Для изготовления пригоден тес, различные куски досок, рейки
Стандартные размеры для скворечника: передняя и задняя стенки – 20х30 см,
боковые стенки – 15х30, дно и втулка для крышки – 15х15, крышка – 20х25, леток – 40–45 мм. Толщина досок –1,5- 2 см. (каждая команда сама выбирает вид издания и его размер)
2.2 Последовательность сборки домика: к донышку крепятся боковые стенки, затем - передняя планка и, наконец, задняя. Наиболее простым в изготовлении является домик с прямоугольными стенками, без наклонной или двускатной крыши. Желательно, чтобы дно домика имело форму квадрата.
Крышка скворечника должна быть съемной для чистки и осмотра гнездовья. Внутренняя поверхность гнездовий должна быть не струганной: для удобства выбираться птицам наружу.
Если домик изготовлен из потемневших досок, то красить его не следует. Если доски свежие, лучше покрасить их снаружи морилкой или коричневой краской.
III. Сборка скворечника.
С помощью мерильных инструментов или шаблонов проверить качество изготовленной скворечника, указать на ошибки и недоделки.
Уборка рабочего места.
1. Наметить в передней стенке отверстие для летка. Просверлить коловоротом (электродрелью с перкой) и зачистить напильником леток.
2. Прибить к задней стенке планку.
3. Соединить переднюю и боковые стенки.
4. Прибить дно.
5. Прибить заднюю стенку.
6. Отпилить по наклону боковых стенок верхние концы передней и задней стенок.
7. Прибить крышку.
8. Тщательно проверить подгонку дощечек, устранить все щели.
Леток скворечника должен быть ориентирован на юго-восток.
Не используйте гвозди на 150 для крепления скворечника к дереву. Достаточно примотать его за крепежную рейку куском проволоки.
Итог урока.
Рефлексия. Учащийся оценивают результаты своей работы. Обсуждаем трудности возникшие при изготовлении изделия