Мастер – класс, представленный на конкурсе «Учитель года – дебют»
Тема: «Применение игровых технологий на уроках русского языка при обобщении и систематизации знаний, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся » (из опыта работы во 2 классе по УМК «Школа России»)
Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г.о.Ивантеевка, МО
- Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? (слайд 1,щекл)
В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития... Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
-Сможет ли кто из вас ответить мне, что такое игра?
По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. ( толковый словарь С.И. Ожегова)
Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.
Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.
А сейчас мне хотелось бы вас угостить, если позволите (раздаю ИЗЮМ). Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство? Я хочу поделиться с вами теми «изюминками», которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «урок русского языка с применением игровых технологий». Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при обучении детей.
Сейчас мне хочется представить вам фрагмент урока русского языка по теме: Путешествие в страну Орфография или обобщение знаний по теме «Состав слова»
Форма проведения: Урок-путешествие (обобщение и систематизация знаний обучающихся)
Ход урока
1.Оргмомент и мотивация к учебной деятельности
Рано солнышко встаёт,
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы уроки проведём.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Сообщение темы и целей урока
Ребята, любите ли вы путешествовать? Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие, а куда, вы узнаете, взяв в руки карту, она лежит у вас на парте. А вот на чем мы поедем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики ведут. (Поезд)(слайд 2,щелк)
Посмотрите, на каком необычном поезде мы сегодня отправляемся в путешествие в страну Орфография. Где же мы с вами побываем во время путешествия? Конечно, нам предстоит побывать в городе Словарске, пересечь реку Приставочная, преодолеть трудный путь через гору Корень с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными, посетить мост Суффиксов и остановиться в домике Окончания, и доехать до конечной остановки «Состав слова» (слайд 3). На пути нам будут встречаться верные и добрые друзья – Проверочные слова, наши Умения и Знания.
3.Рюкзак знаний
Собираясь в путь, соберем рюкзак. Как вы думаете, что нам понадобится в пути? В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять морфемы и подбирать слова с одинаковыми морфемами и маршрутный лист. Итак, проверим готовность к путешествию. (Выходят 4 учеников и загадывают загадки про части слова)
1ученик: Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
2 ученик: это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Что это? (Корень)
3 ученик: Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс)
4ученик: это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в предложении и словосочетании. (Окончание)
- «Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!»
Молодцы! И так мы отправляемся в путешествие в страну Орфография.
4.Город Словарск
Мы начинаем свое путешествие с города Словарска. А вот откуда мы именно начнем свой путь, вы узнаете, отгадав загадку:
Малыш, нет места интересней,
Ведь тут – начало путешествий,
По рельсам мчаться поезда,
Скажи, попали мы куда? (Вокзал) (слайд 4,щелк)
Какая орфограмма в этом слове? Это не просто словарное слово, но это и начало нашего путешествия. – Образуйте от слова вокзал новое слово чтобы оно отвечало на вопрос какой? –Какая морфема вам помогла образовать новое слово? (Суффикс –н-). А теперь скажите, как назвать площадь , которая находится перед вокзалом(Привокзальная). Какая морфема вам помогла образовать новое слово? (Приставка при-). А какая орфограмма встретилась в правописании приставки? Молодцы!
5.Река Приставочная (слайд 5)
По реке на корабле плывут Приставки. Они отсоединились от слов, и слова потеряли свое значение. Нам нужно подобрать к каждому корню слова свою приставку и образовать новые слова, тогда мы сможем продолжить путь.
-лет -ехать
Приставки: в-, по-, с-, пере- ,у-.
6.Гора Корень с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными (слайд 6)
Вот мы у подножия горы, где живут гласные буквы. Нам необходимо разбить слова на 2 столбика и в каждый корень слова вставить «свой» гласный, то только тогда мы сможем продолжить путь.
Работа на карточках.
1столбик 2 столбик
Гора, берега Город, деревня.
Проверка (слайд 7)
7. Остановка «Третий лишний» (Физминутка) (слайд 8)
Смешной, смешать, смешить (улыбнитесь дуг другу)
Левый, налево, лев (посмотрите налево)
Направо, справа, заправка (посмотрите направо)
Саженец, рассада, посадка ( присядьте на свои рабочие места)
8.Мост Суффиксов (слайд 9) задание выполняется с применением ИКТ
На мосту Суффиксов пробка – собралось много суффиксов, все перепуталось. Нам нужно помочь суффиксам занять свои места в словах, только так мы сможем продолжить наш путь по стране Орфография.
-ик-, -тель-.
Учитель ,строитель, ключик, карандашик.
Молодцы!!!
9. Дом Окончания (слайд 10)
И так, ребята, мы почти у цели. Сейчас зайдем в гости к Окончанию и продолжим наш путь.
Окончание предлагает изменить форму следующего слова (на доску вывешиваются карточки слова дом).Что вы видите? Дом. – нет чего? Дома. Подошел к чему? Дому. Вижу красивый? Дом. Любуюсь чем? Домом. Мечтаю о чем? О доме.
Какие изменения вы увидели? Какой вывод можно сделать? (Что окончание меняет только форму слова, а не его лексическое значение).
10. Конечная остановка «Состав слова» (слайд11)
Вот мы и приехали. Но на этой остановке потерялись детеныши животных. Нам необходимо их найти. Задание: Соотнесите и выделите корень, суффикс и окончание в словах обозначающих детенышей животных.(карточки)
Тигрица Тигренок
Зайчиха Медвежонок
Медведица Зайчонок.
11. Итог путешествия
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет, и пирожных.
И сластей всевозможных.
Вот из чего сделаны девочки. С.Маршак
- А из каких морфем сделаны слова? (Корень, приставка, суффикс, окончание).
12. Рефлексия (слайд 12)
А сейчас оцените свою работу во время путешествия.
Игра «Продолжи фразу…»
Сегодня на уроке я…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Я научился…
Мне захотелось…
Молодцы! Но мне бы тоже хотелось отметить вашу работу (раздаю похвальные карточки). А теперь с этим рюкзаком знаний мы отправляемся домой.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
Спасибо за работу! (слайд 13)
Я убедилась, что на таких уроках обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те дети, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если урок построен в форме путешествия, соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание принять участие, победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется.