СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "Изучение морфологии на синтаксической основе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение  представлений учащихся о морфологических признаках причастия и деепричастия, подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Урок Мастер-класс»

Предмет русский язык Учитель А.Д. Кинжибаева Класс 11 Мастер-класс: Изучение морфологии на синтаксической основе

Цель: расширение  представлений учащихся о морфологических признаках причастия и деепричастия, подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Задачи:

образовательные – определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”, систематизировать ранее полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки);

развивающие – выработать навыки правильного образования причастий и правильного написания их суффиксов; выработать навыки образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; закрепить навыки пунктуационного оформления предложений с причастными оборотами, с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

воспитательные - воспитывать  культуру речевого общения.

Тип урока совершенствование полученных знаний

Вид урока урок практического применения полученных знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, коммуникативный, частично-поисковый

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. 1. Повторение и систематизация знаний о причастиях а) Определение причастия

б) Виды причастий. Грамматические свойства причастия

в) Образование причастий

2. Повторение и систематизация знаний о деепричастиях

а) Определение деепричастия

б) Виды деепричастий. Грамматические свойства деепричастия

в) Образование деепричастий

III. Применение. Формирование умений и навыков

IV. Рефлексия. Чему мы научились на уроке? (итоговый тест)


ХОД УРОКА:

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.

Л.Толстой

I. Организационный момент

1. Чтение эпиграфа учителем 

- Давайте будем считать нашу деятельность важною и хорошею и начнем действовать.

2. Орфоэпическая разминка 

Урок русского языка сегодня начнем с орфоэпической разминки: прочитайте выведенные на экран проектора слова и правильно поставьте ударение.
– Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить.

Вывод. Знание орфоэпических норм русского языка делает человека не только грамотным, но и культурным.

3. Сообщение темы и задач урока 

- Итак, мы сегодня повторим, закрепим и углубим наши знания по темам «Причастие», «Деепричастие». А все это для того, чтобы хорошо подготовиться к итоговой аттестации.

II. Повторение и систематизация знаний о причастиях

Итак, ребята, вспомним, что такое причастие.

а) Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Два дня буйно пламенели распустившиеся маки. Издали они походили на зажженные факелы с дивными, весело полыхающими на ветру языками пламени.

В этом тексте 3 причастия:

зажженные – от глагола зажечь,

полыхающие – от глагола полыхать,

распустившиеся – от глагола распуститься

Причастие обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

б) Причастия бывают

  1. совершенного и несовершенного вида

зажженные (от глагола совершенного вида зажечь)

полыхающими (от глагола несовершенного вида полыхать)

  1. возвратными и невозвратными

распустившиеся, полыхающими

  1. настоящего и прошедшего времени

полыхающие (те, что сейчас полыхают)

зажженные (те, которые кто-то уже зажег)

  1. действительные и страдательные. Действительные причастия называют признак того предмета, который сам совершает или совершил действие. Страдательные причастия называют признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

Например:

полыхающие (маки) – действительное причастие (Маки сами полыхают.)

зажженные (факелы) – страдательное причастие (Факелы кто-то зажег.)

Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым они относятся.

Причастия изменяются по падежам, числам и родам.

Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму. Как и прилагательные, причастие в полной форме в предложении является определением, в краткой – сказуемым. Например:

Добываемый уголь льется непрерывным потоком. Ранен Акимыч был бескровно, но тяжело.

Причастный оборот – это полное причастие с зависимым словом (словами). Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

НЕ с причастиями

пишется слитно и раздельно

Раздельно

1. Если у причастия есть зависимое слово

Не застывший за ночь песок жег ноги.

2. Если есть противопоставление с союзом а

Не затихающий, а нарастающий гул моря не давал уснуть.

3. Если причастие в краткой форме

Рожь не сжата.

Слитно

1. Если у причастия нет зависимого слова

Неостывший песок жег ноги.

2. Если нет противопоставления

Незатихающий гул моря не давал уснуть.


в) Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов I-го спряжения при помощи суффиксов –ущ- (-ющ-), а от глаголов II-го спряжения – при помощи суффиксов –ащ- (-ящ-).

Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –вш- и –ш-.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов I-го спряжения при помощи суффиксов –ем- (-ом-), а от глаголов II-го спряжения – при помощи суффикса –им-.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –нн- ( от глаголов на –ать (-ять)), -енн- (ённ-) (от глаголов на –ить) и суффикса –т- (от глаголов с суффиксом –ну-, от глаголов на –оть, -ереть и от рода односложных глаголов, то есть состоящих из одного слога : бить, мыть, взять идр.).

Повторение и систематизация знаний о деепричастиях

а) Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая.

б) Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками.

  1. Деепричастия бывают несовершенного вида и совершенного вида. Оно сохраняет вид глагола, от которого оно образовано

вспыхивать – глагол несовершенного вида, т.к. отвечает на вопрос что делать?

вспыхивая – деепричастие несовершенного вида, отвечает на вопрос что делая?

вспыхнуть - глагол совершенного вида, т.к. отвечает на вопрос что сделать?

вспыхнув – деепричастие совершенного вида, отвечает на вопрос что сделав?

  1. Деепричастие сохраняет переходность.

Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья…

Деепричастие сгорбившись – непереходное, т.к. оно образовано от непереходного глагола сгорбиться. Закутавши (лицо) – переходное деепричастие, т.к. образовано от переходного глагола закутать (что?) лицо (винительный падеж без предлога).

  1. Деепричастие может быть возвратным и невозвратным:

сгорбившись – возвратное, закутавши – невозвратное

Деепричастия в предложении могут быть только обстоятельствами.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимым словом или словами. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие в большинстве случаев выделяется на письме запятыми. Не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий (молча, сидя, лежа, не спеша, нехотя и др.). фразеологические обороты и устойчивые обороты.

НЕ с деепричастиями пишется раздельно, за исключением слов, которые без НЕ не употребляются.

в) Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

Деепричастия

На какие вопросы отвечают

Как образуются

Примеры

Несовершенного вида, (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным)

Что делая?

Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а (-я)

глядят — глядя кричат - крича улыбаются — улыбаясь

Совершенного вида (законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала основного действия)

Что сделав?

Основа неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в, -вши, -ши

выскочить -выскочив выскочить -выскочивши испечь -испѐкши

 

 

Основа простого будущего времени глагола + суффикс -а (-я)

прищурятся -прищурясь


От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:

а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь — жгут, ждать — ждут, лгать — лгут. Исключение: мчаться — мчатся — мчась;

б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: писать — пишут, хлестать — хлещут;

в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут; г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.


III. Применение. Формирование умений и навыков

Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе. Работа с текстом.

1. Художник Борис Иванович в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2. Подумав он решил стрелять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц сидевших на озере.

3. Зарядив ружье приготовился выстрелить.

4. Но стало казаться что не в лебедя а в человека стреляешь.

5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке превращенной в лебедя.

6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом попятившись отошел.

7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности грозившей им.

8. Такова власть красоты.

Задание 1. Найти причастия, определить их морфологические признаки.

Задание 2. Выписать предложения с причастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 3. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

Задание 4. Распределить в два столбика: слитное и раздельное написание не с причастиями.

(Не)выполненная вовремя работа; (не)выспавшийся ребенок; (не)опубликованный в газете очерк; (не)греющее солнце; (не)замерзающий зимой ручей; (не)выполненное в срок задание; (не)построенный дом; письмо, (не)прочитанное корреспондентом; (не)тронутый снег; (не)признанный современниками писатель; неутомимый труженик.

Задание 5. Найти деепричастия, определить их морфологические признаки.

Задание 6. Выписать предложения с деепричастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 7. От глаголов из текста образовать деепричастия.

Задание 8. Списать, раскрыв скобки

(Не)терпя возражений, сильно (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (ни)сколько (не)думая, (не)навидя ложь, (не)истовствуя от досады, (не)здороваясь ни с кем.

