СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Интерактивные методы на уроках ОПК"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс "Применение интерактивных методов обучения на уроках ОПК"

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Интерактивные методы на уроках ОПК"»

ЧОУ «Православная гимназия имени Аксо Колиева»



Мастер – класс

«Применение интерактивных методов обучения

на уроках «Основы православной культуры»

































Учитель ОРКСЭ (модуль ОПК) Торчинова Л.Г.



Применение интерактивных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе.



Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.



Хотелось бы уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать.

Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, это погружение в общение. Она способствует на только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся. Ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.


Эта форма работы имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Применение методов интерактивного обучения позволяет решать следующие задачи и состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. А также:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.





Для чего же используется интерактивная методика?

Здесь, хотелось бы вспомнить китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». (основана на афоризме Конфуция)

Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии.

Это происходит по следующим причинам:

  • учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;

  • учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;

  • учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;

  • учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Таким образом, можно выделить «три кита», на которых строится применение интерактивных методов:

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками.



Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов.

Сегодня я хочу предложить вам интерактивную игру «Светлое Христово Воскресение» Несомненным преимуществом этой игры является следующее:

  • Педагог составляет вопросы к этой игре сам, исходя из потребностей детей и изучаемого материала. В этом случае содержание игры будет совпадает с содержанием предмета , а особенности его подачи будут зависеть от того, на каком этапе учебной деятельности денная игра будет использоваться – освоения нового знания, закрепления пройденного материала или проверки знаний.

  • Игру как форму работы с детьми можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности Например. при проведении праздников православного календаря.

Цель игры – через заинтересованное знакомство с евангельской историей и традициями празднования Воскресения Христова помочь детям найти, осознать смысл этого события.

Приближение к смыслу события Воскресения христова может быть постепенным, в зависимости от возраста детей.

Так, в 8-9 лет ребенок может уяснить для себя о Пасхе Христовой следующее:

  • В чем сущность праздника Пасхи?

  • Для чего Иисус Христос претерпел страдания на кресте?

  • Воскресение Христово – радость. Как мы можем порадовать то близких?

Чему мы сами радуемся?



Правила игры. В игре принимают участие 4 команды. Игровое поле располагается на доске.

Игровая цель. Победителем становится та команда, чья игровая фишка достигнет кружочка с цифрой «100».

Подготовка к игре. Перед игрой определяется состав и роли внутри команды. Игровые фишки устанавливаются перед кружочком с цифрой «1».

Ход игры. Капитаны команд по очереди бросают кубик и перемещают фишку на такое количество кружков, которое выпало на кубике.

  • Если команде выпадает встать на кружок со знаком «?», то после совещания с командой (3 мин), командир отвечает на вопрос, предложенный ведущим.

Если командир выполняет задание, то перемещается на 6 ходов вперед. Если нет, то на 5 ходов назад.

Если команде выпадает значок «пасхальное яичко», то она выполняет творческое задание, например, рассказывает стихотворение о Пасхе, или поет песню, загадывает загадку и перемещается на 3 хода.

Побеждает та команда, которая быстрее доберется до финиша.

Вопросы по смыслу разделены на этапы:



1. Великий пост.

2. Благовещение.

3. Лазарева суббота.

4. Вербное воскресение.

5. Страстная седмица.

6. Тайная вечеря.

7. Пасха.

8. Вознесение.

9. Троица.

10.Православные праздники.



Первый этап – « Великий пост» .



  • В память о каких событиях православные христиане держат пост?

( В память о сорокадневном посте , который держал Иисус Христос в пустыне).

  • О каких особых праздниках во время Великого поста вы знаете?

( Благовещение Пресвятой Богородицы, Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим.

  • Как называется одно из церковных таинств, когда человек раскаивается в своих грехах?

(Исповедь).

  • Кто принимает исповедь?

(Священник).

Второй этап - « Благовещение».

  • Какой обычай был в старину на Благовещение?

( Выпускали птиц из клеток).

  • Что делала Пресвятая Богородица ,когда ангел Господень принес ей благую весть?

