СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР – КЛАСС "ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельностиЗадачи:

- формирование приемов понимания и анализа текста;

- одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

-введение  через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

-  формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

- приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями;

- создание благоприятного психологического климата в классе;

- анализ результатов мониторинга развития читательской компетенции;

Просмотр содержимого документа
«ТЕТРАДЬ участника мастер- класса»

Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»

В — вопрос, задать вопрос к тексту;

О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться   события;

ОМ— основная мысль текста, зачем написан текст.


В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.

Он помогал родителям пасти скот.

Ему очень хотелось участвовать в знаменитых

Олимпийских играх.

Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что.

Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка.

Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм.

Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.

Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно

поднял телёнка и пошёл в обратный путь.

Вот такую физзарядку придумал для себя Милон.

Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон.

Теперь он мог поднять и молодого быка.

Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции

победителем Олимпийских игр.

Прием «Переводим текстовую информацию в схематическую»

Самооценка

Оцените работу вашей группы (по 1 б. за высказывание)

думал…

понял…

научился…

высказывался (устно и письменно)…

принял решение…

Оцените содержание моей работы (по 1б. за каждый показатель)

полезно

познавательно

актуально

интересно

позитивно



ГАОУ ДПО Свердловской области «ИРО»



Тетрадь участника

мастер-класса

Тема:

____________________________________





Ф.И.________________________

Ведущий: Селиверстова В.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ 9



г. Красноуфимск

2016 г

Прием создания проблемной ситуации с «удивлением» и «затруднением»

Хорший читатель – это


Актуальность:


Проблема:

Приём «ПОПС- ФОРМУЛА»

 Позиция (Я считаю, что проблема актуальна (не актуальна)

Объяснения (…потому, что…)

 Пример (Могу доказать это на примере….)

 Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)





Прием  «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ»

Компетентность -



Читательская компетенция – это



Эффективное читательское поведение –



Основы читательской компетентности

УУД





Приём самостоятельной постановки вопросов и поиск ответов

Игра «ДА – НЕТКА»



ИНСЕРТ - маркировка текста значками
по ходу чтения
: «v» - знаю, «+» – новое, «-» – сомневаюсь,«?» - хочу понять

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил – 
Не разбил.
Баба била-била – 
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».

КЛАСТЕР графическая организация/систематизация материала




Прием ФИШБОН – «рыбья кость»

Кто такая Баба-яга в русской мифологии?

Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает.


«Р А Ф Т» Прием «Суд идет»




Просмотр содержимого документа
«УУД литература»

Формирование УУД

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира,

межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять

своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).





Просмотр содержимого презентации
«мастер класс»

Выступление  СЕЛИВЕРСТОВОЙ ВИКТОРИИ ВИКТОРОВНЫ, учителя русского языка и литературы МБОУ СШ 9 г.Красноуфимск

Выступление

СЕЛИВЕРСТОВОЙ

ВИКТОРИИ ВИКТОРОВНЫ, учителя русского языка и литературы

МБОУ СШ 9

г.Красноуфимск

Прием создания проблемной ситуации с «удивлением» и «затруднением»  1. Читатель — это член общества книголюбов.  2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения.  3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.  4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.  5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой.  6. Читатель должен быть начинающим автором.  7. У читателя должно быть развито воображение.  8. Читателю необходима память.  9. У читателя должен быть богатый лексикон.  10. Читатель не может быть чужд искусству.

Прием создания проблемной ситуации с «удивлением» и «затруднением»

1. Читатель — это член общества книголюбов. 2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения. 3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте. 4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами. 5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой. 6. Читатель должен быть начинающим автором. 7. У читателя должно быть развито воображение. 8. Читателю необходима память. 9. У читателя должен быть богатый лексикон. 10. Читатель не может быть чужд искусству.

Хороший читатель — это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделён художническим чутьём

Хороший читатель — это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделён художническим чутьём

МАСТЕР – КЛАСС «ТЕТРАДЬ УЧАСТНИКА» ГРУППОВАЯ РАБОТА

МАСТЕР – КЛАСС

«ТЕТРАДЬ УЧАСТНИКА»

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Цель выступления  - быть полезной: поделиться «находками»;  - сделать свое выступление эмоциональным и интересным;  - мотивировать слушателей к использованию приемов развития читательской компетенции в практической работе;

Цель выступления

- быть полезной: поделиться «находками»;

- сделать свое выступление эмоциональным и интересным;

- мотивировать слушателей к использованию приемов развития читательской компетенции в практической работе;

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!   Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе , т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями , без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г.

