Мастер-класс
Котляровой Натальи Юрьевны
на педагогическом совете 21.01.2014 года
Теоретическая часть
Тема мастер-класса: Основная часть урока, соответствие учебной деятельности поставленным задачам, преемственная последовательность УУД.
УМК «Школа России" под ред. А.А.Плешакова в плане формирования УУД выстроен очень удачно: на основном этапе урока используются следующие приемы.
Новый материал не предлагается в готовом виде.
Автор приглашает учащихся «понаблюдать», «сравнить», выявить закономерность и на этом основании сделать своё «открытие» нового.
Часто встречаются упражнения, помеченные условным знаком «Работаем в паре», «Работаем в группе».
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Практическая часть мастер-класса
Рассмотрим некоторые примеры проведения основной части урока по ФГОС.
1.Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Имя числительное. Ознакомление»
Цель:
ознакомление с новой частью речи, формирование общих представлений об имени числительном.
Основная часть урока.
У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Комментарий:
на данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные: развитие познавательного интереса, учебных мотивов.
Познавательные
Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме; с помощью учителя формулировать тему и цели урока. Логические: умение устанавливать соответствие, анализ, классификация.
Коммуникативные: умение задавать учебные вопросы, умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками.
Проблемная ситуация
Какие же слова у нас остались?
Читаем слова: шестой, восемьдесят, двенадцать, третий, тридцать семь, шесть, сорок пятое, сорок восемь, пятый, двенадцатый, семьдесят, первый.
Итак. Вот она – проблема № 1.
Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
(определить часть речи, дать ей характеристику и название)
Давайте подумаем, что называют эти слова?
Как мы можем назвать такую часть речи?
Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?
Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник.
2.Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Проект. Рассказ о слове»
Цель:
Выполнение проекта, подбор из разных источников информацию о слове и его
окружении.
Основная часть урока.
У меня на столе лежат карточки с буквами. Выберите каждый понравившийся цвет карточки. Сформируйте группы по цвету карточек. На каждой карточке есть буква. Из букв составьте слово. Какие слова у вас получились?
Сегодня мы будем выполнять проект по теме «Рассказ о слове» Перед вами технологическая карта проекта, в которой написан план вашей работы. Для работы вам предлагаются разные словари. Приступаем!
Комментарий. На данном этапе урока формируются следующие УУД:
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Итог мастер-класса
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.