СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс на тему" Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер- класс отражает опыт работы по теме" Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы". Для каждого этапа урока предлагаются наиболее эффективные  АМО с кратким пояснением. Сценарий  мастер - класса сопровождается презентацией, дополнительным материалом (приложение)

Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы


Цель: научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроках русского языка и литературы

Задачи:

  1. Познакомить участников с АМО для уроков русского языка и литературы.

  2. Углубить знания об АМО, алгоритме применения АМО.

  3.  Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Аудитория:  руководитель РМО, учителя-предметники.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация мастер-класса, карточки-задания, трафареты костюмов


Сценарий мастер-класса


     1 . Орг. момент. Слайд 2

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать наш мастер-класс с упражнения «Пожелания здоровья!»

  • Всем, кто пришёл меня поддержать- здравствуйте ! (помахали мне рукой)

  • Всем, у кого прекрасное настроение- здравствуйте ! (помахали..)

  • Всем, кто любит своих учеников - здравствуйте ! (помахали)

  • Всем, кто не боится трудностей- здравствуйте ! (помахали)

В начале урока всегда обращаю внимание на настроение, с которым ко мне приходят учащиеся. Иногда они не могут его объяснить, тогда предлагаю метод «Мешочек настроений», который создаёт позитивный настрой учащихся на работу в классе и экономит время на уроке. Из мешочка дети берут карточки с написанными словами-символами, от которых порой зависит наше настроение, с добавленными к ним эпитетами. Учащиеся называют тот эпитет, который соответствует их настроению.

-А вы, коллеги, с каким настроением пришли на мастер-класс?

Сейчас «Мешочек настроений» об этом нам расскажет…


Или такое упражнение «Передай энергию по кругу»

За окном весна шагает,

нас к работе приглашает.

Вы согласны со мной, друзья?

Возьмитесь за руки тогда.( беремся за руки, и я добавляю: «Пусть моя энергия передастся вам по кругу»)


2. Сообщение темы

 - Свой мастер-класс я начала с АМ «Приветствие», «Энергизатор». На мой взгляд, это самые вариативные, эмоциональные методы, которые могут стать основой для мотивации учебной деятельности учащихся

 

Тема нашего мастер-класса "Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

слайд 3  

Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения , а также возможность применения их на различных этапах урока.


Постановка цели и задач урока  слайд 4

На любом уроке, занятии можно использовать АМ выяснение целей, опасений, ожиданий

Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.    

   Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

На своих уроках я применяю методы «Фруктовый сад», «Костюмчик ожиданий» слайд 5

И вы, уважаемые коллеги, запишите свои ожидания, опасения и способы преодоления опасений на КОСТЮМЧИКАХ по теме нашего мастер-класса ( футболка- ожидания , шорты- опасения, брюки –что я делаю, чтобы опасения преодолеть) .

В конце занятия мы к ним ещё вернёмся


В своей педагогической деятельности я применяю разные активные методы, один из них «Аквариум»(слайд 6). Этот метод уместен при составлении плана работы по теме и рассчитан на сильных учащихся. 3-4 учащихся- «золотые рыбки» после недолгого обсуждения предлагают перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой.

В 6 классе при изучении темы «Рассказы А.П.Чехова» ребята составляли план работы над рассказами «Тонкий и толстый», «Пересолил».

А вот что предложили в 9 классе « золотые рыбки» на уроке литературы по теме «А.И.Солженицын. Страницы жизни»:

  1. Детство и юность писателя

  2. Вов в жизни писателя

  3. Арест и заключение

  4. Реабилитация

  5. Публикации

  6. Диссидентство и изгнание

  7. Снова в России

  8. Последние годы жизни писателя.


3. Опрос домашнего задания

Этот же метод «Аквариум» применяю при проверке д/з, связанного с жизнью и творчеством поэта или писателя. Учащиеся отвечают, опираясь на планы, составленные «золотыми рыбками».


