СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс " Конструирование компетентностно - ориентированного задания.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мастер-класса: знакомство с   моделью компетентностно - ориентированного задания и педагогическим опытом конструирования  компетентностно-ориентированных заданий для развития креативных способностей школьников. Задачи мастер-класса:

  • показать эффективность использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития креативных способностей школьников;
  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению  технологией конструирования компетентностно - ориентированного  задания  способствующих развитию креативных способностей;
  • содействовать профессиональному общению;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс " Конструирование компетентностно - ориентированного задания.»

Мастер класс

«Конструирование компетентностно-ориентированного задания

Этап I. Подготовительные мероприятия

Шаг 1. Постановка целей, определение формы проведения
Необходимо определить: форму проведения, место проведения, поставить цель, наметить задачи.
Форма проведения: практическое занятие
Цели мастер-класса: знакомство с  моделью компетентностно - ориентированного задания и педагогическим опытом конструирования компетентностно-ориентированных заданий .

Задачи мастер-класса:

  • показать эффективность использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для формирование УУД

  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению технологией конструирования компетентностно - ориентированного задания способствующих развитию УУД;

  • содействовать профессиональному общению;

  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.


Шаг 2.Подготовка

1) Подготовка необходимого оборудования: кабинет (для групп); компьютер, проектор, интерактивная доска, документ камера.
2)Подготовка необходимого материала: обобщение опыта, составление плана - конспекта мастер - класса, подготовка презентации для сопровождения, распечатка заданий для проведения практической части  и  раздаточного материала.























Этап II. Проведение мастер-класса
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Конструирование компетентностно-ориентированного задания, как средства формирование УУД."

В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ.

Наш мастер - класс я хотела бы начать высказыванием .

Слайд 2 ."Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука.»

Современный урок в соответствии с ФГОС обязывает учителя связывать в единое целое изучаемый учебный материал, формируемые учебные действия, способы оценивания. Наиболее эффективным связующим на мой взгляд является компетентностно-ориентированное задание.

Слайд 3 Что же такое компетентностно-ориентированное задание?
1)  Работа в группах (Каждая группа получает набор слов ( словосочетаний) из которого необходимо выбрать отличительные признаки компетентностно - ориентированного задания.)

  • имитация жизненной ситуации,

  • деятельностная составляющая;

  • обучающий характер

  • предметные умения;

  • предметные знания

  • предметные умения выходящие за рамки одной образовательной области;

  • содержит образец выполнения

  • создаётся только в форме теста.

  • не предполагает использование справочной литературе.

  • допускает использование дополнительных источников информации.

  • формулируется как чёткий план деятельности.

  • имеет чёткую структуру

  • структура зависит от изучаемого предмета.
    2) Группы представляют результаты работы.( Выбранные признаки каждая группа вывешивает на магнитную доску или зачитывает)
    3) Подводятся итоги в выполнения практического задания.( Сравнение с эталоном на экране)Слайд 4.





Шаг 4. Новая информация
Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Именно такие задания заложены в основу ФГОС, однако даже новые учебники практически не содержат заданий направленных на формирование УУД. Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемкое, однако эти задания легко узнаваемы потому что имеют чёткую структуру и дифференциацию по уровням.

Рассмотрим структуру КОЗ (Слайд 5) работа со слайдом

(Слайд 6 ) Рассмотрим характеристику компетентностей, формирование которых происходит при решении КОЗ, заложенных в основу УУД.

Компетентностно-ориентированные задания составляются таким образом, чтобы учащиеся могли использовать математические знания в разнообразных ситуациях, в том числе и связанных с различными сферами жизни человека, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Определены 3 уровня КОЗ(Слайд 7 )

Шаг 5. Практическое задание №2 ( Слайд 8) Рассмотрим пример КОЗ
1) Работа в малых группах Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными и определите их уровень и вид компетентности которая формируется в результате выполнения задания?
Задача №1. (проектная компетентность)

Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Вам нужно во что бы то ни стало остаться на этой работе.

Определите какой информации не хватает для решения поставленной задачи? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».

Подчеркните правильный ответ:

1. Скорость грузовой машины.

2. Скорость легковой машины.

3. Время, которое была в пути каждая машина.

4. Место встречи грузовой и легковой машин.

За верный ответ вы получите 1 балл.

Формулируется вывод: Эта задача является заданием третьего уровня, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов.

Задача №2. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Почему эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей? Что нужно сделать, чтобы она стала таковой?
Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.

Задача 3 ( информационная)

«Индейский вождь Соколиный глаз утверждает, что зрение никогда его не обманывает. Коварный шаман Змеиный язык уверен, что ни в чем вождю не уступает. Однажды утром шаман показал вождю загадочную картину:

- Посмотри, Соколиный глаз, что я придумал. Духи предков подсказали мне, что можно сделать двустороннее копье и двустороннюю рогатину. Обычным оружием удобно поражать врага, только если он впереди от тебя, а двусторонним хорошо отбиваться от нападения сзади.

А теперь кажи мне, вождь, если ты такой зоркий, какое древко на моем рисунке длиннее – у копья или у рогатины? Не ответишь – племя будет звать тебя не Соколиный глаз, а Слепой крот!»

Задания: 1. Определите на глаз, какое древко длиннее.

2. Проверьте линейкой правильность своего предположения.

3. Найдите в тексте учебника каким научным словом называется «зрительный обман»?

4.Постройте в тетради два рисунка с изображением, где происходит «обман зрения».


Шаг 6.Практическое задание №3
Работа в группе. Участники выполняют задание: По определённому в практическом задании № 2 компетентностно-ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.
2) Подводятся итоги  выполнения практического задания. (слайд 9)

Стимул: Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Вам нужно во что бы то ни стало остаться на этой работе.

Задачная формулировка: Определите какой информации не хватает для решения поставленной задачи? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».

Бланк для выполнения задания:

Подчеркните правильный ответ:

1. Скорость грузовой машины.

2. Скорость легковой машины.

3. Время, которое была в пути каждая машина.

4. Место встречи грузовой и легковой машин.

Инструмент проверки: ключ

1 балл - ответ 3

0 баллов – другие ответы.
Шаг 7. Практическое задание №4 Участникам предлагается самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) используя алгоритм проектирования компетентностно-ориентированного задания и соблюдая его структуру: используя слова книга, книжная полка. ( Слайд 10)
2) Выслушиваются ответы, выявляются затруднения  и подводятся итоги. Участники других групп проводят экспертизу составленной задачи.

Шаг 8.  Подведение итогов мастер-класса ( Слайд 11)
В связи с введением ФГОС в корне меняются соотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает – педагог содействует, обучающийся активен – педагог создает условия для проявления активности.

Подведение итогов мастер-класса приёмом рефлексии – оценочное окно.( Слайд 12)
Окно состоит из 4 частей:
1) Собственная деятельность в мастерской.
2) Ценность данных заданий для школьника.
3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта).
4) Удовлетворение от работы.
С помощью цветной фишки каждый участник мастер-класса оценивает свою работу на данном мастер-классе  (красная – 5 б, синяя – 4 б, зеленая – 3 б).

По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, – зависит, прежде всего, от учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!