МЕТОД ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лексина Н.И., преподаватель русского языка и литературы
Мастер-класс для преподавателей филиала, февраль – март 2016 г.
Развитию творчества, самостоятельности, активности, умению работать в команде способствует популярный ныне метод проектов (исследовательские, информационные, социально значимые и творческие). Результатом поиска является анкетирование, реферат, статья, доклад, видео и пр., например, на тему «Духовное состояние молодежи 21 века и организация ее досуга через деятельность Молодежных центров и городских студенческих советов, отраженная в публицистике». Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для студентов, с одной стороны, а с другой,- разработку проблемы целостно. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности – исследовательский, творческий, игровой, практико-ориентированный.
С введением ФГОС перед педагогами встала проблема не только формирования предметных универсальных учебных действий обучающихся, но и формирование у метапредметных УД. Как не уйти от предмета и при этом сформировать метапредметные компетенции на занятии? Как вариант решения этой проблемы я вижу работу над проектами.
В данное время меня больше всего интересует учебный творческий проект. Что же это такое? - «учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем или при консультации преподавателя. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем» (Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий, т.1, стр.228).
Задачи, решаемые посредством учебных проектов, следующие:
- мотивация обучающихся к изучаемой дисциплине;
- деятельностный подход при работе над темой проекта.;
- сотрудничество (ученик – учитель), умение работать в команде (групповой метод);
- индивидуальный темп работы для каждого;
- развитие творчества, воли, интеллекта в процессе решения проблемы;
- воспитание чувства ответственности в процессе коллективной деятельности;
- осознание своей личной значимости.
Проектная деятельность позволяет формировать у обучающихся очень важные сегодня ИКТ-компетенции:
- обработка цифровых фотографий с использованием компьютерных инструментов;
- создание презентаций, слайд-шоу на основе цифровых презентаций;
- обработка цифровых звукозаписей с использованием компьютерных инструментов. Это очень важно знать сегодня и преподавателю-словеснику.
Работа над учебным проектом склыдывается из двух этапов:
Подготовительный этап (урочная деятельность). Основная задача – пробудить исследовательский интерес к поставленной теме (проблеме). Чаще всего – это постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, которая способна побудить к размышлению. Через постановку вопросов (заданий) организовать беседу проблемного характера, погружение в атмосферу исследовательской деятельности, направленной на использование уже имеющихся знаний не только по своей дисциплине, но и родственных дисциплин, смотивировать в выдвижению своих гипотез и к поиску аргументаций к ним. После заключительного вопроса подводится итог беседы и намечается переход к внеклассной работе над групповыми проектами по выбранной теме.
Непосредственная работа над проектом (внеурочная деятельность). По предложению руководителя проекта о создании собственных проектов обучающиеся объединяются в малые группы, назначаются лидеры групп, распределяются роли в работе над проектом. По литературе обычно назначаются роли следующие: 1. Историки. 2. Философы. 3. Искусствоведы. 5. Художники. 6. Окололитературные «сплетники» и т.д.
Этапы деятельности:
- задачи каждой группы;
- направления деятельности;
- форма представления информации (сообщение, доклад, презентация, ролик, документальный фильм, буктрейлер, диафильм, викторина и т.д.
Итоговая часть проекта
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация, создание книги памяти и т.д.
Критерии оценивания проектной деятельности обучающихся
(от 0 до 10 баллов)
Критерии оценивания проектной деятельности обучающихся | Самооценка | Оценка обучающихся | Оценка руководителя проекта | Общий результат |
1 Постановка целей и путей ее достижения | | | | |
2 Постановка и обоснование прблемы | | | | |
3 Раскрытие темы | | | | |
4 Разнообразие источников, их целесообразность | | | | |
5 Соответствие работы цели и содержанию проекта | | | | |
6 Анализ работы, выводы, перспективы | | | | |
7Творческий подход к работе (личная заинтересованность) | | | | |
8 Выразительность и речевая грамотность | | | | |
9 Качество проведения презентации | | | | |
10 Качество проекта в целом | | | | |
3 марта 2016 г.