(Читала пророчества Исаии).

  • Что в переводе обозначает « Благовещение»?

( Добрая новость).

  • Как называется вторая часть Библии? О чем в ней говорится?

( Евангелие, говорится о рождестве и земной жизни Спасителя).





Третий этап – Лазарева суббота.



  • Имя воскрешенного Христом человека из Вифании?

( Лазарь)

  • Какое чудо произошло с Лазарем?

( По слову Господа он воскрес).

  • Как звали одну из сестер Лазаря?

(Марфа).

  • День недели, тогда Спаситель воскресил Лазаря?

(Суббота).



Четвертый этап – Вербное воскресение.



  • Как иначе в России называется праздник «Вход Господень в Иерусалим?

(Вербное воскресение).

  • В какое время года всегда отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим?

(Весной).

  • Как называется праздник, который отмечается за неделю до Пасхи?

(Вход Господень в Иерусалим).

  • Н каком животном Господь въезжал в Иерусалим?

(Осле).



Пятый этап – Страстная седмица.



  • Как называется последняя неделя поста перед Пасхой?

(Страстная).

  • День недели, когда был предан Иисус Христос.

(Среда).

  • Город, в котором был распят Иисус Христос.

(Иерусалим).

  • Что это за казнь – распятие?

( В библейские времена распятие считалось позорной смертью, так казнили особо опасных преступников).



Шестой этап – Тайная вечеря.



  • Что такое Тайная вечеря?

( Это пасхальная трапеза в страстной четверг, на которой Господь установил таинство причастия.)

  • Кто такой Иуда Искариот?

(Один из 12 апостолов, тот, кто предал Иисуса Христа).

  • Имя человека, которому пришлось помогать Спасителю нести крест на Галгофу.

( Симон Киринеянин).

  • Как звали римского правителя, без разрешения которого , нельзя было убить осужденного?

(Понтий Пилат).



Седьмой этап – Пасха.



  • Когда празднуется Пасха в этом году?

(5 мая ).

  • Как православные люди отмечают праздник Пасхи?

( Участвуют в праздничном богослужении, готовят пасхальный стол : творожную пасху, куличи, красят яйца).

  • Женщина, проповедовавшая Тиберию о Спасителе, у которой яйцо в руках стало красным.

( Мария Магдалина).

  • Как приветствуют друг друга люди на Пасху.

(Христос Воскресе! Воистину Воскресе!)



Восьмой этап – Вознесение.



  • Главное богослужение Православной Церкви.

(Литургия).

  • Как называется неделя после Пасхи?

(Светлая седмица).

  • Какой праздник отмечается на 40- й день после Пасхи?

(Вознесение).

  • Какого числа в этом году празднуется Вознесение?

(13 июня).

Девятый этап – Троица.

  • Когда празднуется Троица?

( на 50-й день после Пасхи).

  • Что является символом Троицы?

( Береза).

  • Кем написана известная икона «Троица»?

( Андреем Рублевым).

  • Какого цвета облачения у священнослужителей на Троицу?

(Зеленого).



Десятый этап - Православные праздники.



  • Вознесение Господне – переходящий или непереходящий праздник?

( Переходящий).

  • Вход Господень в Иерусалим по – другому называется?

(Вербное Воскресение).

  • День Святой Троицы по – другому называется?

(Пятидесятница).

  • Благовещение Пресвятой Богородицы переходящий или непереходящий праздник?

(Непереходящий. 7 апреля).



В последнее время в последнее время общество `обнищало` духовно.

На нас, учителей возложена большая ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью?
И поэтому я, как учитель  основной задачей ставлю умение моих учеников четко отличать добро от зла .
Смысл учительской жизни.

В одной древней притче говорится:

« Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. 
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. 
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. 
-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
- А меня больше всего радуют твои крылья...`
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.

Есть пословица «Учу-учась, воспитываю, воспитываясь».

Для осуществления идей и нужно изучать новые педагогические технологии.

– И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы.   

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!  





Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!