VI. Рефлексия. Чему мы научились на уроке? (Итоговый тест)

1) Вариант 3010, вопрос 9. Укажите окончание причастия в предложении Девушка, поющ.. песню, была прекрасна.

А) –ее В) –ий С) –яя Д) –ая

2) Вариант 3015, вопрос 12. Причастный оборот обособляется:

А) Добываемый уголь льется непрерывным потоком.

В) Показался скачущий всадник.

С) Поблескивали лужицы от тающего снега.

Д) Пламя костра уничтожившее мелкий хворост теперь лениво вьется меж корявых толстых пней.

3) Вариант 2121, вопрос 11. Укажите окончания причастий в словосочетаниях плывущ… облака, улыбающ…ся девушка, смеющ…ся лицо.

А) –ие, -ее, -ее В) –ие, -ая, -ее С) –ие, -ее, -ие

Д) –ее, -ее, -ее

4) Вариант 3018, вопрос 11. Укажите, какое причастие употреблено в предложении: Подул ветер, пахнущий полынью и пшеничной соломой.

А) краткая форма страдательного причастия

Б) действительное причастие настоящего времени

С) страдательное причастие прошедшего времени

Д) страдательное причастие настоящего времени

5) Вариант 7450, вопрос 13. Не пишется слитно с причастием:

А) (не)утихающий ни на миг шум В) фильм (не)окончен

С) книга (не)прочитана Д) (не)утихающий шум

Д) действительное причастие настоящего времени

6) Вариант 4182, вопрос 12. В страдательных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

А) –ем-, -им- В) –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- С) –нн-, -енн-

Д) –енн-, -ем-, -им-

7) Вариант 3016, вопрос 11. Не с причастиями пишется раздельно

А) (не)замерзшая река

В) (не)крашеные скамейки

С) (не)освещены дороги

Д) (не)проснувшийся город

8) Вариант 7455, вопрос 23. В суффиксах кратких причастий пишется:

А) одна буква н В) –ащ-, -ящ- С) –ем-, -им-

Д) две буквы нн

9) Вариант 7267, вопрос 21. Деепричастный оборот не обособляется:

А) Дорога извиваясь подползает ближе к песчаной полосе.

В) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

С) Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

Д) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

10) Вариант 4157, вопрос 23. Не выделяется на письме запятыми деепричастие в предложении

А) Уходя он попрощался с девушкой.

В) Вернувшись домой он нашел эту книгу.

С) Бабушка рассмеявшись ничего не сказала в ответ.

Д) Сегодня ученики работали спустя рукава.

11) Вариант 2101, вопрос 13. Количество деепричастий улыбаясь, крича, глядя, сочинил, поющий, учась, учиться.

А) 4 В) 2 С) 3 Д) 5

12) Вопрос 24. Признаки наречия у деепричастия:

А) не изменяется, в предложении является обстоятельством

В) изменяется по падежам С) называет признак действия

Д) имеет степень сравнения

13) Вариант 3014, вопрос 13. Деепричастие выделяется запятыми

А) Татьяна любит не шутя.

В) Страшная туча надвигалась не шутя.

С) Таня долго сидела пригорюнившись.

Д) Пошумев река успокоилась.

14) Вариант 3010, вопрос 10. Деепричастный оборот не обособляется:

А) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит его край.

В) Мы принялись за работу засучив рукава.

С) Прочитав журнал я отложил его в сторону.

Д) Холодно и тонко посвистывая мечется ветер.

15) Вариант 3011, вопрос 13. Предложение с деепричастным оборотом.

А) И гремят не смолкая заводы.

В) Льды растаяв становятся синью в реке.

С) Птицы взлетая становятся стаей упругой.

Д) Игра объединяя людей укрепляет связи.

