ЧОУ «Православная гимназия имени Аксо Колиева»
Мастер – класс
«Применение интерактивных методов обучения
на уроках «Основы православной культуры»
Учитель ОРКСЭ (модуль ОПК) Торчинова Л.Г.
Применение интерактивных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Хотелось бы уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать.
Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, это погружение в общение. Она способствует на только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся. Ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.
Эта форма работы имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Применение методов интерактивного обучения позволяет решать следующие задачи и состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. А также:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Для чего же используется интерактивная методика?
Здесь, хотелось бы вспомнить китайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». (основана на афоризме Конфуция)
Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии.
Это происходит по следующим причинам:
учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Таким образом, можно выделить «три кита», на которых строится применение интерактивных методов:
Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками.
Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов.
Сегодня я хочу предложить вам интерактивную игру «Светлое Христово Воскресение» Несомненным преимуществом этой игры является следующее:
Педагог составляет вопросы к этой игре сам, исходя из потребностей детей и изучаемого материала. В этом случае содержание игры будет совпадает с содержанием предмета , а особенности его подачи будут зависеть от того, на каком этапе учебной деятельности денная игра будет использоваться – освоения нового знания, закрепления пройденного материала или проверки знаний.
Игру как форму работы с детьми можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности Например. при проведении праздников православного календаря.
Цель игры – через заинтересованное знакомство с евангельской историей и традициями празднования Воскресения Христова помочь детям найти, осознать смысл этого события.
Приближение к смыслу события Воскресения христова может быть постепенным, в зависимости от возраста детей.
Так, в 8-9 лет ребенок может уяснить для себя о Пасхе Христовой следующее:
В чем сущность праздника Пасхи?
Для чего Иисус Христос претерпел страдания на кресте?
Воскресение Христово – радость. Как мы можем порадовать то близких?
Чему мы сами радуемся?
Правила игры. В игре принимают участие 4 команды. Игровое поле располагается на доске.
Игровая цель. Победителем становится та команда, чья игровая фишка достигнет кружочка с цифрой «100».
Подготовка к игре. Перед игрой определяется состав и роли внутри команды. Игровые фишки устанавливаются перед кружочком с цифрой «1».
Ход игры. Капитаны команд по очереди бросают кубик и перемещают фишку на такое количество кружков, которое выпало на кубике.
Если команде выпадает встать на кружок со знаком «?», то после совещания с командой (3 мин), командир отвечает на вопрос, предложенный ведущим.
Если командир выполняет задание, то перемещается на 6 ходов вперед. Если нет, то на 5 ходов назад.
Если команде выпадает значок «пасхальное яичко», то она выполняет творческое задание, например, рассказывает стихотворение о Пасхе, или поет песню, загадывает загадку и перемещается на 3 хода.
Побеждает та команда, которая быстрее доберется до финиша.
Вопросы по смыслу разделены на этапы:
1. Великий пост.
2. Благовещение.
3. Лазарева суббота.
4. Вербное воскресение.
5. Страстная седмица.
6. Тайная вечеря.
7. Пасха.
8. Вознесение.
9. Троица.
10.Православные праздники.
Первый этап – « Великий пост» .
( В память о сорокадневном посте , который держал Иисус Христос в пустыне).
( Благовещение Пресвятой Богородицы, Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим.
(Исповедь).
(Священник).
Второй этап - « Благовещение».
( Выпускали птиц из клеток).
(Читала пророчества Исаии).
( Добрая новость).
( Евангелие, говорится о рождестве и земной жизни Спасителя).
Третий этап – Лазарева суббота.
( Лазарь)
( По слову Господа он воскрес).
(Марфа).
(Суббота).
Четвертый этап – Вербное воскресение.
(Вербное воскресение).
(Весной).
(Вход Господень в Иерусалим).
(Осле).
Пятый этап – Страстная седмица.
(Страстная).
(Среда).
(Иерусалим).
( В библейские времена распятие считалось позорной смертью, так казнили особо опасных преступников).
Шестой этап – Тайная вечеря.
( Это пасхальная трапеза в страстной четверг, на которой Господь установил таинство причастия.)
(Один из 12 апостолов, тот, кто предал Иисуса Христа).
( Симон Киринеянин).
(Понтий Пилат).
Седьмой этап – Пасха.
(5 мая ).
( Участвуют в праздничном богослужении, готовят пасхальный стол : творожную пасху, куличи, красят яйца).
( Мария Магдалина).
(Христос Воскресе! Воистину Воскресе!)
Восьмой этап – Вознесение.
(Литургия).
(Светлая седмица).
(Вознесение).
(13 июня).
Девятый этап – Троица.
( на 50-й день после Пасхи).
( Береза).
( Андреем Рублевым).
(Зеленого).
Десятый этап - Православные праздники.
( Переходящий).
(Вербное Воскресение).
(Пятидесятница).
(Непереходящий. 7 апреля).
В последнее время в последнее время общество `обнищало` духовно.
На нас, учителей возложена большая ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью?
И поэтому я, как учитель основной задачей ставлю умение моих учеников четко отличать добро от зла .
Смысл учительской жизни.
В одной древней притче говорится:
« Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
- А меня больше всего радуют твои крылья...`
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Есть пословица «Учу-учась, воспитываю, воспитываясь».
Для осуществления идей и нужно изучать новые педагогические технологии.
– И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку». Не бойтесь применять инновационные методы.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!