В Москве В.Путин заявил о том, что

Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе , т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями , без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом :

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом :

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретация информации;
  • оценка информации.
Тема?

Тема?

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

ФОРМИРОВАНИЕ 

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Актуальность

Актуальность

Формирование читательской компетенции является одним из приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно - правовых документах:

Формирование

читательской компетенции

является одним из приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно - правовых документах:

1.“Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008); 2.“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993), 3.Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;

1.“Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);

2.“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993),

3.Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;

4.“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009); 5.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 

4.“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009);

5.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

6.“Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (2010).

7.«Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (2015 )

«Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий»  ( пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова.  — М.  :  Просвещение,  2010.)

«Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий» ( пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова.  — М.  :  Просвещение,  2010.)

Проблема формирования читательской компетенции обучающихся

Проблема

формирования

читательской компетенции

обучающихся

2015 г. Опрошено 69 обучающихся 5 классов

2015 г.

Опрошено 69 обучающихся 5 классов

Лист опроса  1. Любишь ли ты читать?  2. Читают ли твои родители в свободное время?  3. Являешься ли ты читателем библиотеки?  4. Как часто ты читаешь в свободное время  А. каждый день Б. раз в неделю В. раз в месяц Г. свой вариант ответа Д. никогда  5. Есть ли у тебя дома книжная полка с любимыми книгами?  6. Дарят ли тебе книги?  7. Назови любимую книгу. Почему она тебе нравится?

Лист опроса

1. Любишь ли ты читать?

2. Читают ли твои родители в свободное время? 3. Являешься ли ты читателем библиотеки?

4. Как часто ты читаешь в свободное время А. каждый день Б. раз в неделю В. раз в месяц Г. свой вариант ответа Д. никогда 5. Есть ли у тебя дома книжная полка с любимыми книгами? 6. Дарят ли тебе книги? 7. Назови любимую книгу. Почему она тебе нравится?

Любишь ли ты читать?

Любишь ли ты читать?

Как часто ты читаешь в свободное время  А) каждый день; Б)раз в неделю; В) раз в месяц; Г) свой вариант ответа; Д) никогда

Как часто ты читаешь в свободное время А) каждый день; Б)раз в неделю; В) раз в месяц; Г) свой вариант ответа; Д) никогда

Читают ли твои родители в свободное время?

Читают ли твои родители в свободное время?

Дарят ли тебе книги?

Дарят ли тебе книги?

Являешься ли ты читателем библиотеки?

Являешься ли ты читателем библиотеки?

Есть ли у тебя дома книжная полка с любимыми книгами?

Есть ли у тебя дома книжная полка с любимыми книгами?

Архарова Дина Ивановна, кафедра филологического образования ИРО Долинина   Тамара   Альбертовна , зав.кафедрой филологического образования ИРО.

Архарова Дина Ивановна,

кафедра филологического образования ИРО

Долинина   Тамара   Альбертовна , зав.кафедрой филологического образования ИРО.

Высокие результаты наших десятилетних школьников в международном исследовании PIRLS и более чем скромные достижения пятнадцатилетних учащихся в программе PISA показывают , что период обучения в основной школе (5–9 классы) оказывается тем критическим рубежом, на котором мы «теряем» подростков как активных и увлеченных читателей.  Моя обязанность – помочь обучающимся 5-9 классов сформировать читательские навыки .

Высокие результаты наших десятилетних школьников в международном исследовании PIRLS и более чем скромные достижения пятнадцатилетних учащихся в программе PISA показывают , что период обучения в основной школе (5–9 классы) оказывается тем критическим рубежом, на котором мы «теряем» подростков как активных и увлеченных читателей.

Моя обязанность – помочь обучающимся 5-9 классов сформировать читательские навыки .

Низкий уровень развития читательской компетенции приводит к тому , что  при  выполнении заданий, требующих анализа содержания текста , его интерпретации и преобразования, даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании суждений.

Низкий уровень развития читательской компетенции приводит к тому , что при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста , его интерпретации и преобразования, даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании суждений.

