Мастер-класс «Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога» Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Всё это позволяет обучать ребёнка в режиме деятельностного подхода. Что соответствует требованиям стандартов нового поколения. Только в диалоге развивается способность мыслить. М. М. Бахтин (философ, литературовед) Что нужно учителю для освоения технологии? (слайд 3) |
АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ Мельникова Елена Леонидовна
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
!!! Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.
«Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит проблему». И действительно, самое первое творческое звено проблемного урока – постановка учебной проблемы.
Слайд учебная проблема – это возникший или поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются некоторые исходные средства.
Рассмотрим типы проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением
При изучении темы Теплопроводность в начале урока идет постановка вопроса Можно ли воду в пробирке, на дне которой находится кусочек льда, заставить кипеть, но так, чтобы лед при этом не таял?
Для определения цены деления измерительного прибора сначала выполняем задание: Найти объем воды в мензурке.
Таким образом
Виды диалогов
слайд Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Побуждающий диалог. Приём №1
Тема урока Строение вещества.
Уважаемые коллеги я предлагаю вам представить себя учениками. Ведь совсем недавно Вы таковыми были. И попрошу, Вас активно включится, в учебный процесс. Я, сейчас ваш учитель я только приоткрываю вам двери, а вы сами должны войти в мир знаний. Для этого вам потребуется максимум внимания и старания.
Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом завтра». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
II. Этап постановки проблемной ситуации
Вы, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю марганцовки в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то … ;
*если опустить в чай кусок сахара, то …
Что Вас удивляет? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?
Из предложенных ответов мы можем сделать следующие выводы:
1.Все тела состоят из отдельных частичек.
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.
Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?» И есть ли между частицами промежутки.
Исследовательская работа №1.
Растворите крупинку марганца в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.
Исследовательская работа №2.
Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.
Исследовательская работа №3
Вам необходимо отмерить 50 мл. воды с помощью одной мензурки, 50 мл. медного купороса с помощью другой. Затем смешайте две жидкости.
Проделайте опыт теоретически: 50мл + 50мл=100мл
практически: посмотрите, сколько в мензурке стало жидкости? 97 мл., 98мл., 96 мл. Почему же так получилось? Вывод: все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки.
Решение проблемной ситуации: Таким образом, мы можем сделать важный вывод: Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы. Эти частицы названы молекулами (в переводе с латинского « маленькая масса»)
Молекула вещества это мельчайшая частица данного вещества.
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Мне очень понравилось с вами работать.
Тема урока Инерция
7 класс
Ответы учащихся: передо мной, на палубу, прямо мне в руки, в воду.
Далее ребятам говорю: «Итак, сколько же разных мнений у нас в классе?» - много мнений. «Значит, какой вопрос возникает?» - кто из нас прав, куда упадет мяч? Выясним, это изучив, тему урока
Используя побуждающий диалог формирую вопрос: куда упадет мяч?
Чтобы найти ответ, проведем ряд экспериментов. Пустим тележку с наклонной плоскости на стол, покрытый песком. Что наблюдаете? Тележка быстро остановилась. Почему это произошло? Помешал песок, он создал трение…
Уберем песок, и снова пустим тележку. Что наблюдаете? Тележка движется дольше, трение уменьшилось.
Сколько будет катиться тележка, если сделать стол идеально гладким, т.е. убрать силу трения? Тележка будет двигаться долго, пока что-то не повстречает на пути
Что можно сказать о скорости данной тележки? Будет сохранять свою скорость. Да.
Решение ПС
Такое свойство тел называется «инерция». Сформулируйте определение инерции Инерция – это свойство тел сохранять свою скорость при отсутствии действия.
Значит, куда же упадет мяч? Ответ: Прямо в руки, потому что он по инерции сохраняет свою скорость движения парохода.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Загадка
На крыше я висела,
Стройной я была,
Но солнышко пригрело…
И что же тут случилось?
Я в воду превратилась!
10 класс
Урок начинаю с диалог:
- итак, на прошлом уроке мы проходили тему…
- тепловые двигатели
- вспомним: что такое тепловые двигатели, где они применяются, основной принцип работы…
- отвечают на поставленные вопросы
- может ли сегодня человек отказаться от использования тепловых двигателей?
- конечно, нет, без них нет цивилизации
- значит, тепловые двигатели – великое благо?
- да, но не совсем. Они наносят вред природе
- это аспект тепловых двигателей мы изучали?
- пока нет
- значит, какая сегодня будет тема?
- тепловые двигатели и окружающая среда!
(8 класс)
слайд
ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ технологии, побуждающий и подводящий диалоги имеют достоинства и недостатки.
Виды диалогов
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление.
+ Максимально близок к жизненным ситуациям.
- Ученики могут увести в сторону от темы.
- Невозможно рассчитать время на уроке.
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление.
+ Просчитывается по времени.
+ Ведет к нужному результату коротким путем.
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
!!! Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Преимущества технологии проблемного диалога
Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
Регулятивные: умение решать проблемы.
Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка и т.п
Коммуникативные: умение вести диалог.
Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация и т.д.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение и т.д.
Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, оценивание ситуации, моральный выбор и т.д.
Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», а это
результат развития творческих способностей, логического мышления
Разница в учебной деятельности дает и разницу в результатах:
• У учащихся повысилась мотивация к изучению явлений природы;
• Повысился интерес к физике;
• Повысилось качество знаний;
• Учащиеся принимают активное участие в научно-практической конференции на школьном и муниципальном уровне.
И еще, применение отрывков из художественных произведений на уроках физики настолько повысили интерес учащихся и рост их познавательной активности, что учащиеся стали сами приносить мне литературные тексты с описанием физических явлений.
Игра действительно стоит свеч!
Пусть девизом изучать, применять, проводить проблемные уроки будут вот такие слова: «Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
16. Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда
Древняя мудрость