Автор: Т.А. Шевченко,
г. Рубцовск, 2016
Наглядные, словесные, адиовизуальные, проектные, активные, интерактивные.
Метод незаконченных предложений и.т.д.
Этапы | Действия участников | Действия мастера | Методический комментарий |
Начало |
Организационный | Приветствуют мастера | Приветствует участников | Настрой на совместную работу |
Целеполагание | Просматривают видео материал. Уточняют формулировку темы занятия. Определяют цели занятия. | О чем пойдет наш сегодняшний разговор, вы сможете определить, посмотрев следующий видео сюжет. Как мы могли бы конкретизировать тему сегодняшнего разговора? Каковы ваши ожидания от сегодняшнего разговора? | Выход на тему, цель, задачи, ожидаемые результаты занятия |
Основная часть |
Прием – опыт «Большие и мелкие дела» | Участники выполняют задание согласно предложенной инструкции. Определяют стратегию выполнения задания. Аргументируют свою деятельность. | Давайте проведем эксперимент: Возьмем 4 стакана: 1 пуст, 3 на треть наполнены большими орехами, фасолью, пшеном. Задача заполнить пустой стакан как можно плотнее, используя содержимое трех других. Время выполнения – 30 секунд. Обсуждение: - Что, по-вашему, олицетворяют используемые в опыте предметы? (Стаканчик – день, наполнители – дела: орехи – важные, фасоль – дела средней важности, пшено – незначительные) - Какую стратегию при заполнении стаканчиков вы использовали? - Распределяя таким образом дела, что мы получаем? (План, расставляем приоритеты) | Введение в тему, мотивация на освоение новых умений, активизация имеющегося личного опыта |
Беседа Определение «тайм-менеджмента» | Участвуют в формулировке определения термина «тайм-менеджмент». Определяют структурные составляющие исходя из формулировки определения. | - Есть специальные технологии, которые помогают организовать процесс своего времени самым эффективным способом. Одной их таких технологий является «тайм-менеджмент» - умение управлять своим временем, правильно расставлять приоритеты, грамотно планировать свое время, осуществлять контроль за проделанной работой и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенные на то или иное дело. (Слайд что такое) (на доске) Расстановка приоритетов Планирование Контроль Коррекция | Знакомство с технологией, формирование и развитие навыков эффективного распределения рабочего и личного времени |
Расстановка приоритетов Прием «Мои сферы жизни» | Участники работают в группе с дидактическим раздаточным материалом. Выбирают приоритетную сферу жизни для себя, размещают ее на магнитной доске. Ранжируют приоритеты по степени важности. | - Прежде всего, нужно начинать с управления собственной деятельности. Давайте, попробуем выделить приоритеты. В этом нам поможет прием «Мои сферы жизни» - Из предложенного перечня выберите те сферы жизни, которые важны лично для каждого из вас. - Проранжируйте эти сферы жизни по степени значимости следующим образом: на вершине – самая важная и значимая, и так далее по мере снижения важности. - Довольны ли вы тем, как распределено время в обозначенных сферах? - В какой из сфер вы готовы сократить временные затраты? | Осознание жизненных приоритетов |
Планирование Методы экономии времени Матрица Эйзенхауэра | Участники знакомятся с возможными методами экономии времени через планирование своей деятельности, используя матрицу Эйзенхауэра. Результаты работы размещаются на доске. | - Для того, чтобы эффективно использовать свое время, так, чтобы его хватало на те сферы жизни, которые находятся в приоритете, необходимо планировать свою деятельность. Важно при этом, фиксировать план на бумаге. - Планирование деятельности подчиняется правилу шести «П» - «Правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели» - Правильное планирование начинается с определения цели. Цель вносит смысл в работу, поддерживает силы, мотивирует, помогает определить главные задачи, причем следует помнить, что в формулировку целей и задач не должно входить слово «не». Каковы же методы экономии времени: Одним из таких методов является Матрица Эйзенхауэра – закон принудительной эффективности. Согласно этому закону в первую очередь выполняются те задачи, которые принесут наилучший результат. Для того, чтобы выделить такие задачи, все дела из списка нужно разделить на четыре группы: Срочные и важные дела Важные, но