Проблема формирования читательской компетенции обучающихся

Проблема

формирования

читательской компетенции

обучающихся

Приём «ПОПС- ФОРМУЛА» Часть С (15.2,15.3) ГИА   П озиция (Я считаю, что проблема актуальна (не актуальна) О бъяснения (…потому, что…)   П ример (Могу доказать это на примере….)   С ледствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)

Приём «ПОПС- ФОРМУЛА»

Часть С (15.2,15.3) ГИА

  П озиция (Я считаю, что проблема актуальна (не актуальна)

О бъяснения (…потому, что…)

  П ример (Могу доказать это на примере….)

  С ледствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)

Глоссарий ФГОС  Компетентность  - умение активно использовать ….и ….знания и ….. в ….. или …….. деятельности.

Глоссарий ФГОС

Компетентность

- умение активно использовать ….и ….знания и ….. в ….. или …….. деятельности.

Прием   «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ»

Прием   «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ»

Понятие «компетентность»  - «умение активно использовать личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности»;

Понятие «компетентность»

- «умение активно использовать личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности»;

Читательская компетенция – это…

Читательская компетенция – это…

Читательская компетенция  - это такие…..,……,………, благодаря которым ученик способен сам ………и осуществлять работу по…………..

Читательская компетенция - это такие…..,……,………, благодаря которым ученик способен сам ………и осуществлять работу по…………..

Читательская компетенция  - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.

Эффективное читательское поведение - способ удовлетворения …………….в …………………….. с целью познания ……….. и …… в этом мире

Эффективное читательское поведение - способ удовлетворения …………….в …………………….. с целью познания ……….. и …… в этом мире

Эффективное читательское поведение - способ удовлетворения потребности в систематическом чтении с целью познания мира и себя в этом мире

Эффективное читательское поведение - способ удовлетворения потребности в систематическом чтении с целью познания мира и себя в этом мире

Основы читательской компетентности УУД

Основы читательской компетентности

УУД

Основы читательской компетентности  1. Осознанное планирование своего актуального и перспективного круга чтения , включая : А) досуговое чтение художественной литературы; Б) чтение профессионально-ориентированного характера; В) чтение деловых и информационно-справочных источников; Г) чтение периодических изданий (газет, журналов)

Основы читательской компетентности

1. Осознанное планирование своего актуального и перспективного круга чтения , включая :

А) досуговое чтение художественной литературы;

Б) чтение профессионально-ориентированного характера;

В) чтение деловых и информационно-справочных источников;

Г) чтение периодических изданий (газет, журналов)

2. Освоение необходимых объемов текста с адекватной скоростью чтения.  Осмысленное чтение текстов соответствующего уровня сложности.  4. Осуществление рефлексивного отклика на прочитанное.  5. Использование различных видов и типов чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового и выборочного

2. Освоение необходимых объемов текста с адекватной скоростью чтения.

  • Осмысленное чтение текстов соответствующего уровня сложности.

4. Осуществление рефлексивного отклика на прочитанное.

5. Использование различных видов и типов чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового и выборочного

6. Выразительное чтение вслух.  Самостоятельный выбор и использование оптимальных стратегий чтения художественных и других видов текстов.  Способность структурировать тексты: умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последовательность описываемых событий;  9. Способность работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

6. Выразительное чтение вслух.

  • Самостоятельный выбор и использование оптимальных стратегий чтения художественных и других видов текстов.

  • Способность структурировать тексты: умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последовательность описываемых событий;

9. Способность работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Цель : создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Цель : создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Задачи : - формирование приемов понимания и анализа текста; - одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; - формирование эстетического вкуса; - развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; - приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями; - создание благоприятного психологического климата в классе; - анализ результатов мониторинга развития читательской компетенции;

Задачи :

- формирование приемов понимания и анализа текста;

- одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  • введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

- формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

- приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями;

- создание благоприятного психологического климата в классе;

- анализ результатов мониторинга развития читательской компетенции;

Главная цель работы  - выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет в оперировать в самостоятельной работе

Главная цель работы - выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет в оперировать в самостоятельной работе

Для достижения цели:  создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности –  применяю современные образовательные технологии и методики:

Для достижения цели:

создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности –

применяю современные образовательные технологии и методики:

Образовательные технологии и методики:  - технологию продуктивного чтения как средство формирования УУД,   - развивающее обучение,  - ИКТ,  - проблемное, разноуровневое обучение,  - исследовательский метод обучения,    - проектный метод обучения,  - дискуссии,  - диалог,  - развитие критического мышления и др.

