Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»
Цель: дать первичное представление о сущности конфликта и его роли в образовательном процессе.
Задачи: познакомить учасников со структурой конфликта и стратегиями поведения в нём, отработать навыки анализа конфликта, познакомиться с различными способами профилактики конфликта и работы с ним.
Ход мастер-класса
Вводная часть
Дать участникам представление о том, что такое мастер-класс, временные рамки, цели и задачи работы, правила поведения. Можно также прояснить ожидания группы от занятия.
Разминка
Каждому учаснику группы предлагается выбрать того сказочного персонажа или героя, который бы отражал его сущность и поведение в конфликтной ситуации. Каждый внутри себя продолжает фразу: «Когда я конфликтую я похож на…». Все высказываются по кругу. Далее ведущий просит каждого найти себе в пару героя, который был бы максимально не похож на собственного.
После того как пары образовались, ведущий предлагает участникам обсудить в парах, что для них значит конфликт и как они себя в нём ведут (несколько минут). В зависимости от желания участники могут говорить как от своего лица, так и от образа выбранного героя.
Далее все возвращаются в круг и происходит обсуждение. Участники по желанию делятся своими мыслями, чувствами, ощущениями.
Методическая часть. Структура конфликта
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов взаимодействующих между собой людей. Здесь же рассматривается структура конфликта.
Стороны конфликта – люди или группы людей. Рассматриваются конфликты межличностные, например между двумя или более детьми, личностно-групповые – между одним ребёнком и все классом, межгрупповые – между классами.
Условия протекания конфликта, на которые существенно влияет внешняя среда: пространство, время, климат в группе и т. д.
Объект конфликта – то, что является предметом спора, то, чем хотят завладеть участники конфликта.
Образ конфликтной ситуации – идеальная картина конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые и определяют выбор стратегии поведения участников.
Возможные действия участников конфликта. Рассматриваются стратегии поведения в конфликте, инициативе, инцидент, характер и активность сторон.
Исходы конфликтных действий, которые зависят как от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.
Разбор структуры конфликта приводится на примере какой-либо конфликтной ситуации.
Упражнение по тренировке разбора конфликта
Группа разбивается на несколько подгрупп, которые должны в течение определённого времени разобрать предложенные ситуации по выработанной ранее схеме.
Конфликтные ситуации:
На футбольном поле Коля кинул мяч в сторону мальчиков которые не дружат друг с другом. Петя и Ваня одновременно бросились за мячом. Петя схватил первым. Увидев это, Ваня попытался грубо отнять его у Пети. Они стали бороться за мяч и кричать друг на друга. Завязалась драка, которая прекратилась только с приходом учителя.
Девочки договорились играть вместе. Но Аня вышла на улицу раньше и стала играть с мальчиками. Оля и Катя, выйдя позже, пытались уговорить Аню играть с ними, но Аня не захотела. В итоге девочки стали обзывать Аню предательницей и обманщицей, на что Аня сначала пыталась ответить, но в итоге заплакала и ушла.
Паша бежал в класс и по дороге наскочил на постройку из кубиков и сломал её. Он быстро извинился, но Лиза стала на него кричать, что он специально сломал её. Паша начал оправдываться, а затем стал нападать на Лизу, говоря, что нечего строить там где не нужно. В итоге началась драка.
Мини-группы зачитывают свои ситуации и рассказывают о том, как они описали структуру конфликта. Осуществляется групповое обсуждение.
Методическая часть. Стадия конфликта
Перед теорией можно разыграть конфликтные действия и на их основе дать теоретический материал. В итоге раскрываются стадии конфликта:
1-я стадия. Возникает конфликтная ситуация – латентный, скрытый период, или предконфликтная стадия, как правило, протекает на неосознанном уровне.
2-я стадия. Осознание конфликта – условия конфликта восприняты, стороны знают о своём участии в конфликте. Условия конфликта – это те обстоятельства и факторы, которые влияют на возникновение конфликта.
3-я стадия. Конфликтные действия – открытые антипатии, приклеивание ярлыков, негативная оценка противниками друг друга. Могут быть разные стратегии: сотрудничество, компромисс, избегание, противоборство, приспособление.
4-я стадия. Завершение конфликта – готовность к разрешению конфликта, выбор стратегии или стиля поведения, способ разрешения. Выделяют три варианта завершения конфликта: применение насилия, мирное урегулирование и уступки.
Первым шагом к профилактике конфликтов становится умение анализировать собственные конфликты, извлекая из них важную для себя информацию о самом себе и другом участнике конфликта.
