Мастер-класс
«Исследовательская деятельность как средство формирования УУД»
Цель: организация исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных)
Задачи: организовать исследовательскую работу через теоретическую и практическую деятельность; показать некоторые приемы и способы организации исследовательской деятельности как средство для формирования УУД.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, микроскоп, раздаточный материал: янтарь, изделия из янтаря, 3 стакана, соль вода, свеча, пинцет, канцелярский нож, тексты, ножницы, белая бумага, фломастеры, маркеры.
Здравствуйте, меня зовут Герасимова Олеся Владимировна, я учитель начальных классов школы № 76. Тема моего мастер-класса «Приемы организации исследовательской деятельности»
Цель: организация исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных)
Задачи: организовать исследовательскую работу через теоретическую и практическую деятельность; показать некоторые приемы и способы организации исследовательской деятельности как средство для формирования УУД.
Уважаемые, коллеги, поднимите, пожалуйста, руку кто из вас занимается исследовательской деятельностью с учащимися?
Позвольте спросить, какие темы более всего интересуют ваших учеников?
То есть все разнообразие тем можно условно объединить в три основные группы:
Теоретические – ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Фантастические – ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические – тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Для ребят начальной школы более интересны эмпирические темы, так как они включают собственные наблюдения и эксперименты. В качестве предметов наблюдений и экспериментов могут выступать все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.
Я предлагаю вам провести эмпирическое исследование на примере камня, который называют - кусочек солнца.
-Догадались, о чем пойдет речь? (янтарь)
-Хорошо, даю подсказку: «комнату, выполненную из этого камня, называют «восьмым чудом света».
-Итак, речь пойдет об янтаре. Наше исследование будет состоять из двух этапов: теоретического и практического.
-Какие вопросы можно поставить при проведении исследования по этой теме?
(Что такое янтарь, его происхождение, виды янтаря, его применение в жизни, определение подлинности янтаря в домашних условиях и др.)
Так как время у нас ограниченно, то мы рассмотрим только некоторые вопросы. (Что такое янтарь, его происхождение; виды янтаря, определение подлинности янтаря в домашних условиях; применение янтаря в жизни)
Предусмотрено, что ответы на эти вопросы дети ищут самостоятельно. Вам же я приготовила тексты, в которых надо выбрать ответы на данные вопросы. Прочитайте их, найдите ответ, вырежьте его и наклейте на чистый лист бумаги.
Каждой группе дается раздаточный материал с текстами.
1 группа рассматривает вопросы: что такое янтарь, его происхождение;
2 группа - виды янтаря, определение подлинности янтаря в домашних условиях;
3 группа - применение янтаря в жизни
Группы представляют результаты своей работы.
Итак, 2 группой нам были представлены методы проверки подлинности янтаря в домашних условиях.
Каждой группе предлагаю вытянуть один из методов. На столе стоит необходимый инвентарь для проведения опытов. Ознакомьтесь с вашим методом и выберите необходимое оборудование.
Метод соляного раствора:
Налейте в два стакана воду. В один из стаканов положите 10 чайных ложек поваренной соли, размешайте. Опустите кусочек янтаря в стакан с обычной водой. Что произошло? Поместите камень в соляной раствор. Что произошло? Зарисуйте свои наблюдения.
Настоящий янтарь в соленой воде всплывает.
Рекомендация: после соляного раствора янтарь необходимо промыть, чтобы на поверхности не образовалась соляная корка.
Метод нагревания:
Возьмите спиртовку, кусочек янтаря и пинцет. Зажгите спиртовку, камень возьмите пинцетом и поднесите к пламени. Что вы видите? Какой вывод можно сделать? Обратите внимание на запах.
Зарисуйте и запишите свои наблюдения.
Во многих источниках его описывают как запах хвои или ладана. А в других источниках говорится, что настоящий янтарь при нагревании издает малоприятный запах, который вряд ли понравится.
Метод определения имитации янтаря:
Возьмите бусы, браслет и кусочек янтаря. Проведите лезвием ножа по поверхности каждого предмета. Что у вас получилось? Рассмотрите под микроскопом.
Натуральный янтарь даст мелкую крошку, а имитация закрутится стружкой.
Зарисуйте результат.
Справка: натуральный янтарь даст мелкую крошку, а имитация – закрученную стружку.
Итак, представляем итоги работы групп.
Мы рассмотрели некоторые приемы проведения эмпирического исследования. Следующий этап - это оформление результатов исследовательской деятельности. Итоги можно оформить следующим образом: газета, презентация, книжка-малышка, фотоальбом и др. Все это можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Полезные ископаемые. Камни и минералы».
В ходе мастер-класса была проведена исследовательская деятельность, которая направлена на формирование УУД, а именно: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Коммуникативные УУД включали в себя: постановку вопросов, учебное сотрудничество, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. Регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль. Познавательные – поиск и выделение необходимой информации.
Считаю, что поставленные мною цель и задачи достигнуты.
Спасибо за работу и внимание. Готова ответить на ваши вопросы.