Образовательные технологии и методики:

- технологию продуктивного чтения как средство формирования УУД,

- развивающее обучение,

- ИКТ,

- проблемное, разноуровневое обучение,

- исследовательский метод обучения,  

- проектный метод обучения,

- дискуссии,

- диалог,

- развитие критического мышления и др.

Технология РКМ на уроках русского языка как средство формирования читательской компетенции обучающихся  «Технология развития критического мышления» разработана в США в конце 20-го века: Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн и др.  В России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.

Технология РКМ на уроках русского языка как средство формирования читательской компетенции обучающихся

«Технология развития критического мышления» разработана в США в конце 20-го века: Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн и др.

В России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.

ПРИЕМЫ Кластер Синквейн РАФТ Работа с новым словом (термином) Пирамидная история «Рыбья кость» Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума Кластер Синквейн РАФТ Работа с новым словом (термином) Пирамидная история «Рыбья кость» Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума

ПРИЕМЫ

  • Кластер
  • Синквейн
  • РАФТ
  • Работа с новым словом (термином)
  • Пирамидная история
  • «Рыбья кость»
  • Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума
  • Кластер
  • Синквейн
  • РАФТ
  • Работа с новым словом (термином)
  • Пирамидная история
  • «Рыбья кость»
  • Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума

Приём самостоятельной постановки вопросов и поиск ответов  Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить.

Приём самостоятельной постановки вопросов и поиск ответов

Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить.

Игра «ДА – НЕТКА»       Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет».

Игра «ДА – НЕТКА»

Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет».

ИНСЕРТ - маркировка текста значками  по ходу чтения   Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки: Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся.

ИНСЕРТ - маркировка текста значками по ходу чтения

  Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся.

Прочитайте, используя прием ИНСЕРТ - маркировку текста значками по ходу чтения  Жили себе дед да баба,  Была у них курочка ряба.  Снесла курочка яичко.  Яичко не простое — золотое.  Дед бил, бил –   Не разбил.  Баба била-била –   Не разбила.  Мышка бежала,  Хвостиком махнула,  Яичко упало и разбилось.  Дед плачет, баба плачет,  Курочка кудахчет:  «Не плачь, дед, не плачь, баба!  Я снесу вам яичко другое,  Не золотое – простое». « v » - знаю « + » – новое « - » – сомневаюсь « ? » - хочу понять

Прочитайте, используя прием ИНСЕРТ - маркировку текста значками по ходу чтения

Жили себе дед да баба, Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил –  Не разбил. Баба била-била –  Не разбила. Мышка бежала, Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, Не золотое – простое».

« v » - знаю

« + » – новое

« - » – сомневаюсь

« ? » - хочу понять

Золотое яйцо - это символ смерти  Рябая курочка - посредник между миром живых и миром мёртвых.  Разбить золотое яйцо- победить смерть.  Простое яичко, живое, - это символ новой жизни.  Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Золотое яйцо - это символ смерти Рябая курочка - посредник между миром живых и миром мёртвых. Разбить золотое яйцо- победить смерть.

Простое яичко, живое, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

КЛАСТЕР – графическая организация/систематизация материала Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.

КЛАСТЕРграфическая организация/систематизация материала

Кластер (гроздь, созвездие, пучок).

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.

Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.

Пример графической организации элементов в кластере

Пример графической организации элементов в кластере

КЛАСТЕР – графическая организация/систематизация материала

КЛАСТЕРграфическая организация/систематизация материала

ФИШБОН – «рыбья кость» Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем.

ФИШБОН – «рыбья кость»

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем.

Пример реализации приёма «фишбон»

Пример реализации приёма «фишбон»

Кто такая Баба-яга в русской мифологии?  Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает.

Кто такая Баба-яга в русской мифологии?

Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает.

Кто такая Баба-яга?  Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.  Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.

Кто такая Баба-яга?

Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.

Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. "Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет". Но у нее другое зрение — она видит будущее.

Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения.

Прием «Р А Ф Т» Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования Р оль А удитория Ф орма Т ема Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.

Прием «Р А Ф Т»

Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования

Р оль

А удитория

Ф орма

Т ема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.

«СУД» Совершенствование коммуникативных навыков. Осознание ситуации, предложенной учителем, и умение в диалоге отстаивать свою позицию, приводить адекватные аргументы и факты, отстаивать свою позицию.

«СУД»

Совершенствование коммуникативных навыков.

