Мастер класс
«Конструирование компетентностно-ориентированного задания
Этап I. Подготовительные мероприятия
Шаг 1. Постановка целей, определение формы проведения
Необходимо определить: форму проведения, место проведения, поставить цель, наметить задачи.
Форма проведения: практическое занятие
Цели мастер-класса: знакомство с моделью компетентностно - ориентированного задания и педагогическим опытом конструирования компетентностно-ориентированных заданий .
Задачи мастер-класса:
показать эффективность использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для формирование УУД
способствовать повышению мастерства учителя к овладению технологией конструирования компетентностно - ориентированного задания способствующих развитию УУД;
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Шаг 2.Подготовка
1) Подготовка необходимого оборудования: кабинет (для групп); компьютер, проектор, интерактивная доска, документ камера.
2)Подготовка необходимого материала: обобщение опыта, составление плана - конспекта мастер - класса, подготовка презентации для сопровождения, распечатка заданий для проведения практической части и раздаточного материала.
Этап II. Проведение мастер-класса
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Конструирование компетентностно-ориентированного задания, как средства формирование УУД."
В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ.
Наш мастер - класс я хотела бы начать высказыванием .
Слайд 2 ."Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука.»
Современный урок в соответствии с ФГОС обязывает учителя связывать в единое целое изучаемый учебный материал, формируемые учебные действия, способы оценивания. Наиболее эффективным связующим на мой взгляд является компетентностно-ориентированное задание.
Слайд 3 Что же такое компетентностно-ориентированное задание?
1) Работа в группах (Каждая группа получает набор слов ( словосочетаний) из которого необходимо выбрать отличительные признаки компетентностно - ориентированного задания.)
имитация жизненной ситуации,
деятельностная составляющая;
обучающий характер
предметные умения;
предметные знания
предметные умения выходящие за рамки одной образовательной области;
содержит образец выполнения
создаётся только в форме теста.
не предполагает использование справочной литературе.
допускает использование дополнительных источников информации.
формулируется как чёткий план деятельности.
имеет чёткую структуру
структура зависит от изучаемого предмета.
2) Группы представляют результаты работы.( Выбранные признаки каждая группа вывешивает на магнитную доску или зачитывает)
3) Подводятся итоги в выполнения практического задания.( Сравнение с эталоном на экране)Слайд 4.
Шаг 4. Новая информация
Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Именно такие задания заложены в основу ФГОС, однако даже новые учебники практически не содержат заданий направленных на формирование УУД. Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемкое, однако эти задания легко узнаваемы потому что имеют чёткую структуру и дифференциацию по уровням.
Рассмотрим структуру КОЗ (Слайд 5) работа со слайдом
(Слайд 6 ) Рассмотрим характеристику компетентностей, формирование которых происходит при решении КОЗ, заложенных в основу УУД.
Компетентностно-ориентированные задания составляются таким образом, чтобы учащиеся могли использовать математические знания в разнообразных ситуациях, в том числе и связанных с различными сферами жизни человека, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Определены 3 уровня КОЗ(Слайд 7 )
Шаг 5. Практическое задание №2 ( Слайд 8) Рассмотрим пример КОЗ
1) Работа в малых группах Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными и определите их уровень и вид компетентности которая формируется в результате выполнения задания?
Задача №1. (проектная компетентность)
Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Вам нужно во что бы то ни стало остаться на этой работе.
Определите какой информации не хватает для решения поставленной задачи? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Подчеркните правильный ответ:
1. Скорость грузовой машины.
2. Скорость легковой машины.
3. Время, которое была в пути каждая машина.
4. Место встречи грузовой и легковой машин.
За верный ответ вы получите 1 балл.
Формулируется вывод: Эта задача является заданием третьего уровня, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов.
Задача №2. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Почему эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей? Что нужно сделать, чтобы она стала таковой?
Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.
Задача 3 ( информационная)
«Индейский вождь Соколиный глаз утверждает, что зрение никогда его не обманывает. Коварный шаман Змеиный язык уверен, что ни в чем вождю не уступает. Однажды утром шаман показал вождю загадочную картину:
- Посмотри, Соколиный глаз, что я придумал. Духи предков подсказали мне, что можно сделать двустороннее копье и двустороннюю рогатину. Обычным оружием удобно поражать врага, только если он впереди от тебя, а двусторонним хорошо отбиваться от нападения сзади.
А теперь кажи мне, вождь, если ты такой зоркий, какое древко на моем рисунке длиннее – у копья или у рогатины? Не ответишь – племя будет звать тебя не Соколиный глаз, а Слепой крот!»
Задания: 1. Определите на глаз, какое древко длиннее.
2. Проверьте линейкой правильность своего предположения.
3. Найдите в тексте учебника каким научным словом называется «зрительный обман»?
4.Постройте в тетради два рисунка с изображением, где происходит «обман зрения».
Шаг 6.Практическое задание №3
Работа в группе. Участники выполняют задание: По определённому в практическом задании № 2 компетентностно-ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.
2) Подводятся итоги выполнения практического задания. (слайд 9)
Стимул: Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Вам нужно во что бы то ни стало остаться на этой работе.
Задачная формулировка: Определите какой информации не хватает для решения поставленной задачи? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Бланк для выполнения задания:
Подчеркните правильный ответ:
1. Скорость грузовой машины.
2. Скорость легковой машины.
3. Время, которое была в пути каждая машина.
4. Место встречи грузовой и легковой машин.
Инструмент проверки: ключ
1 балл - ответ 3
0 баллов – другие ответы.
Шаг 7. Практическое задание №4 Участникам предлагается самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) используя алгоритм проектирования компетентностно-ориентированного задания и соблюдая его структуру: используя слова книга, книжная полка. ( Слайд 10)
2) Выслушиваются ответы, выявляются затруднения и подводятся итоги. Участники других групп проводят экспертизу составленной задачи.
Шаг 8. Подведение итогов мастер-класса ( Слайд 11)
В связи с введением ФГОС в корне меняются соотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает – педагог содействует, обучающийся активен – педагог создает условия для проявления активности.
Подведение итогов мастер-класса приёмом рефлексии – оценочное окно.( Слайд 12)
Окно состоит из 4 частей:
1) Собственная деятельность в мастерской.
2) Ценность данных заданий для школьника.
3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта).
4) Удовлетворение от работы.
С помощью цветной фишки каждый участник мастер-класса оценивает свою работу на данном мастер-классе (красная – 5 б, синяя – 4 б, зеленая – 3 б).
По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, – зависит, прежде всего, от учителя.