«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший, учит её находить»
А.Дистервег
« Формируя обще учебные умения и навыки (ОУУН), школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые информационные компетенции, готовит человека, умеющего жить». (И.С.Сергеев)
В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, разработанного в идеологии новых ФГОС, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.
В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Но главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения которого определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.
Психологические исследования в школе показывают, что у обучающихся снижается мотивация к обучению, интерес обучающихся к химии падает, особенно к одиннадцатому классу. Причина этому не только снижение количества часов химии в учебном плане школы, но и неумение учащихся выйти на новый уровень изучения химии в старших классах, уровень систематизации и обобщения всего ранее изученного материала. Ученики перестают учиться, познавательная способность стремится к нулю, мотивация падает. Дети стали прагматичные, и если ребенку химия не нужна для поступления в вуз, он ее в школе не учит вовсе. Тем более учебники не всегда отражают современное состояние дел в химии. Химия перестает быть экспериментальной и превращается в теоретическую, а ведь мы знаем, что лучше всего материал запоминается, когда ребенок не только слушает и пишет, но делает что-то руками, видит результат опытов, ощущает запах.
«Как учить детей?»
«Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?»
«Каким способам деятельности обучать детей?»
«Как сделать урок интересным и захватывающим?»
Ответы на эти вопросы даёт информационно компетентностный подход в обучении.
Информационная компетенция - готовность к работе с информацией
Традиционная парадигма образования УЧИТЕЛЬ–УЧЕБНИК–УЧЕНИК должна быть заменена на новую: УЧЕНИК–УЧЕБНИК–УЧИТЕЛЬ. Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей определенным набором качеств. И это задача не содержания образования, а технологий обучения.
Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют информационно компетентностный подход в обучении как один из значимых.
Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Учебные занятия должны планироваться таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Создание проблемной ситуации – это ответственный и сложный прием, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. «Учебные проблемы должны иметь личностную обращенность, т.е. отвечать потребностям и интересам данной группы детей. То что может быть значимой проблемой в одной группе учащихся, не обязательно будет таковым в другой; то что становится важной проблемой в данный момент и в данной обстановке может выглядеть совсем по-другому в другое время или в другой обстановке. Ведущая роль педагога должна сохраняться, но у учащихся должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно».
Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.
Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес, мотивация к знаниям. Важно, чтобы ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, Ведь главное не запас информации, а умение думать и рассуждать. Да и человеческая память устроена так, чтобы забывать ненужную, неиспользуемую информацию. Неспроста, наверное, так заложено природой.
На определенном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
PISA – Programme for International Student Assessment (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) — оценивает способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании…И наша задача научить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях. Необходимо расширить диапазон текстов и заданий к ним на уроках по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и пр., давались не только в качестве иллюстраций вербально описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, и требовали лишь осмысления их формы. Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходима интерпретация текстов, отклик на него, рефлексия и оценка.
Предлагаемые учащимся ситуации в заданиях PISA и TIMSS связаны с проблемами, которые возникают в быту каждого человека (выбрать продукты при соблюдении диеты), а также в жизни человека как члена общества (например, определить наиболее целесообразное для города место строительства электростанции) или как гражданина мира (например, оценить последствия экологической катастрофы).
При составлении задач используются материалы из курсов химии, биологии, экологии, валеологии. В основном это материалы связанные с изучением природы самого человека, знанием физиологических процессов, происходящих в организме. Интегрированные задачи способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, учащиеся не только найдут методику их решения, но и еще раз убедятся, насколько тесно связана химия с повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Учащиеся поймут, что знание свойств веществ важно для сохранения здоровья и что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека.
Такой подход к составлению контролирующих заданий школьного курса химии способствует пониманию учащимися того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество, а за каждым уравнением реакции – конкретный процесс, происходящий в природе, в живых организмах, быту. Это наполняет химические символы конкретным жизненным смыслом и, главное, позволяет убедить школьников в том, что химия – наука действенная, необходимая и интересная.