“ Формирование положительной мотивации
на здоровый образ жизни у детей и подростков
в условиях кружка”
(мастер-класс)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Забелина Маргарита Алексеевна
Цель мастер-класса :
повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании здоровьесберегающих технологий.
Задачи мастер-класса :
- представить некоторые методы и приемы работы по формированию положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей и подростков в условиях кружка;
- стимулировать внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс учреждения дополнительного образования;
- создать условия для профессионального роста педагогов в процессе проведения мастер – класса.
Определения термина «здоровье»
• индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
• индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
• здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).
• "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
(определение Всемирной организации здравоохранения (B03).
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя детского сада, школьного учителя, педагога дополнительного образования. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Включает в себя:
- плодотворную трудовую деятельность,
- отказ от вредных привычек,
- рациональное питание,
- оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом.
Здоровый образ жизни позволяет нам ощущать себя полноценными, востребованными членами общества.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ?
Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.
Формирование мотивов здоровья - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к сохранению и укреплению здоровья; осознания их обучающимися и дальнейшего саморазвития ими своей мотивационной сферы.
Приоритетные задачи образования:
- сохранение и укрепление здоровья учащихся,
- формирование у них ценности здоровья,
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, основанном на принципах нравственности, рационально-организованной, активной, трудовой, закаливающей, защищающей от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяющей сохранять нравственное, физическое и психическое здоровье.
Методы и приемы формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей и подростков
Рассказывание сказки и беседа по ее содержанию .
Педагог. Жизнь – это богатство, данное каждому, и очень хочется, чтобы она у каждого человека была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь? (ответы детей)
Педагог. Мы вам сейчас расскажем сказку, а вы внимательно слушайте и затем ответьте на вопрос: с каким волшебником мы повстречаемся?
В одной стране когда-то
Жил-был один король,
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Он очень мало двигался
И много очень ел,
И каждый день, и каждый час
Все больше он толстел.
Одышки и мигрени
Измучили всего,
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражен, капризен –
Не знает, почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
Росли у него детки.
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад.
Но вот волшебник ЗОЖ
Явился во дворец.
И потому счастливый
У сказки был конец.
Педагог: Так о каком же волшебнике говорится в сказке?
Дети называют имя волшебника, обозначенное в стихах, – ЗОЖ и объясняют, что это имя означает.
Педагог: Верно! Послушаем сказку дальше.
Выходит Волшебник ЗОЖ.
Волшебник:
Ну, что сказать? Долой врача!
Вам просто не хватает Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с солнцем,
И с воздухом, с водой.
Отступят все болезни,
Промчатся стороной.
Несите людям радость,
Добро и солнца свет.
И будете здоровы
На много, много лет.
Педагог: Так как исцелил волшебник ЗОЖ короля и его детишек? Какие он дал им советы?
Педагог: Верно. Получается, что здоровый образ жизни – это основа счастливой жизни человека.
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
Каждый знает, что здоровье
В магазине не купить!
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас голубое небо, ярко светит солнце. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка.
Что вы оставили в списке? Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Педагог записывает их на доске. Если слова повторяются, то педагог ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.
Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
Упражнение «Жизненные ценности»
К перечисленным ценностям проведите стрелки от понятия «здоровье» к
тем понятиям, которые, по-вашему, напрямую зависят от него, а затем проведите стрелки к «здоровью» от тех понятий, которые способны влиять на него.
Популярность, известность.
Успех на работе, карьера.
Материальное благополучие.
Здоровье Наличие хороших, верных друзей
Возможность заниматься
любимым делом
Независимость, свобода
Упражнение «Лепестки здоровья »
Наследственность - свойства организма, доставшиеся нам от родителей.
Условия жизни –состояние окружающей среды, комфортность жилья, достаток и т.д.
ЗДОРОВЬЕ
Образ жизни –наше поведение, привычки
Как вы считаете, какой из лепестков здоровья является самым главным?
Закрасьте его в зеленый цвет, а тот лепесток, который зависит от нас с вами, в желтый.
У кого зеленым закрашен первый лепесток? Второй? Третий?
Упражнение «Собери пословицу»
1.В здоровом теле - болезнь не догонит
2.Голову держи в холоде, пристает
3.Заболел живот, держи….. всего дороже
4.Быстрого и ловкого….. ….. здоровый дух
5.Землю сушит зной, человека ….. здорово
6.К слабому и болезнь …… а ноги в тепле
7. Утро встречай …., вечер провожай… бегай ; бегай; бегай
8. Здоровому всё ... болезни
9.Деньги - медь, одежда - тлен, а здоровье … закрытым рот
10. Чистота – залог…..
11.«Хочешь быть здоровым – …, зарядкой
хочешь быть красивым –…. прогулкой
хочешь быть умным –…… . здоровья
Упражнение «Закончите предложение».
Не буду курить, чтобы:
- сохранить свое здоровье и здоровье своей семьи;
- Иметь привлекательную внешность;
- Получить престижную работу;
- Не тратить попусту время;
- Сохранить работоспособность;
- Не тратить деньги на то, за что потом нужно дорого платить;
- Не лишать себя удовольствия от жизни;
- Завоевать уважение среди некурящих авторитетов;
- Не изменить своим жизненным принципам, не вредить себе и своим близким;
- Остаться в среде некурящих и сохранить здоровье.
Упражнение. "Что такое здоровый образ жизни?«
Участники делятся на группы: "мальчик", "девочка", "мужчина", "женщина » .
Предлагаю вам побывать в роли стилистов.
На ватмане вы должны выработать стиль жизни для своего героя .
- Что включает такое здоровый образ жизни? ( это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних)
-Назовите составляющие ЗОЖ?
- Что мешает нам вести здоровый образ жизни ?
Безопасное поведение
Отсутствие вредных привычек
Благоприятные условия труда
Полноценное питание
Образ жизни
Нормальные бытовые условия
Двигательная активность
Тест «Твое здоровье».
Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе…
"Я верю, – говорил еще в прошлом столетии великий биолог, иммунолог Илья Мечников – что для каждого человека 120 лет – это должен быть не возраст. Купить здоровье нельзя, его можно только зарабатывать собственными постоянными усилиями. Лишь настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем".
Желаю вам:
- Никогда не болеть;
- Правильно питаться;
- Быть бодрыми;
- Вершить добрые дела.
В общем, вести здоровый образ жизни!
Спасибо за внимание.