Осознание ситуации, предложенной учителем, и умение в диалоге отстаивать свою позицию, приводить адекватные аргументы и факты, отстаивать свою позицию.

Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»  Для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.

Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»

Для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.

  • Критерии оценивания:
  • умение задавать вопросы к тексту;
  • умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • умение прогнозировать развитие сюжета текста;
  • понимание смысла текста;
  • умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.
Задание «Диалог с текстом» В — вопрос, задать вопрос к тексту; О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;  3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться   события; ОМ — основная мысль текста, зачем написан текст. Задания надо выполнить по ходу чтения текста

Задание «Диалог с текстом»

В — вопрос, задать вопрос к тексту;

О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться   события;

ОМ — основная мысль текста, зачем написан текст.

Задания надо выполнить по ходу чтения текста

В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон. Он помогал родителям пасти скот. Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка. Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм. Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось. Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял телёнка и пошёл в обратный путь. Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон. Теперь он мог поднять и молодого быка. Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции победителем Олимпийских игр.

В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.

Он помогал родителям пасти скот.

Ему очень хотелось участвовать в знаменитых

Олимпийских играх.

Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что.

Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка.

Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм.

Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.

Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно

поднял телёнка и пошёл в обратный путь.

Вот такую физзарядку придумал для себя Милон.

Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон.

Теперь он мог поднять и молодого быка.

Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции

победителем Олимпийских игр.

Прием «Переводим текстовую информацию в схематическую»

Прием «Переводим текстовую информацию в схематическую»

Нарисуйте процесс деления клетки

Деление клетки — сложный процесс, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние.

Важную роль при делении клетки играют хромосомы, которые находятся в ядре клетки.

Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

Хромосомы обеспечивают сходство дочерних клеток с материнской.

Чтобы дочерние клетки получили полную наследственную информацию, они должны содержать то же количество хромосом, что и материнская клетка.

Именно поэтому каждое клеточное деление начинается с удвоения хромосом, каждая из которых теперь состоит из двух одинаковых частей.

Затем оболочка ядра распадается, хромосомы расходятся к разным концам клетки и становятся самостоятельными хромосомами.

Вокруг каждой из них образуется ядерная оболочка, затем в средней части образуется перегородка.

Перегородка отделяет ядра друг от друга и равномерно делит цитоплазму между материнской и дочерней клетками.

Таким образом деление клетки завершается.

Дочерние клетки вновь растут, достигая размера материнской клетки. 3

После этого дочерние клетки опять делятся.

Прием «ТОНКИЕ» и «ТОЛСТЫЕ» вопросы – на «тонкие»-можно ответить сразу прямо на уроке; на «толстые» можно ответить только после глубокого анализа текста, или используя дополнительную  литературу

Прием «ТОНКИЕ» и «ТОЛСТЫЕ» вопросы –

на «тонкие»-можно ответить сразу прямо на уроке; на «толстые» можно ответить только после глубокого анализа текста, или используя дополнительную  литературу

Прием «ДВОЙНОГО ДНЕВНИКА»

Прием «ДВОЙНОГО ДНЕВНИКА»

Приём «КРУГИ ПО ВОДЕ»   Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.  Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.         сущ. в им.п.                                                  сущ. в им.п.   Т амань  – самый скверный  городишко  из всех приморских городов России.                                неожиданное присоединение                 И горь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.     условие совершения действия  Р адуга поперёк реки – будет хорошая погода. « Е рунда всё это», - тихо проговорил Прохор.

Приём «КРУГИ ПО ВОДЕ»

Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.

Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.

        сущ. в им.п.                                                  сущ. в им.п.

  Т амань  – самый скверный  городишко  из всех приморских городов России.

                               неожиданное присоединение                

И горь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.

    условие совершения действия

Р адуга поперёк реки – будет хорошая погода.

« Е рунда всё это», - тихо проговорил Прохор.