не срочные дела Срочные, но не важные дела Несрочные и неважные дела. - Работа с матрицей – обсудить и написать, какие дела из перечня можно отнести к каждой группе и прокомментировать полученный результат. Время выполнения – 1 мин. Вывод: Таким образом, можно рационально распределить свое время, с тем, чтобы максимально сосредоточиться на срочных и важных делах, не распыляя свою энергию на несрочные и ненужные дела. Среди таких, скорее всего, встречаются так называемые поглотители времени – «хронофаги», которые могут отнять все время полностью. | Идея тайм-менеджмента заключается в управлении и организации собственной деятельности Знакомство с методами правильного планирования |
«Поглотители времени» – «хронофаги» | Участники выбирают характерный для них поглотитель времени – хронофаг. Пытаются коллективно обсудить, какие действия могут минимизировать или совершенно ликвидировать причину потери рабочего и личного времени. | - Предлагаю вам рассмотреть список возможных «хронофагов». - Выделите из них те, которые характерны для каждого лично, выясните причину, которая приводит к потере рабочего и личного времени. - Постарайтесь найти прививку от «хронофага» - что нужно сделать, чтобы сберечь время. Вы это должны сделать самостоятельно, не ожидая готовых ответов. Работа с «хронофагами» в группе - Что сделать, чтобы избежать потери времени в течение дня? | Выявление препятствий, мешающих в достижении профессиональных целей. |
Метод «пяти пальцев» | Участники ознакамливаются с данной методикой | - Как мы можем контролировать свою деятельность в течении дня? Нам в этом помоет метод «Пяти пальцев». Мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил? Близость цели: Что я сегодня сделал? Чего достиг? Состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Услуга, помощь: чем я сегодня помог другим? Бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие? | Используется для подведения итогов конкретного дня, анализа и контроля выполненных дел ориентируется на начальные буквы названий пальцев |
Заключение, рефлексия |
Метод незаконченных предложений | Участники отвечают на проблемный вопрос занятия. Заканчивают предложение, предложенное мастером. | Спасибо за работу. Как мы можем ответить на вопрос, заданный еще в начале нашей работы? Я вас попрошу закончить вот это предложение: «Тайм-менеджмент нам дает …» - продуктивность - возможность «все успевать» - профессиональный и личностный успех - мощный стимул и пусковой механизм непрерывного саморазвития и самосовершенствования - успешность окружающих. | Осознание участниками необходимости и значимости темы, самостоятельные выводы и решения. |
Заключительное слово | Подводится итог занятия. | В заключении хочется сказать, что «Время – это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом». Ваше время – в ваших руках! Я вам желаю счастья и успеха. | Подведение итогов |
Видеосюжет | Участники просматривают видео сюжет. Благодарят мастера за проведенное занятие | В преддверии Нового года, в Год кино, примите вот это музыкальное поздравление. | Эмоциональная разряка |
Коллективное фото | Выполняют просьбу учителя о совместном фотографировании. | На память о нашей встрече предлагаю вам сделать общую коллективную фотографию. | |
Н.А. Бабаянц, Тайм-менедмент современного педагога, Справочник педагога-психолога, №5, 2015, МЦФЭР «Образование»
И. Мегалова, Тайм-менеджмент, или Как эффективно управлять своим временем, Справочник руководителя дошкольного учреждения, №12, 2015, МЦФЭР «Образование»
Е.А. Лапчинская, Научите старшеклассников тайм-менеджменту, Справочник педагога-психолога. Школа, №10, 2016, МЦФЭР «Образование»
А.В. Логачева, учитель русского языка и литературы, Тайм-менеджмент для школьников. Как правильно построить программу по тайм-менеджменту. Часть 2, Из опыта работы, Справочник классного руководителя, №4, 2013
Тайм-менеджмент как способ борьбы со стрессом в процессе подготовки к экзаменам, РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ГАУ РК «РИЦОКО», 2016
М. В. Микрюкова, педагог-психолог, Тайм-менеджмент в работе педагога: эти советы помогут вам успевать делать всё, Справочник классного руководителя, №2, 2012
Тайм-менеджмент и выбор способов подготовки к ЕГЭ, Методические рекомендации, Управление качеством образования, №3, 2014