Мастер-класс
«Лингвистические игры на уроках русского языка»
Как вы думаете, что обозначает загадочная фраза: зачемпоставленатамарка? А как ответить на вопрос: отчего говорят гимназия, а негимнафрика? Можно ли превратить щенка в котенка? Как сделать красивую причёску для девочки из обертки для конфет? Сколько слов скрывается в инкубаторе?
На эти и многие другие вопросы вам поможет найти ответ великий и могучий волшебник Русский язык. Вы узнаете, какой бор не имеет листвы, каким ключом невозможной открыть ни одну дверь и кто такие пуськи бятые и глокая куздра. Вы разберетесь, почему фразу: А роза упала на лапу Азора , называют волшебной и можно ли найти в русском языке подобные предложения.
На все эти странные вопросы помогает ответить… русский язык. В нем столько тайн и загадок, что самыми увлекательными можно назвать игры со словами или лингвистические игры
А таких игр - несметное количество, и в этом вам нетрудно будет убедиться сегодня на моем мастер-классе. И взрослые, и дети найдут в лингвистических играх много увлекательного материала, забав, шуток. Лингвистические игры помогают учителю разнообразить материал урока русского языка, сделать их интересными и запоминающимися. Словесные игры помогают также в проведении внеклассных мероприятий по русскому языку.
Лингвистические игры не только разнообразны и увлекательны, но очень полезны: развивают сообразительность и внимание, увеличиваю словарный запас, помогают лучше понять законы русского языка и его секреты, тем самым повышают интерес ребенка к русскому языку как учебному предмету.
Многие игры со совами от повторения не только не теряют своей новизны, а наоборот, возбуждают еще больший интерес и становятся любимым развлечением в жизни. Поэтому всегда остаются актуальными различные виду кроссвордов, шарады, метаграммы, анаграммы и другие словесные игры.
А теперь приступим к играм со словами.
Шарада (фр) – словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляю собой отдельные слова: мед+вед=медведь, пар+ус=парус.
Шарады очень любили в 18 веке. Их с удовольствием загадывали и лаже разыгрывали как спектакль на вечерах. Вот одна из шарад, дошедших до нас с тех далеких времен:
Когда нас первое терзат и томит,
Тогла без прихотей мы второе гложем;
А целое мое и скользко и блестит:
Его мы на стекле всегда ощупать можем.
Шарады для команд.
Мой первый слог – давленья единица,
На деревне найдёте слог второй,
А целое – не белка, не куница,
Но тоже небольшой зверек.
Слог первый – в нем храним напитки.
Второй на дереве растет.
Сложи их вместе без ошибки –
Узнаешь, кто в лесу живет.
Метаграммы (греч) – замена в сове одной буквы на другую: пол-кол-мол-дол-гол. Отгадайте зашифрованные слова в метаграммах.
Метаграммы для команд.
С П – на дереве весною,
С Т – писать кончаешь мною,
С Б – я тара в магазине,
С К – болотистой низине.
С Б – мучительной бываю,
С М – одежду пожираю,
С Р – актеру я нужна,
С С – для повара важна.
Лингвистические раскопки
Немало удивительных языковых тайн раскрывает этимология. Этимология – увлекательная наука, изучающая тайны происхождения слов.
Предлагаю вам побывать в роли исследователя-лингвиста, изучающего особенности образования исконно русских сов и историю происхождения заимствованных слов.
Задания для команд.
Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов.
Близный в значении «близкий»;
вель в значении «большой»;
лоп в значении «лист».
Верень в значении «связка»;
мекать в значении «понимать»;
клобук в значении «шапка».
Окказионализмы (лат) – это слова, придуманные писателями и поэтами, такие слова называю еще авторскими, индивидуально-авторскими образованиями. Такие слова бесполезно искать в толковых словарях, так как они живут только в авторском контексте.
Задание для команд.
Попробуйте охарактеризовать литературного персонажа, исходя из его фамилии.
Чушьболтайтис
Сумасбродий Вральмонр
Хренредькинеслащев
Пельменелюбов
Вдолгунеостаюшенский
де Трубкокур
Таки образом, уважаемые коллеги, если вы заметили, то мы с вами вспомнили понятия связанные с темой «Лексика», а со своими учениками я бы закрепила знания по данной теме, а урок начался бы с сообщения темы в виде ребуса, которые тоже относятся к лингвистическим играм.
В своей практике я часто использую игры со словами, особенной на уроках обобщения знаний по теме. Кроме этого, уже два года подряд в нашей школе в рамках Недели русского языка проходит интеллектуальная игра АБВГДейка для учащихся коррекционных классов, основу которой составляют лингвистические игры.
Информационные ресурсы:
С.И. Львова Русский язык. Лингвистические игры 5-11 класс. – Эксмо. 2008г.