РОМАШКА БЛУМА – Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом , достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.  ромашка вопросов

РОМАШКА БЛУМА –

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом , достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

ромашка вопросов

« Ромашка Блума » состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: простые , отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);   уточняющие , целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал ( Причастие –имеют признаки глагола? );   интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей ( Почему причастия не имеют формы будущего времени?); творческие , содержащие частицу бы , элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);   оценочные , направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);   практические , позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой ( Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

« Ромашка Блума » состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

простые , отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);

  уточняющие , целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал ( Причастие –имеют признаки глагола? );

  интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей ( Почему причастия не имеют формы будущего времени?);

творческие , содержащие частицу бы , элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);

  оценочные , направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);

  практические , позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой ( Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

Пирамидная история    1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет)  2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества)  3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.)  4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)  5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)  6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)  7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)  8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.   Номер строки обозначает количество слов,  вписываемых в

Пирамидная история

1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Номер строки обозначает количество слов,

вписываемых в "Пирамиду"

Пример «пирамидной» истории

Пример «пирамидной» истории

  • Лицей
  • Императорский, Царскосельский
  • Санкт-Петербург, Царское село, дом
  • Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант
  • Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить
  • Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения
  • Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной
  • Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество
Технологическая карта работы со словом /термином/ понятием Синоним  Другая  словоформа   Значение Особое словоупотребление, ассоциация Новое слово Антоним Предложение из книги (страница) Собственное предложение

Технологическая карта работы со словом /термином/ понятием

Синоним

Другая словоформа

Значение

Особое словоупотребление, ассоциация

Новое слово

Антоним

Предложение из книги (страница)

Собственное предложение

Вывод Технология РКМ ( развитие критического мышления ) помогает обучающимся быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.

Вывод

Технология РКМ ( развитие критического мышления ) помогает обучающимся быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.

В процессе применения технологии РКМ : происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; - формируется направленность на самореализацию

В процессе применения технологии РКМ :

  • происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

- формируется направленность на самореализацию

Технология РКМ позволяют не только умело овладеть информацией , но и критически её оценить , осмыслить, применить , что способствует формированию читательской компетенции обучающихся. 

Технология РКМ позволяют не только умело овладеть информацией , но и критически её оценить , осмыслить, применить , что способствует формированию читательской компетенции обучающихся. 

Формирование читательской компетентности учащихся на основе использования системы приемов работы с текстом  Важнейшую роль в формировании читательской компетенции играет работа с текстом

Формирование читательской компетентности учащихся на основе использования системы приемов работы с текстом

Важнейшую роль в формировании читательской компетенции играет работа с текстом

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом :  - комплексная работа с текстом;  - лингвостилистический анализ текста;  - «самодиктанты»;  - сочинение-рассуждение;  - редактирование текста;  - различные виды диктантов;  - интеллектуально-лингвистические упражнения;  - работа с текстами-миниатюрами;  - коммуникативные и игровые ситуации.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом :

- комплексная работа с текстом; - лингвостилистический анализ текста; - «самодиктанты»; - сочинение-рассуждение; - редактирование текста; - различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения; - работа с текстами-миниатюрами; - коммуникативные и игровые ситуации.

  Нетрадиционным началом урока может быть приём «верные – неверные утверждения»    (или «Верите ли вы?»)

  Нетрадиционным началом урока может быть

приём «верные – неверные утверждения»  

(или «Верите ли вы?»)

Памятка   для самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана : - внимательно прочитать текст; - выделить главные мысли текста; - проверить, как они соотносятся между собой; - сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части); - по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана; - сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана); - прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то.

Памятка

для самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана :

- внимательно прочитать текст;

- выделить главные мысли текста;

- проверить, как они соотносятся между собой;

- сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

- по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана;

- сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана);

- прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то.

Технологическая карта работы над составлением характеристики героя в процессе чтения и осмысления текста произведения

Технологическая карта работы над составлением характеристики героя в процессе чтения и осмысления текста произведения

Памятка   План анализа текста любого типа речи :   1. Выразительное чтение текста.  2. Словарная работа.  3. Тема текста.  4. Идея текста.  5. Тип текста.  6. Стиль текста.  7. Выразительные средства речи и их рол ь.

Памятка

План анализа текста любого типа речи :

1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа. 3. Тема текста. 4. Идея текста. 5. Тип текста. 6. Стиль текста. 7. Выразительные средства речи и их рол ь.

Коммуникативно-речевые упражнения   Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны? 1 Язык не стрела, но пуще стрелы разит.  2. Красную речь хорошо и слушать.  3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.  4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Коммуникативно-речевые упражнения

Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

1 Язык не стрела, но пуще стрелы разит. 2. Красную речь хорошо и слушать. 3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. 4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Дидактические игры  Например:  1 . «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.  2 . «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.  3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.  4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Дидактические игры

Например:

1 . «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2 . «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Нестандартные виды уроков   уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии,  интегрированные уроки и др.  Подобные уроки создают  условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Нестандартные виды уроков

уроки-исследования,

уроки-семинары,

практикумы,

деловые игры,

дискуссии,

интегрированные уроки и др.

Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Самостоятельная работа с текстом 1.  Репродуктивно- поисковая работа с текстом

Самостоятельная работа с текстом

1.  Репродуктивно- поисковая работа с текстом

  • комментирование чтения;
  • ответы на вопросы;
  • подробный или краткий пересказ;
  • опорные конспекты;
  • составление планов;
  • составление конспектов;
  • заполнение таблиц;
  • составление хронологических таблиц;
  • составление схем, диаграмм;
  • работа с терминами;
  • работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
2.  Сравнительно-аналитическая работа с текстом задания на сравнения изучаемых явлений; работа по обобщению и систематизации знаний. 3.Творческая работа с текстом

2.  Сравнительно-аналитическая работа с текстом

  • задания на сравнения изучаемых явлений;
  • работа по обобщению и систематизации знаний.

3.Творческая работа с текстом

  • постановка вопросов к тексту (жгучих интересных);
  • устное или письменное реферирование ответов товарищей;
  • составление устных творческих пересказов;
  • формулировка определенных понятий;
  • тексты с пропущенными словами;
  • тексты с ошибками;
  • рассказ по заданным словам;
  • тесты;
  • кроссворды;
  • доклады, рефераты;
  • сочинения;
  • загадки;
  • рисунки.
Вывод:  Такая работа с текстом учит обучающихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях: 1. Нахождение информации. 2. Интерпретация текста. 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка

Вывод:

Такая работа с текстом учит обучающихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

1. Нахождение информации.

2. Интерпретация текста.

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка

Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений свидетельствуют о достаточном уровне сформированности читательской компетенции обучающихся

Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений

свидетельствуют о достаточном уровне сформированности читательской компетенции обучающихся

Исследования уровня сформированности читательской компетенции проводились во всех классах ежегодно (с 2012 по 2015 г.г.) 1 раз в полугодие.  Задания на диагностику уровня формирования читательской компетенции  «Типовые задачи. Формирование смыслового чтения. Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998)

Исследования уровня сформированности читательской компетенции проводились во всех классах ежегодно (с 2012 по 2015 г.г.) 1 раз в полугодие.

Задания на диагностику уровня формирования читательской компетенции

«Типовые задачи. Формирование смыслового чтения. Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998)

Система оценивания: «да» +, «нет» -

Система оценивания: «да» +, «нет» -

Критерии оценивания читательской компетенции на репродуктивном уровне 1. Абрамов Артем (первый уровень) 1.Точно определяет 2. Точно выписывает тематическую цепочку + тему текста 2. Булатов Дмитрий + 3. Точно определяет основную мысль текста + 3. Вятченникова Анна 4. Габзалилова Эльвина 4. Подбирает точный заголовок к тексту + + - 5. Горелов Эльман + - + + 5. Составляет точный план текста - 6. Дейков Игорь - + + + 6. Верно отвечает на вопросы к тексту + + + - + + 7. Сжато пересказывает текст без искажений + + + + + + + + - + - + - - + - - + + - +

Критерии оценивания читательской компетенции на репродуктивном уровне

1. Абрамов Артем

(первый уровень)

1.Точно определяет

2. Точно выписывает тематическую цепочку

+

тему текста

2. Булатов Дмитрий

+

3. Точно определяет основную мысль текста

+

3. Вятченникова Анна

4. Габзалилова Эльвина

4. Подбирает точный заголовок к тексту

+

+

-

5. Горелов Эльман

+

-

+

+

5. Составляет точный план текста

-

6. Дейков Игорь

-

+

+

+

6. Верно отвечает на вопросы к тексту

+

+

+

-

+

+

7. Сжато пересказывает текст без искажений

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

Система оценивания : «высокий уровень»- В,  «средний уровень» - С,  « низкий уровень» -Н

Система оценивания : «высокий уровень»- В,

«средний уровень» - С,

« низкий уровень»

