СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Лингвистические игры на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках русского языка при изучении лексики.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Лингвистические игры на уроках русского языка"»



Мастер-класс

«Лингвистические игры на уроках русского языка»

Как вы думаете, что обозначает загадочная фраза: зачемпоставленатамарка? А как ответить на вопрос: отчего говорят гимназия, а негимнафрика? Можно ли превратить щенка в котенка? Как сделать красивую причёску для девочки из обертки для конфет? Сколько слов скрывается в инкубаторе?

На эти и многие другие вопросы вам поможет найти ответ великий и могучий волшебник Русский язык. Вы узнаете, какой бор не имеет листвы, каким ключом невозможной открыть ни одну дверь и кто такие пуськи бятые и глокая куздра. Вы разберетесь, почему фразу: А роза упала на лапу Азора , называют волшебной и можно ли найти в русском языке подобные предложения.

На все эти странные вопросы помогает ответить… русский язык. В нем столько тайн и загадок, что самыми увлекательными можно назвать игры со словами или лингвистические игры

А таких игр - несметное количество, и в этом вам нетрудно будет убедиться сегодня на моем мастер-классе. И взрослые, и дети найдут в лингвистических играх много увлекательного материала, забав, шуток. Лингвистические игры помогают учителю разнообразить материал урока русского языка, сделать их интересными и запоминающимися. Словесные игры помогают также в проведении внеклассных мероприятий по русскому языку.

Лингвистические игры не только разнообразны и увлекательны, но очень полезны: развивают сообразительность и внимание, увеличиваю словарный запас, помогают лучше понять законы русского языка и его секреты, тем самым повышают интерес ребенка к русскому языку как учебному предмету.

Многие игры со совами от повторения не только не теряют своей новизны, а наоборот, возбуждают еще больший интерес и становятся любимым развлечением в жизни. Поэтому всегда остаются актуальными различные виду кроссвордов, шарады, метаграммы, анаграммы и другие словесные игры.

А теперь приступим к играм со словами.

  1. Шарада (фр) – словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляю собой отдельные слова: мед+вед=медведь, пар+ус=парус.

Шарады очень любили в 18 веке. Их с удовольствием загадывали и лаже разыгрывали как спектакль на вечерах. Вот одна из шарад, дошедших до нас с тех далеких времен:

Когда нас первое терзат и томит,

Тогла без прихотей мы второе гложем;

А целое мое и скользко и блестит:

Его мы на стекле всегда ощупать можем.


Шарады для команд.

  1. Мой первый слог – давленья единица,

На деревне найдёте слог второй,

А целое – не белка, не куница,

Но тоже небольшой зверек.

  1. Слог первый – в нем храним напитки.

Второй на дереве растет.

Сложи их вместе без ошибки –

Узнаешь, кто в лесу живет.

  1. Метаграммы (греч) – замена в сове одной буквы на другую: пол-кол-мол-дол-гол. Отгадайте зашифрованные слова в метаграммах.

Метаграммы для команд.

  1. С П – на дереве весною,

С Т – писать кончаешь мною,

С Б – я тара в магазине,

С К – болотистой низине.

  1. С Б – мучительной бываю,

С М – одежду пожираю,

С Р – актеру я нужна,

С С – для повара важна.


  1. Лингвистические раскопки

Немало удивительных языковых тайн раскрывает этимология. Этимология – увлекательная наука, изучающая тайны происхождения слов.

Предлагаю вам побывать в роли исследователя-лингвиста, изучающего особенности образования исконно русских сов и историю происхождения заимствованных слов.

Задания для команд.

Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов.

        1. Близный в значении «близкий»;

вель в значении «большой»;

лоп в значении «лист».

        1. Верень в значении «связка»;

мекать в значении «понимать»;

клобук в значении «шапка».

  1. Окказионализмы (лат) – это слова, придуманные писателями и поэтами, такие слова называю еще авторскими, индивидуально-авторскими образованиями. Такие слова бесполезно искать в толковых словарях, так как они живут только в авторском контексте.

Задание для команд.

Попробуйте охарактеризовать литературного персонажа, исходя из его фамилии.

  1. Чушьболтайтис

Сумасбродий Вральмонр

Хренредькинеслащев

  1. Пельменелюбов

Вдолгунеостаюшенский

де Трубкокур


Таки образом, уважаемые коллеги, если вы заметили, то мы с вами вспомнили понятия связанные с темой «Лексика», а со своими учениками я бы закрепила знания по данной теме, а урок начался бы с сообщения темы в виде ребуса, которые тоже относятся к лингвистическим играм.

В своей практике я часто использую игры со словами, особенной на уроках обобщения знаний по теме. Кроме этого, уже два года подряд в нашей школе в рамках Недели русского языка проходит интеллектуальная игра АБВГДейка для учащихся коррекционных классов, основу которой составляют лингвистические игры.

Информационные ресурсы:

С.И. Львова Русский язык. Лингвистические игры 5-11 класс. – Эксмо. 2008г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!