СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для учителей "Организация исследовательской деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей "организация исследовательской деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для учителей "Организация исследовательской деятельности"»

Мастер-класс

«Исследовательская деятельность как средство формирования УУД»


Цель: организация исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных)

Задачи: организовать исследовательскую работу через теоретическую и практическую деятельность; показать некоторые приемы и способы организации исследовательской деятельности как средство для формирования УУД.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, микроскоп, раздаточный материал: янтарь, изделия из янтаря, 3 стакана, соль вода, свеча, пинцет, канцелярский нож, тексты, ножницы, белая бумага, фломастеры, маркеры.


Здравствуйте, меня зовут Герасимова Олеся Владимировна, я учитель начальных классов школы № 76. Тема моего мастер-класса «Приемы организации исследовательской деятельности»

Цель: организация исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных)

Задачи: организовать исследовательскую работу через теоретическую и практическую деятельность; показать некоторые приемы и способы организации исследовательской деятельности как средство для формирования УУД.

Уважаемые, коллеги, поднимите, пожалуйста, руку кто из вас занимается исследовательской деятельностью с учащимися?

Позвольте спросить, какие темы более всего интересуют ваших учеников?

То есть все разнообразие тем можно условно объединить в три основные группы:

Теоретические – ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Фантастические – ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Эмпирические – тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Для ребят начальной школы более интересны эмпирические темы, так как они включают собственные наблюдения и эксперименты. В качестве предметов наблюдений и экспериментов могут выступать все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.

Я предлагаю вам провести эмпирическое исследование на примере камня, который называют - кусочек солнца.

-Догадались, о чем пойдет речь? (янтарь)

-Хорошо, даю подсказку: «комнату, выполненную из этого камня, называют «восьмым чудом света».

-Итак, речь пойдет об янтаре. Наше исследование будет состоять из двух этапов: теоретического и практического.

-Какие вопросы можно поставить при проведении исследования по этой теме?

(Что такое янтарь, его происхождение, виды янтаря, его применение в жизни, определение подлинности янтаря в домашних условиях и др.)

Так как время у нас ограниченно, то мы рассмотрим только некоторые вопросы. (Что такое янтарь, его происхождение; виды янтаря, определение подлинности янтаря в домашних условиях; применение янтаря в жизни)

Предусмотрено, что ответы на эти вопросы дети ищут самостоятельно. Вам же я приготовила тексты, в которых надо выбрать ответы на данные вопросы. Прочитайте их, найдите ответ, вырежьте его и наклейте на чистый лист бумаги.

Каждой группе дается раздаточный материал с текстами.

1 группа рассматривает вопросы: что такое янтарь, его происхождение;

2 группа - виды янтаря, определение подлинности янтаря в домашних условиях;

3 группа - применение янтаря в жизни

Группы представляют результаты своей работы.

Итак, 2 группой нам были представлены методы проверки подлинности янтаря в домашних условиях.

Каждой группе предлагаю вытянуть один из методов. На столе стоит необходимый инвентарь для проведения опытов. Ознакомьтесь с вашим методом и выберите необходимое оборудование.

  1. Метод соляного раствора:

Налейте в два стакана воду. В один из стаканов положите 10 чайных ложек поваренной соли, размешайте. Опустите кусочек янтаря в стакан с обычной водой. Что произошло? Поместите камень в соляной раствор. Что произошло? Зарисуйте свои наблюдения.

Настоящий янтарь в соленой воде всплывает.

Рекомендация: после соляного раствора янтарь необходимо промыть, чтобы на поверхности не образовалась соляная корка.

  1. Метод нагревания:

Возьмите спиртовку, кусочек янтаря и пинцет. Зажгите спиртовку, камень возьмите пинцетом и поднесите к пламени. Что вы видите? Какой вывод можно сделать? Обратите внимание на запах.

Зарисуйте и запишите свои наблюдения.

Во многих источниках его описывают как запах хвои или ладана. А в других источниках говорится, что настоящий янтарь при нагревании издает малоприятный запах, который вряд ли понравится.

  1. Метод определения имитации янтаря:

Возьмите бусы, браслет и кусочек янтаря. Проведите лезвием ножа по поверхности каждого предмета. Что у вас получилось? Рассмотрите под микроскопом.

Натуральный янтарь даст мелкую крошку, а имитация закрутится стружкой.

Зарисуйте результат.

Справка: натуральный янтарь даст мелкую крошку, а имитация – закрученную стружку.

Итак, представляем итоги работы групп.

Мы рассмотрели некоторые приемы проведения эмпирического исследования. Следующий этап - это оформление результатов исследовательской деятельности. Итоги можно оформить следующим образом: газета, презентация, книжка-малышка, фотоальбом и др. Все это можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Полезные ископаемые. Камни и минералы».

В ходе мастер-класса была проведена исследовательская деятельность, которая направлена на формирование УУД, а именно: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Коммуникативные УУД включали в себя: постановку вопросов, учебное сотрудничество, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. Регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль. Познавательные – поиск и выделение необходимой информации.

Считаю, что поставленные мною цель и задачи достигнуты.

Спасибо за работу и внимание. Готова ответить на ваши вопросы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!