СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать участникам представление о том, что такое мастер-класс, временные рамки, цели и задачи работы, правила поведения. Можно также прояснить ожидания группы от занятия.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»»

Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»


Цель: дать первичное представление о сущности конфликта и его роли в образовательном процессе.

Задачи: познакомить учасников со структурой конфликта и стратегиями поведения в нём, отработать навыки анализа конфликта, познакомиться с различными способами профилактики конфликта и работы с ним.

Ход мастер-класса


Вводная часть

Дать участникам представление о том, что такое мастер-класс, временные рамки, цели и задачи работы, правила поведения. Можно также прояснить ожидания группы от занятия.

Разминка

Каждому учаснику группы предлагается выбрать того сказочного персонажа или героя, который бы отражал его сущность и поведение в конфликтной ситуации. Каждый внутри себя продолжает фразу: «Когда я конфликтую я похож на…». Все высказываются по кругу. Далее ведущий просит каждого найти себе в пару героя, который был бы максимально не похож на собственного.

После того как пары образовались, ведущий предлагает участникам обсудить в парах, что для них значит конфликт и как они себя в нём ведут (несколько минут). В зависимости от желания участники могут говорить как от своего лица, так и от образа выбранного героя.

Далее все возвращаются в круг и происходит обсуждение. Участники по желанию делятся своими мыслями, чувствами, ощущениями.

Методическая часть. Структура конфликта

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов взаимодействующих между собой людей. Здесь же рассматривается структура конфликта.

Стороны конфликта – люди или группы людей. Рассматриваются конфликты межличностные, например между двумя или более детьми, личностно-групповые – между одним ребёнком и все классом, межгрупповые – между классами.

Условия протекания конфликта, на которые существенно влияет внешняя среда: пространство, время, климат в группе и т. д.

Объект конфликта – то, что является предметом спора, то, чем хотят завладеть участники конфликта.

Образ конфликтной ситуации – идеальная картина конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые и определяют выбор стратегии поведения участников.

Возможные действия участников конфликта. Рассматриваются стратегии поведения в конфликте, инициативе, инцидент, характер и активность сторон.

Исходы конфликтных действий, которые зависят как от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.

Разбор структуры конфликта приводится на примере какой-либо конфликтной ситуации.


Упражнение по тренировке разбора конфликта

Группа разбивается на несколько подгрупп, которые должны в течение определённого времени разобрать предложенные ситуации по выработанной ранее схеме.

Конфликтные ситуации:

  1. На футбольном поле Коля кинул мяч в сторону мальчиков которые не дружат друг с другом. Петя и Ваня одновременно бросились за мячом. Петя схватил первым. Увидев это, Ваня попытался грубо отнять его у Пети. Они стали бороться за мяч и кричать друг на друга. Завязалась драка, которая прекратилась только с приходом учителя.

  2. Девочки договорились играть вместе. Но Аня вышла на улицу раньше и стала играть с мальчиками. Оля и Катя, выйдя позже, пытались уговорить Аню играть с ними, но Аня не захотела. В итоге девочки стали обзывать Аню предательницей и обманщицей, на что Аня сначала пыталась ответить, но в итоге заплакала и ушла.

  3. Паша бежал в класс и по дороге наскочил на постройку из кубиков и сломал её. Он быстро извинился, но Лиза стала на него кричать, что он специально сломал её. Паша начал оправдываться, а затем стал нападать на Лизу, говоря, что нечего строить там где не нужно. В итоге началась драка.

Мини-группы зачитывают свои ситуации и рассказывают о том, как они описали структуру конфликта. Осуществляется групповое обсуждение.

Методическая часть. Стадия конфликта

Перед теорией можно разыграть конфликтные действия и на их основе дать теоретический материал. В итоге раскрываются стадии конфликта:

1-я стадия. Возникает конфликтная ситуация – латентный, скрытый период, или предконфликтная стадия, как правило, протекает на неосознанном уровне.

2-я стадия. Осознание конфликта – условия конфликта восприняты, стороны знают о своём участии в конфликте. Условия конфликта – это те обстоятельства и факторы, которые влияют на возникновение конфликта.

3-я стадия. Конфликтные действия – открытые антипатии, приклеивание ярлыков, негативная оценка противниками друг друга. Могут быть разные стратегии: сотрудничество, компромисс, избегание, противоборство, приспособление.

4-я стадия. Завершение конфликта – готовность к разрешению конфликта, выбор стратегии или стиля поведения, способ разрешения. Выделяют три варианта завершения конфликта: применение насилия, мирное урегулирование и уступки.

Первым шагом к профилактике конфликтов становится умение анализировать собственные конфликты, извлекая из них важную для себя информацию о самом себе и другом участнике конфликта.

