СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР-КЛАСС

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера»

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера»»









МАСТЕР-КЛАСС

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера»

















Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Калачеевская гимназия №1

Фролова Ольга Николаевна





2017

Цель мастер-класса:

Показать на практике как при помощи упражнений развивающего характера формируются универсальные учебные действия.(слайд 2)

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. 
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4)коммуникативные. (слайд 3)
Для формирования УУД я использую на различных типах урока следующие технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления, метод проектов, технология проблемного обучения. (слайд 3)
На своих уроках и занятиях по внеурочной деятельности я применяю такие виды заданий, как:
участие в проектах; 
творческие задания, имеющие практическое применение; 
преднамеренные ошибки;
 составь задание партнеру  и др. (слайд 4, 5,6)
Приведу несколько примеров таких заданий:
1)Необходимо раскрасить картинку, по определенному цвету, Чтобы узнать цвет -сначала надо вычислить значения выражений. (слайд 7)
2)«Преднамеренные ошибки». (слайд 8)
3) Решите примеры, уравнения и расшифруйте полученное слово. Затем с помощью Интернета или справочной литературы найти значение этого слова. (слайд 9)
4)Задание «Угадай, о чем спросили?»
Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.
Например:

  • это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?)

  • надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д. (слайд 10)

При выполнении таких заданий происходит формирование вычислительных навыков, внимательности при вычислении, мотивации учения, развитие интереса к математике, умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Дети получают навыки по быстрому и эффективному поиску логических ошибок. Формируется положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность. Ребёнок учится управлять своим поведением – контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных.

В своей работе часто использую коллективный способ деятельности обучающихся: работу в группах и в паре, что помогает им преодолевать проблемы в общении и реализовать свои личностные способности на уроке.

Нужно учесть, что такой формы общения у моих учеников ещё не было, поэтому навык работы в группах я формирую с 1 класса, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего. Мы учимся:
-как сесть за партой, чтобы видеть товарищей ( возможно, необходимо сдвинуть столы, переставить парты; дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга);
- как соглашаться ( +, жесты, просто сказать: «Ты прав», «Я тоже так думаю»)
- как возражать (-, «У меня есть свой взгляд », «Моё мнение, которое основано на чем-либо», задавать вопросы- про то, что забыл член группы, предложение: попробуй прочитать то, что ты написал,…) (слайд 11)
Организуя работу в парах и группах , нужно помнить о том, что у ребёнка есть право выбора пары и право выбора группы в которой он будет работать, но учителю нужно учитывать следующие рекомендации:
- не следует допускать пары из двух слабых обучающихся, самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный,
- дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться,
- учитель позволяет детям, изъявившим желание работать в одиночку, сделать это, не проявляя при этом недовольство,
- групповая работа не должна занимать более 10-15 минут,
- нельзя в период групповой работы от детей требовать абсолютной тишины, вводить критерий слушать,
- нельзя наказывать детей, лишая их участия в групповой работе,
- упрямцу полезно соперничать с упрямцем, двух озорников вместе соединять опасно, но при правильном подходе они будут работать; самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные,
- важно учить договариваться, помогать парам, группам найти свой стиль работы,
- комплектовать группу целесообразно с учётом желания детей, разнородные, предлагать лидеру набирать группу,
- не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией,
- для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя,
- при оценки, работы в группе следует выделять прежде всего человеческие добродетели, оценивать можно лишь общую работу, нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки. (слайд 12)
На занятиях по внеурочной деятельности «Путь к успеху» мы знакомимся с геометрическими фигурами. На первом занятии дети делят фигуры на плоские и объёмные, рассматривают и изучают объёмные тела, узнают их названия. А на следующем занятии, по заранее приготовленным развёрткам, дети изготавливают такие тела. Работа проходит в группах и ученики с желанием работают в них. Каждой группе нужно на просто свернуть и склеить фигуры, но и выполнить определённые задания. Такие как: измерить стороны фигур, составить геометрические задачи на нахождение одной из сторон фигуры, периметра, площади. Обращается внимание на дружную работу групп, что способствует формированию чувства коллективизма и формирует коммуникативные УУД. (слайд 13, 14, 15,16,17,18)
Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли учеников и выполнить следующее задание: склеить геометрическую фигуру по развёртке. (Задание с развёрткой включено в число олимпиадных). Для этого вам нужно разбиться на 6 групп. Но сначала давайте с вами вспомним правила работы в группе. (на доске) У каждой группы на столе лежат развёртки геометрических тел, линейки, ручки и клей.
Давайте с вами вспомним: -А что такое развёртка? (Развёрткой называется плоская фигура, полученная путём соединения всех граней с плоскостью. Развёртка –это множество геометрических фигур, для которых указано, как следует их соединить друг другом по сторонам и вершинам, чтобы получить данное объёмное тело.) Дети называют её выкройкой. (слайд 19)
Давайте посмотрим из каких геометрических фигур состоят развёртки. (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.) Давайте вспомним свойства этих фигур.( У квадрата все стороны равны, у прямоугольника противоположные, у квадрата и прямоугольника углы прямые и др.)
Сейчас вам нужно выполнить следующие задания с геометрическими фигурами:
1 группа. Измерить стороны квадрата и составить задачу на нахождение площади.
2 группа. Измерить стороны треугольника и составить задачу на нахождение периметра.
3 группа. Измерить стороны прямоугольника и составить задачу на нахождение периметра.
4 группа. Измерить стороны прямоугольника и составить задачу на нахождение площади.
5 группа. Измерить стороны квадрата и составить задачу на нахождение периметра.
6 группа. Измерить стороны треугольника и составить задачу на нахождение одной из сторон треугольника.
Итак, задачи составлены, а решать их будет та группа, которую выберите вы сами. Кто справился- поднимите руку. Внимание, оценивать работу будет та группа, которая дала задание. ( таким видом работы мы формируем оценку)
Из задач, которые вы составили можно оформить сборник и пользоваться им на уроках и занятиях по внеурочной деятельности. Дети с большим удовольствием решают задачи, которые составили сами.
Итак мы поработали с плоскими фигурами. А теперь давайте предположим какие же геометрические тела у вас получатся, если мы их склеим (развитие воображения, логического мышления). Сейчас мы проверим ваши предположения и выполним практическую работу. Перегните развёртку по линиям сгиба, склейте боковые поверхности геометрических тел, приклейте основания.)
Оцените свою работу – как вы выполнили склеивание: безупречно, есть неточности при склеивании, аккуратно). Какие тела у вас получились? (Ответы участников групп). –А давайте пофантазируем, что мы можем собрать из таких геометрических тел? ( Город геометрических тел, башню и др.)
-А дети представили себе это так. (слайд 20,21,22) Если проявить фантазию, то можно из этих тел сделать сказочных персонажей, ёлочные игрушки, пальчиковые куклы для кукольного театра.
- Оцените своё эмоциональное состояние, а смайлик вам в этом поможет. Прикрепите их к тому солнышку, к которому считаете нужным.