Критерии оценивания читательской компетенции на творческом уровне 1. Подтверждает основные положения текста собственными примерами (второй уровень) 1. Алексеева Яна 2.Соотносит иллюстрации с содержанием текста 2. Васильев Денис В 4. Гущина Ирина 3. Составляет  конспект статьи учебника В В 5. Гущина Светлана В С 4. С оставляет контрольные вопросы к прочитанному тексту Н С 6. Дремлюга Андрей В В С 5. Создает отзыв к выбранному произведению В С 7. Калинина Ксения С С В 6 Выразительное чтение по ролям С С С Н С 7.Составляет собственный текст, соответствующий типу, стилю, структуре С В Н С С С Н В Н С С Н Н Н С Н В С Н С Н С

Критерии оценивания читательской компетенции на творческом уровне

1. Подтверждает основные положения текста собственными примерами

(второй уровень)

1. Алексеева Яна

2.Соотносит иллюстрации с содержанием текста

2. Васильев Денис

В

4. Гущина Ирина

3. Составляет конспект статьи учебника

В

В

5. Гущина Светлана

В

С

4. С оставляет контрольные вопросы к прочитанному тексту

Н

С

6. Дремлюга Андрей

В

В

С

5. Создает отзыв к выбранному произведению

В

С

7. Калинина Ксения

С

С

В

6 Выразительное чтение по ролям

С

С

С

Н

С

7.Составляет собственный текст, соответствующий типу, стилю, структуре

С

В

Н

С

С

С

Н

В

Н

С

С

Н

Н

Н

С

Н

В

С

Н

С

Н

С

Динамика формированием читательской компетенции первого уровня у обучающихся  5 «Б» - 8 «Б» за период с 2012-2015 г.г

Динамика формированием читательской компетенции первого уровня у обучающихся

5 «Б» - 8 «Б»

за период с 2012-2015 г.г

Сводная таблица

Сводная таблица

Вывод: Результаты исследования показали положительную динамику формирования читательской компетенции первого уровня

Вывод:

Результаты исследования показали положительную динамику формирования читательской компетенции первого уровня

Вывод: Результаты исследования показали положительную динамику формированием читательской компетенции второго уровня.

Вывод:

Результаты исследования показали положительную динамику формированием читательской компетенции второго уровня.

Динамика формированием читательской компетенции первого уровня у обучающихся 5 «А» - 7 «А» за период с 2013-2015 г.г.

Динамика формированием читательской компетенции

первого уровня

у обучающихся 5 «А» - 7 «А»

за период с 2013-2015 г.г.

Динамика формированием читательской компетенции второго уровня у обучающихся 5 «А» - 7 «А»  за период с 2012-2015 г.г. (высокий уровень)

Динамика формированием читательской компетенции второго уровня у обучающихся 5 «А» - 7 «А»

за период с 2012-2015 г.г. (высокий уровень)

СИНКВЕЙН – творческая форма рефлексии Россия Многоликая, огромная Живи, расти, процветай Я люблю тебя всегда Родина

СИНКВЕЙН – творческая форма рефлексии

Россия

Многоликая, огромная

Живи, расти, процветай

Я люблю тебя всегда

Родина

Вывод:  Проанализировав динамику овладения учащимися приемами работы с текстом, я могу сделать следующий вывод: работа по формированию читательской компетенции обучающихся проводилась целенаправленно, планомерно и результативно.

Вывод:

Проанализировав динамику овладения учащимися приемами работы с текстом, я могу сделать следующий вывод: работа по формированию читательской компетенции обучающихся проводилась целенаправленно, планомерно и результативно.

Оцените вашу работу в группе ДУМАЛ ПОНЯЛ НАУЧИЛСЯ ВЫСКАЗЫВАЛСЯ (устно и письменно) ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ По 1 баллу за каждый показатель

Оцените вашу работу в группе

ДУМАЛ

ПОНЯЛ

НАУЧИЛСЯ

ВЫСКАЗЫВАЛСЯ (устно и письменно)

ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ

По 1 баллу за каждый показатель

Оцените содержание моей работы ПОЛЕЗНо ПОЗНАВАТЕЛЬНо АКТУАЛЬНо ИНТЕРЕСНо ПОЗИТИВНо По 1 баллу за каждый показатель «Я хочу в своей работе использовать приемы развития читательской компетенции» + 1 балл

Оцените содержание моей работы

ПОЛЕЗНо

ПОЗНАВАТЕЛЬНо

АКТУАЛЬНо

ИНТЕРЕСНо

ПОЗИТИВНо

По 1 баллу за каждый показатель

«Я хочу в своей работе использовать приемы развития читательской компетенции»

+ 1 балл


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!