СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на педагогическом совете 21.01.2014 года

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема мастер-класса: Основная часть урока, соответствие учебной деятельности поставленным задачам, преемственная последовательность УУД.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на педагогическом совете 21.01.2014 года»

Мастер-класс

Котляровой Натальи Юрьевны

на педагогическом совете 21.01.2014 года


Теоретическая часть

Тема мастер-класса: Основная часть урока, соответствие учебной деятельности поставленным задачам, преемственная последовательность УУД.

УМК «Школа России" под ред. А.А.Плешакова в плане формирования УУД выстроен очень удачно: на основном этапе урока используются следующие приемы.

  • Новый материал не предлагается в готовом виде.

  • Автор приглашает учащихся «понаблюдать», «сравнить», выявить закономерность и на этом основании сделать своё «открытие» нового.

  • Часто встречаются упражнения, помеченные условным знаком «Работаем в паре», «Работаем в группе».

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Практическая часть мастер-класса

Рассмотрим некоторые примеры проведения основной части урока по ФГОС.

1.Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Имя числительное. Ознакомление»

Цель:

ознакомление с новой частью речи, формирование общих представлений об имени числительном.

Основная часть урока.

У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения.

Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.

Комментарий:
на данном этапе формируются следующие УУД:
Личностные: развитие познавательного интереса, учебных мотивов.
Познавательные
Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме; с помощью учителя формулировать тему и цели урока. Логические: умение устанавливать соответствие, анализ, классификация.
Коммуникативные: умение задавать учебные вопросы, умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

Проблемная ситуация
Какие же слова у нас остались?
Читаем слова: шестой, восемьдесят, двенадцать, третий, тридцать семь, шесть, сорок пятое, сорок восемь, пятый, двенадцатый, семьдесят, первый.
Итак. Вот она – проблема № 1.
Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
(определить часть речи, дать ей характеристику и название)
Давайте подумаем, что называют эти слова?
Как мы можем назвать такую часть речи?

Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?
Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник.

2.Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Проект. Рассказ о слове»

Цель:

Выполнение проекта, подбор из разных источников информацию о слове и его

окружении.

Основная часть урока.

  • У меня на столе лежат карточки с буквами. Выберите каждый понравившийся цвет карточки. Сформируйте группы по цвету карточек. На каждой карточке есть буква. Из букв составьте слово. Какие слова у вас получились?

  • Сегодня мы будем выполнять проект по теме «Рассказ о слове» Перед вами технологическая карта проекта, в которой написан план вашей работы. Для работы вам предлагаются разные словари. Приступаем!

Комментарий. На данном этапе урока формируются следующие УУД:

Регулятивные УУД

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД

  • умение вступать в диалог; умение договариваться;

  • умение запросить недостающую информацию у учителя;

Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию

Умения и навыки работы в сотрудничестве

  • - умение коллективного планирования;
    - умение взаимодействовать с любым партнером;

Итог мастер-класса

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!