16) Вариант 3017, вопрос 12. Деепричастие удивляя

А) несовершенного вида, невозвратное

В) совершенного вида, 1 спряжения

С) несовершенного вида, возвратное

Д) совершенного вида, невозвратное

1) Вариант 3016, вопрос 12. Количество деепричастий изображающий, сомневаясь, глядя, возвратившись, сочиняя:

А) 1 В) 2 С) 3 Д) 4

2) Вариант 2116, вопрос 3. Укажите действительное причастие прошедшего времени:

А) читающий В) вычитанный С) читаемый

Д) читавший

3) Вариант 3019, вопрос 12. Укажите, чем выражено выделенное определение в предложении: Мы знакомы с письмом Татьяны, переведенным Абаем.

А) действительное причастие настоящего времени

В) действительное причастие прошедшего времени

С) страдательное причастие настоящего времени

Д) страдательное причастие прошедшего времени

4) Вариант 3011, вопрос 12. Укажите окончания причастий в словосочетаниях дувш… ветер, приглашен… жюри, смеющ…ся девушка.

А) –ый, -ое, -ая В) –ий, -ые, -ая С) –ий, -ое, -яя Д) –ий, -ое, -ая

5) Вариант 3012, вопрос 22. Причастный оборот не выделяется запятыми в предложении?

А) Незабудки росшие у ручья зацвели

В) Он долго наблюдал за плывущими по небу облаками

С) Листок сорванный с берузы закружился и исчез

Д) Солнце показавшееся из-за туч ярко осветило поляну

6) Вариант 3015, вопрос 12. Причастный оборот обособляется:

А) Добываемый уголь льется непрерывным потоком.

В) Показался скачущий всадник.

С) Поблескивали лужицы от тающего снега.

Д) Пламя костра уничтожившее мелкий хворост теперь лениво вьется меж корявых толстых пней.

7) Вариант 2141, вопрос 23. Если действительные причастия настоящего времени образованы от глагола I спряжения, то пишутся суффиксы:

А) –ущ-, -ющ- В) –ащ-, -ящ- С) –ем-, -им-

Д) –енн-, -т-

8) Вариант 2154, вопрос 3. Не пишется раздельно с причастием:

А) тема (не)исследована В) (не)застекленная терраса

С) (не)выполненное задание Д) (не)расколотый орех

9) Вариант 4246, вопрос 23. Причастие с не пишется раздельно:

А) (не)выполненное задание В) (не)отправленное мною

С) (не)взлюбивший всех Д) (не)мощенная улица

10) Вариант 2101, вопрос 12. В предложении есть причастный оборот:

А) Утром по радио передавали о движущемся с севера циклоне.

В) Где не было начала, не будет и конца.

С) Он лежал в поле и тихо наблюдал за облаком.

Д) Ветер дует порывами, постоянно меняя свое направление.

11) Вариант 2116, вопрос 10. Деепричастие прочитав

А) совершенного вида, невозвратное

В) несовершенного вида, невозвратное

С) несовершенного вида, возвратное

Д) совершенного вида, 1 спряжения

12) Вариант 3011, вопрос 13. Предложение с деепричастным оборотом.

А) И гремят не смолкая заводы.

В) Льды растаяв становятся синью в реке.

С) Птицы взлетая становятся стаей упругой.

Д) Игра объединяя людей укрепляет связи.

13) Вариант 4158, вопрос 3. Деепричастие обозначает

А) предмет В) добавочное действие С) основное действие

Д) признак предмета по действию

14) Вопрос 13. Укажите, в каком варианте содержится деепричастие совершенного вида:

А) держа кувшин В) увидев меня С) располагаясь у опушки

Д) держась прямо

15) Вариант 3013, вопрос 11. Количество деепричастий возвратившийся, посидев, сидя, прыгнут, полюбив, поющий:

А) 1 В) 2 С) 5 Д) 4

16) Вариант 3010, вопрос 10. Деепричастный оборот не обособляется:

А) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит его край.

В) Мы принялись за работу засучив рукава.

С) Прочитав журнал я отложил его в сторону.

Д) Холодно и тонко посвистывая мечется ветер.


VI. Подведение итогов.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!