Современный ребенок привык получать знания в форме развлекательных программ по телевидению, что нужно учитывать на уроках математики, используя медиасредства. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Трудно представить современное образовательное учреждение без компьютерного класса. В своей работе я использую уже третий год образовательную платформу Uchi.ru. (слайд 23)
Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Основное время дети работают дома, но во время урока те учащиеся, которые быстрее справились с заданиями работают в классе за ноутбуком. Во время внеурочной деятельности мы пользуемся кабинетом информатики, где учащиеся с большим удовольствием работают за компьютерами и выполняют как обычные задания так и олимпиадные. (слайд 24,25)

Олимпиады бывают разного характера: предметные и межпредметные. Все олимпиады на платформе Uchi.ru бесплатные. Хочется рассказать подробно оДино олимпиаде, которая проходила с 18 по 30 сентября.(слайд 26)

  • Олимпиада охватывает сразу несколько предметов: математику, русский язык, предпринимательство и окружающий мир.

  • Задания олимпиады направлены на развитие нестандартного мышления и представлены в понятной игровой форме.

  • Задачи тренируют внимание, логику и пространственное воображение, но при этом не требуют углубленного знания школьной программы.

  • Все участники олимпиады награждаются дипломами и почетными грамотами.
    Сначала проходит пробный тур, его результаты не влияют на основной.(слайд 27)
    Основной тур олимпиады.
    На задания основного тура дается 60 минут, результаты будут известны сразу после окончания.
    Участвовать в основном туре могут все желающие, в том числе те, кто не принимал участие в пробном туре.(слайд 27)
    Что даёт участие в олимпиадах?

  • Развитие нестандартного
    мышления.

  • Необычные задачи олимпиады позволяют ученику научиться мыслить шире привычных рамок.

  • Увлекательное соревнование
    для детей.

  • Олимпиада — масштабное соревнование, которое позволит ученику ощутить дух соперничества!(слайд 28,29)

Наши достижения на Uch.ru
Дети с большим удовольствием участвуют в такого рода олимпиадах и добиваются хороших результатов. Результатом работы являются победы учеников в олимпиадах и наше участие в конкурсе «Самый активный учитель и класс по Воронежской области» на платформе Учи.ру . (4 место). Учащиеся работают не только на платформе Учи.ру , но и участвуют в других олмпиадах. Например: Всероссийская олимпиада по математике (ФГОС ТЕСТ), V Международный блицтурнир по математике «Математические ступеньки» и др. (слайд 38-41)
Использование электронного приложения по математике. Важно в современном уроке использовать дидактические игры, которые можно так же организовать по средствам ИКТ, ведь для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей начальной школы. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, умения оценивать роль знаний и видеть их применение на практике, ощущать взаимосвязь разных наук.
Это приложение я использую выборочно на разных этапах урока: устный счёт, объяснение нового материала, закрепление. (слайд 42,43,44,45)

В заключении хотелось бы сказать о результатах формирования УУД: Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: 
• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: 
• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. 
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: 
• выбирать средства для своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. 

Результатом формирования личностных УУД следует считать: 
• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; 
• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
Таким образом, формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!