4. Новый материал  слайд 7 - 8

Объяснение нового материала провожу с помощью метода «Угадай-ка»

На уроке русского языка в 8 классе по теме «Понятие об однородных членах предложения» предложила работу по таблице «ДО- и _После» (см. Приложение) , заполняя которую учащиеся

  • могут проверить, насколько знакома тема в графе «ДО»

  • какие появились у них сомнения, трудности?

  • убедились в необходимости добывать знания самостоятельно

  • знакомство с теорией

  • заполнение графы «ПОСЛЕ»

  • выводы

Таким образом, учащиеся сами добывают знания по теме


Метод «Инфо-угадай-ка» я применяю и на этапе повторения (мини-тест), и при закреплении материала (Графический диктант) и при обобщении знаний (задание «Правда ли , что…»)


  1. Закрепление учебного материала (слайд 9) не обходится без АМО.

На этом этапе урока использую методы «Дуэль» и «Следопыты», которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Дети с удовольствием выполняют задания: кто больше назовет …., правильно напишет…, найдет «4-е лишнее», предлагают задания на смекалку, логику( в парах).

Например, при изучении темы «Союз» в 7 классе задан был вопрос: как называется опера, состоящая из трёх сочинительных союзов? («АИДА»)


-Внимание! «Дуэль» для наших групп: придумайте вопросы для своих коллег…


А теперь вы –следопыты... (карточки раздаю) см. Приложение

(Ответ: труба – военная, астрономическая, пожарная, дымовая).


6. АМ Релаксация (физминутка) слайд 10


- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.


- (Под тихую музыку). Закройте,  пожалуйста, глаза. Представьте : вы гуляете по весеннему лесу ,вдыхаете его запахи , прислушиваетесь к звукам леса .А теперь потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь свежи и полны бодрости.


- Можно учащимся предложить упражнение «Четыре стихии». Называете 4 стихии , а дети сопровождают их движениями -  (вода - руками движения пловцов, воздух – руки поднимаем вверх, огонь – вращательные движения руками, согнутыми в локтях, земля – присесть).


7. Обобщение знаний.

Самыми познавательными методами на этом этапе урока считаю КЛАСТЕР(«кластер» в переводе означает пучок, созвездие.), который известен учащимся как схема-паучок, а также СИНКВЕЙН. Эти методы присутствуют у меня при объяснении, закреплении, обобщении знаний, самостоятельной работе СЛАЙД 11

На уроке русского языка в 9 классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении» учащиеся к концу урока составили кластер –алгоритм, отразив в нём основные принципы постановки знаков препинания в БСП СЛАЙД 12


- Уважаемые коллеги, попробуем составить с вами синквейн по теме нашего мастер-класса, взяв за основу слово МЕТОД - самостоятельно (Работа в группах).

Но прежде вспомним правила его составления СЛАЙД 13-14


8. Подведение итога урока.

Вот и подошёл к концу наш мастер-класс

- Достигли ли мы целей занятия?

-На каких этапах урока можно применять АМО?

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

 (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация )

      Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.


-Вернемся к нашим «КОСТЮМЧИКАМ ОЖИДАНИЙ». Оправдались ли ваши ожидания –опасения? Озвучьте записи. (Если ваши опасения развеялись, брюки поднимите к футболкам)


Слайд 15

Урок я обычно заканчиваю различными формами РЕФЛЕКСИИ, применяю такие методы«Лестница успеха», «Аплодисменты», «Дартс»


Слайд 16 Сейчас мы подведем итоги нашего мастер- класса с помощью

метода « ДАРТС»

-Оцените мероприятие, своё участие в нем , отразив своё настроение (цветной магнит)

Завершая свой мастер-класс, хочу сказать: не бойтесь применять инновационные методы!

Слайд 17

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Спасибо, коллеги, вам за работу! До новых встреч!

Просмотр содержимого документа
«приложение»

ПРИЛОЖЕНИЕ



1.

2.

3. карточка

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения. Назовите слово, которым обозначаются вещи, чьи признаки перечислены в строках стихотворения. Определите разные значения этого слова.


