Формирование мотивации обучающихся на уроке технологии
С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к изучению предмета «Технология» ослаблена несколькими причинами. Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития; во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов ; в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, интересы детей. Многие дети как и взрослые считают, что легче, что-то купить, а не сделать это самому, ведь это займет меньше времени, и сил.
Важнейший вопрос который стоит перед учителем "Как мотивировать обучающихся? Как заинтересовать их в изучении технологии?" Для того чтобы ответить на эти вопросы давайте сначала обратимся к самому понятию "Мотивация".
Мотивация - это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Мотивация строится на интересе.
Интерес- один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина.
В последствии простой интерес преобразовывается в познавательный интерес который несет в себе цели – получение ЗУНов (знаний, умений и навыков) .
Стадии становления познавательного интереса:
любопытство – элементарная стадия, срабатывает ориентировочный рефлекс «что такое?» он есть не только у человека, но и у животных (собака обнюхивает гостя).
любознательность – стремление узнать как можно больше (неглубоко, но широко).
познавательный интерес формируется, если любознательность направить в нужное русло, через выполнение творческих, интересных заданий.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что мотивировать обучающихся лучше всего через их познавательный интерес.
Для того чтобы урок получился более интересным учитель обязан использовать разливные приемы, методы, технологии.
На уроках я использую следующие универсальные педагогические приемы:
Прием "Отсроченная отгадка".
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
Загадку( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее
следующий урок.
Пример. Тема: " Блюда из молока". Что общего между ёжиком и молоком?
Ответ: Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!
Прием "Удивляй!"
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Пример1. Тема: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий".
Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства подкидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным!
Пример 2. Тема: "Поясное изделие. Юбка".
У древних людей была одна юбка: "и в пир, и в мир и в добрые люди". По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы-на грязную, рабочую.
Пример 3.Тема:"Блюда из яиц".
Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.
Прием "Лови ошибку".
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. ( может идти как рефлексия, технология развития критического мышления). Пример: Репортаж от журналиста Незнайки.
Это не весь список приемов которые можно использовать на уроке для формирования интереса и как следствия мотивации.
Не малый интерес у обучающихся вызывает использование на уроке не традиционных материалов для изготовления изделия.
Давайте рассмотрим одну из тем по программе технология 3 класса.
Для того что бы понять о чем пойдет речи на уроке, дети получают вот такие карточки с заданием.
( раздача карточек)
Ваша задача прочитать задание и сказать о чем пойдет речь на уроке.
Правильно, речь на уроке пойдет о салфетках и салфетницах .
Казалось бы обычная салфетка, предмет с которым дети встречаются каждый день, но их можно удивить рассказав интересные факты о салфетке.
( презентация о истории салфетки)
Авторы учебника предлагают нам выполнить салфетницу из бумаги, но на мой взгляд это не целесообразно, такая салфетница не несет в себе практической значимости, а с бумагой дети работают начиная с детского сада, и этот материал не может заинтересовать их. Именно поэтому, я предлагаю сделать салфетницу из прищепок, это само по себе вызовет у ребенка большой интерес и как показывает практика, все дети работают с большим энтузиазмом с новым для себя материалом.
( выполнение салфетницы)
В конце мастер-класса я бы хотела подвести итог.
Л.Н. Толстой считал «главным мерилом хорошего или дурного обучения одно, возбуждение интереса детей к обучению. Интересно детям учиться, светятся их глаза- хорошая школа, скучно им, тягостно, тусклые, без света глаза- школа дурная". Так давайте проводить интересные уроки и дети захотят учиться. Спасибо за внимание.