Упражнения по тренировке разбора конфликта

Ведущий предлагает потренироваться в анализе конфликта. Для работы группы снова разбиваются на подгруппы. Участники вспоминают какой либо знакомый конфликт и разбирают его по предложенной карте конфликта. После все анализы конфликта зачитываются и обсуждаются.


Карта конфликта

Кто принимал участие в конфликте? (Стороны конфликта)


Из-за чего конфликтуют? (Объект, предмет).


Причина вступления в конфликт? (Внешняя позиция).


Что скрыто за участием сторон в конфликте? (Внутренняя позиция – потребности и опасения сторон).


Сами конфликтные действия (характер действий).


Что предшествовало возникновению конфликта? Предконфликтная фаза – сигналы, личностные особенности.


Желаемый результат? (Какие изменения хотят стороны?)


Какие возможности для этого есть у каждой стороны? (Ресурсы).


К чему это приведёт? (Ожидаемый в будущем эффект).


Чем всё завершилось? (Способ разрешения конфликта).


Что нужно сделать или сказать чтобы мирно урегулировать конфликт?



Работа с конфликтами в школе

Ведущий обсуждает вместе с группой, как можно работать с конфликтами в школе:

  1. Просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, сказок, где есть конфликтная ситуация, обсуждение поведения героев.

  2. Проигрывание различных ролевых игр и ситуаций конфликта, где дети получают возможность о своём собственном поведение в конфликте и знакомятся с разными возможностями развития конфликта.

  3. Разбор ситуаций с детьми после реального конфликта.

Ведущий говорит и о стратегии педагога в конфликтной ситуации:

  • вмешаться в конфликт (если он представляет угрозу) и прервать акт насилия;

  • оценить обстановку – выяснить, кто участвует в конфликте и что произошло;

  • оказать помощь пострадавшему;

  • позаботиться о поддержке – если необходима помощь учащихся или коллег;

  • успокоить участников конфликта.

  1. Разбор конфликта с детьми. При этом можно опираться на следующие положения:

  • необходимо осознать цель беседы;

  • важно определить количество детей, участвующих в разборе;

  • беседа должна проходить в спокойной, непринуждённой обстановке, в которой все участники чувствовали бы себя комфортно;

  • в беседе необходимо выслушать обе стороны, так как каждая из сторон имеет право изложить свою точку зрения. В начале беседы важно установить правила: не перебивать, не критиковать, не оскорблять и т. д.

Упражнения по тренировке разбора конфликта

Группа разбивается на четвёрки и тренируется в разборе детских конфликтов, при этом два человека разыгрывают конфликт, один педагог наблюдает, один – разбирает.

Задача педагога – разобрать конфликт по описанным выше схемам и прийти к какому-то решению. Наблюдатель следит за происходящим и говорит о своих наблюдениях. Затем учителя меняются ролями. Таким образом, каждый должен побывать в разных ролях.

Конфликты:

  • ссорятся из-за места в столовой;

  • ссорятся по поводу проигрыша в футболе;

  • ссорятся из-за того кто будет капитаном;

  • ссорятся из-за игрушки.

Далее групповое обсуждение: что получилось/не получилось, где были сложности, у кого какие творчески находки.

Итог:

Подведение итогов, резюмирование занятия, рефлексия.










Памятка по разрешению конфликтов


Уважаемые родители! Попытайтесь, осмыслить предложенные вопросы и вам, будет легче адекватно вести себя в конфликте.

  • Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?

  • Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?

  • Как бы я чувствовал себя на его (ее) месте?

  • Что он (она) пытается сказать?

  • Выслушал ли я его (ее) как следует?

  • Что я хочу изменить?

  • Как я могу сказать это без обвинений и нападок?

  • Не злоупотребляю ли я властью?

  • Что я чувствую?

  • Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?

  • Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей)о том, что я чувствую?

  • Что я хочу изменить?

  • Избавился ли я, то желания наказать его (ее)?

  • Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами?(Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколоть матрац).

  • Хочу ли я разрешить конфликт?


Большое значение для продуктивного разрешения конфликта имеет способность родителей выстроить позитивное общение с ребенком или, по крайней мере, выслушать его внимательно и сочувственно. Интересный пример приведен в книге В.П. Шейнова: молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнику бодрым светским голосом: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа» — «О, как тебе повезло дорогая!» — последовал ответ.

Слушать и слышать — это далеко не одно и то же. К тому же, процесс слушания требует значительных психических энергозатрат. Для восприятия звучания и смысла слова человеку нужно не более секунды. Если слово неизвестное — 3-5 секунд. Для полного понимания вопроса — не менее 14-15 секунд. При некотором навыке человек схватывает смысл речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Приемы эффективного слушания при общении с ребенком.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!