Упражнения по тренировке разбора конфликта
Ведущий предлагает потренироваться в анализе конфликта. Для работы группы снова разбиваются на подгруппы. Участники вспоминают какой либо знакомый конфликт и разбирают его по предложенной карте конфликта. После все анализы конфликта зачитываются и обсуждаются.
Карта конфликта
Кто принимал участие в конфликте? (Стороны конфликта) | |
Из-за чего конфликтуют? (Объект, предмет). | |
Причина вступления в конфликт? (Внешняя позиция). | |
Что скрыто за участием сторон в конфликте? (Внутренняя позиция – потребности и опасения сторон). | |
Сами конфликтные действия (характер действий). | |
Что предшествовало возникновению конфликта? Предконфликтная фаза – сигналы, личностные особенности. | |
Желаемый результат? (Какие изменения хотят стороны?) | |
Какие возможности для этого есть у каждой стороны? (Ресурсы). | |
К чему это приведёт? (Ожидаемый в будущем эффект). | |
Чем всё завершилось? (Способ разрешения конфликта). | |
Что нужно сделать или сказать чтобы мирно урегулировать конфликт? | |
Работа с конфликтами в школе
Ведущий обсуждает вместе с группой, как можно работать с конфликтами в школе:
Просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, сказок, где есть конфликтная ситуация, обсуждение поведения героев.
Проигрывание различных ролевых игр и ситуаций конфликта, где дети получают возможность о своём собственном поведение в конфликте и знакомятся с разными возможностями развития конфликта.
Разбор ситуаций с детьми после реального конфликта.
Ведущий говорит и о стратегии педагога в конфликтной ситуации:
вмешаться в конфликт (если он представляет угрозу) и прервать акт насилия;
оценить обстановку – выяснить, кто участвует в конфликте и что произошло;
оказать помощь пострадавшему;
позаботиться о поддержке – если необходима помощь учащихся или коллег;
успокоить участников конфликта.
Разбор конфликта с детьми. При этом можно опираться на следующие положения:
необходимо осознать цель беседы;
важно определить количество детей, участвующих в разборе;
беседа должна проходить в спокойной, непринуждённой обстановке, в которой все участники чувствовали бы себя комфортно;
в беседе необходимо выслушать обе стороны, так как каждая из сторон имеет право изложить свою точку зрения. В начале беседы важно установить правила: не перебивать, не критиковать, не оскорблять и т. д.
Упражнения по тренировке разбора конфликта
Группа разбивается на четвёрки и тренируется в разборе детских конфликтов, при этом два человека разыгрывают конфликт, один педагог наблюдает, один – разбирает.
Задача педагога – разобрать конфликт по описанным выше схемам и прийти к какому-то решению. Наблюдатель следит за происходящим и говорит о своих наблюдениях. Затем учителя меняются ролями. Таким образом, каждый должен побывать в разных ролях.
Конфликты:
ссорятся из-за места в столовой;
ссорятся по поводу проигрыша в футболе;
ссорятся из-за того кто будет капитаном;
ссорятся из-за игрушки.
Далее групповое обсуждение: что получилось/не получилось, где были сложности, у кого какие творчески находки.
Итог:
Подведение итогов, резюмирование занятия, рефлексия.
Памятка по разрешению конфликтов
Уважаемые родители! Попытайтесь, осмыслить предложенные вопросы и вам, будет легче адекватно вести себя в конфликте.
Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?
Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?
Как бы я чувствовал себя на его (ее) месте?
Что он (она) пытается сказать?
Выслушал ли я его (ее) как следует?
Что я хочу изменить?
Как я могу сказать это без обвинений и нападок?
Не злоупотребляю ли я властью?
Что я чувствую?
Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?
Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей)о том, что я чувствую?
Что я хочу изменить?
Избавился ли я, то желания наказать его (ее)?
Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами?(Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколоть матрац).
Хочу ли я разрешить конфликт?
Большое значение для продуктивного разрешения конфликта имеет способность родителей выстроить позитивное общение с ребенком или, по крайней мере, выслушать его внимательно и сочувственно. Интересный пример приведен в книге В.П. Шейнова: молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнику бодрым светским голосом: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа» — «О, как тебе повезло дорогая!» — последовал ответ.
Слушать и слышать — это далеко не одно и то же. К тому же, процесс слушания требует значительных психических энергозатрат. Для восприятия звучания и смысла слова человеку нужно не более секунды. Если слово неизвестное — 3-5 секунд. Для полного понимания вопроса — не менее 14-15 секунд. При некотором навыке человек схватывает смысл речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Приемы эффективного слушания при общении с ребенком.