Вещь чудную во мне, читатель, ты найдешь,
Когда подробнее рассмотришь, разберешь
Мои различные деяния и свойства:
Я часто в воина вселяю дух геройства;
Небесные тела известны стали мной;
Огня ты не страшись тогда, как я с тобой;
Притом же иногда так высоко бываю,
Что храмы и дворцы ногами попираю.



карточка

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения. Назовите слово, которым обозначаются вещи, чьи признаки перечислены в строках стихотворения. Определите разные значения этого слова.


Вещь чудную во мне, читатель, ты найдешь,
Когда подробнее рассмотришь, разберешь
Мои различные деяния и свойства:
Я часто в воина вселяю дух геройства;
Небесные тела известны стали мной;
Огня ты не страшись тогда, как я с тобой;
Притом же иногда так высоко бываю,
Что храмы и дворцы ногами попираю.





Просмотр содержимого презентации
«phpdRtDha_master-klass_2»

«Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»   Коваленко Галина Ивановна учитель русского языка и литературы  МКОУ «Тополинская ООШ »

«Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Коваленко Галина Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Тополинская ООШ »

АМ начала урока    « Пожелания здоровья! »,   « Передай энергию по кругу »  «Мешочек настроений».    Цель : положительный настрой на работу,  установление контакта между учениками.

АМ начала урока

« Пожелания здоровья! »,

« Передай энергию по кругу »

«Мешочек настроений».

Цель : положительный настрой на работу,

установление контакта между учениками.

Тема мастер – класса «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»  Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения , а также возможность применения их на различных этапах урока .

Тема мастер – класса

«Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения , а также возможность применения их на различных этапах урока .

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений   «Фруктовый сад», «Разноцветные листья», «Воздушные шарики», «Костюмчик ожиданий»  Цель : помогает учителю эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений

«Фруктовый сад», «Разноцветные листья»,

«Воздушные шарики»,

«Костюмчик ожиданий»

Цель : помогает учителю эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.

АМ «ФРУКТОВЫЙ САД», «КОСТЮМЧИК ОЖИДАНИЙ»

АМ «ФРУКТОВЫЙ САД», «КОСТЮМЧИК ОЖИДАНИЙ»

АМ «АКВАРИУМ»

АМ «АКВАРИУМ»

АМ презентации учебного материала   «Мозговой штурм»  «Инфо-угадайка»  Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

АМ презентации учебного материала

«Мозговой штурм»

«Инфо-угадайка»

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Метод «Инфо-угадай-ка»   1. Мини-тест  2. Графический диктант  3. «Правда ли, что…»

Метод «Инфо-угадай-ка» 1. Мини-тест 2. Графический диктант 3. «Правда ли, что…»

АМ закрепления учебного материала   «ДУЭЛЬ»   «СЛЕДОПЫТЫ»

АМ закрепления учебного материала «ДУЭЛЬ» «СЛЕДОПЫТЫ»

АМ релаксации   Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.    «Четыре стихии»  «Физминутка»

АМ релаксации Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы. «Четыре стихии» «Физминутка»

АМ самостоятельной работы    МЕТОД «КЛАСТЕР», «СИНКВЕЙН»  ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся  знания по той или иной проблеме и дополнить новыми .

АМ самостоятельной работы

МЕТОД «КЛАСТЕР», «СИНКВЕЙН»

ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме и дополнить новыми .

Бессоюзное сложное предложение Смысловые отношения Интонация Перечисления Противопоставления Пояснения : - , - ; и а потому что, а именно , что Когда , если, так что, поэтому

Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения

Интонация

Перечисления

Противопоставления

Пояснения

:

-

,

-

;

и

а

потому что, а именно , что

Когда , если, так что, поэтому

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА имя существительное имя прилагательное имя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

имя существительное

имя прилагательное

имя прилагательное

глагол

глагол

глагол

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

метод «СИНКВЕЙН» МЕТОД АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ УЧИТ Применяют на различных этапах урока . УСПЕХ

метод «СИНКВЕЙН»

МЕТОД

АКТИВНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

РАЗВИВАЕТ

АКТИВИЗИРУЕТ

УЧИТ

Применяют на различных этапах урока .

УСПЕХ

АМ :подведение итогов урока, рефлексия    Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу   «Мудрый совет»,  «Ромашка», «Аплодисменты»,  «Лестница успеха»,  «Дартс»

АМ :подведение итогов урока, рефлексия

Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу

«Мудрый совет»,

«Ромашка»,

«Аплодисменты»,

«Лестница успеха»,

«Дартс»

АМ «ДАРТС»

АМ «ДАРТС»

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

«Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»   Коваленко Галина Ивановна учитель русского языка и литературы  МКОУ «Тополинская ООШ »

«Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Коваленко Галина Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Тополинская ООШ »

АМ начала урока    « Пожелания здоровья! »,   « Передай энергию по кругу »  «Мешочек настроений».    Цель : положительный настрой на работу,  установление контакта между учениками.

АМ начала урока

« Пожелания здоровья! »,

« Передай энергию по кругу »

«Мешочек настроений».

Цель : положительный настрой на работу,

установление контакта между учениками.

Тема мастер – класса «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»  Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения , а также возможность применения их на различных этапах урока .

Тема мастер – класса

«Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения , а также возможность применения их на различных этапах урока .

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений   «Фруктовый сад», «Разноцветные листья», «Воздушные шарики», «Костюмчик ожиданий»  Цель : помогает учителю эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений

«Фруктовый сад», «Разноцветные листья»,

«Воздушные шарики»,

«Костюмчик ожиданий»

Цель : помогает учителю эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.

АМ «ФРУКТОВЫЙ САД», «КОСТЮМЧИК ОЖИДАНИЙ»

АМ «ФРУКТОВЫЙ САД», «КОСТЮМЧИК ОЖИДАНИЙ»

АМ «АКВАРИУМ»

АМ «АКВАРИУМ»

АМ презентации учебного материала   «Мозговой штурм»  «Инфо-угадайка»  Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

АМ презентации учебного материала

«Мозговой штурм»

«Инфо-угадайка»

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Метод «Инфо-угадай-ка»   1. Мини-тест  2. Графический диктант  3. «Правда ли, что…»

Метод «Инфо-угадай-ка» 1. Мини-тест 2. Графический диктант 3. «Правда ли, что…»

АМ закрепления учебного материала   «ДУЭЛЬ»   «СЛЕДОПЫТЫ»

АМ закрепления учебного материала «ДУЭЛЬ» «СЛЕДОПЫТЫ»

АМ релаксации   Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.    «Четыре стихии»  «Физминутка»

АМ релаксации Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы. «Четыре стихии» «Физминутка»

АМ самостоятельной работы    МЕТОД «КЛАСТЕР», «СИНКВЕЙН»  ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся  знания по той или иной проблеме и дополнить новыми .

АМ самостоятельной работы

МЕТОД «КЛАСТЕР», «СИНКВЕЙН»

ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме и дополнить новыми .

Бессоюзное сложное предложение Смысловые отношения Интонация Перечисления Противопоставления Пояснения : - , - ; и а потому что, а именно , что Когда , если, так что, поэтому

Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения

Интонация

Перечисления

Противопоставления

Пояснения

:

-

,

-

;

и

а

потому что, а именно , что

Когда , если, так что, поэтому

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА имя существительное имя прилагательное имя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

имя существительное

имя прилагательное

имя прилагательное

глагол

глагол

глагол

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

метод «СИНКВЕЙН» МЕТОД АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ УЧИТ Применяют на различных этапах урока . УСПЕХ

метод «СИНКВЕЙН»

МЕТОД

АКТИВНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

РАЗВИВАЕТ

АКТИВИЗИРУЕТ

УЧИТ

Применяют на различных этапах урока .

УСПЕХ

АМ :подведение итогов урока, рефлексия    Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу   «Мудрый совет»,  «Ромашка», «Аплодисменты»,  «Лестница успеха»,  «Дартс»

АМ :подведение итогов урока, рефлексия

Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу

«Мудрый совет»,

«Ромашка»,

«Аплодисменты»,

«Лестница успеха»,

«Дартс»

АМ «ДАРТС»

АМ «ДАРТС»

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!