СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Настоящее в нашей жизни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Общечеловеческие ценности.  Это именно то настоящее в жизни, о чём у нас с вами сегодня пойдёт речь.  (Объяснить, почему есть просто ценности, а есть общечеловеческие ценности.)            

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Настоящее в нашей жизни"»

Мастер-класс

«Настоящее в нашей жизни»

( «Времена года» в музыке П.И.Чайковского и А.Вивальди, а так же в поэзии и живописи)

Обобщающий урок для 5 класса.

Класс украшен иллюстрациями времён года и атрибутами времён года

На доске: «И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…» ( А.С.Пушкин)

«Кто видел смену времён года, тот знает в жизни всё» (Леонардо да Винчи)

«Вдохновение – гостья, которая не любит ленивых. Она является лишь к тем, которые её призывают»

(П.И.Чайковский)



На экране: Презентация «Времена года» П.И.Чайковского, живопись русских художников на тему «Времена года».

Диски с записями: «Времена года» П.И.Чайковского, «Зима» Вивальди.

Читаются стихи о музыке:

Тихо-тихо сядем рядом-

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.



И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.



Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой-

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.



Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней!

Не спугнуть бы нам его.

Учитель: Ребята мы сегодня собрались, чтобы поговорить о настоящем в нашей жизни и, как вы видите, это как-то будет связано с произведениями искусства.

Как вы думаете, почему? (Будут ответы, что настоящее постигали и изображали и писатели, и поэты, и музыканты)

Вопрос 2. А все эти великие люди отличаются от простых людей, или они просто выучились и стали профессионалами? Все ли, кто учился музыке, живописи или поэзии, стали великими композиторами, музыкантами, живописцами? (Ответ: нет) А почему?

Приходим к выводу, что нужен талант, умение видеть, чувствовать, понимать больше, чем другие люди и уметь показать это всем.

Уч. Всё правильно. Но тогда ещё один вопрос. Почему не все произведения искусства, написанные даже известными мастерами, остаются жить в веках? Почему какая-то музыка живёт 100, 200 и даже 300 лет, а какая-то умирает очень быстро? (Будут ответы, что живёт старинная музыка, а не современная, что есть музыка красивая, которая всем нравится, а есть не очень и т.д.) Корректировать ответы и подвести к тому, что главное - о чём эта музыка. Вернуться к эпиграфу урока и подчеркнуть «чувства добрые» в стихах у Пушкина.

Уч. Значит, мы выяснили, что важно, чтобы музыка была красивой, но и не менее важно, о чем нам хочет сказать автор. Давайте разберёмся, что же это за «чувства добрые», которые пробуждают в нас великие художники? Ребята перечисляют: любовь, дружба, доброта, честь, достоинство, верность, сострадание и т. д. Добавить, если ребята чего-то не назовут, и объяснить, что всё это люди назвали общечеловеческими ценностями. Это именно то настоящее в жизни, о чём у нас с вами сегодня пойдёт речь. (Объяснить, почему есть просто ценности, а есть общечеловеческие ценности.)

Уч. А сейчас давайте подумаем над ещё более сложным вопросом. Почему великий Леонардо да Винчи сказал: «Кто видел смену времён года, тот знает в жизни всё»? Почему люди так реагируют на обычные явления природы, почему связывают смену времён года с жизнью человека?

Прийти совместно к выводу, что природа сама подсказывает нам сменой времён года, что и в жизни человека тоже как бы 4 части: детство, юность, зрелость и старость. Ведь человек тоже часть природы. Не об этом ли слова Леонардо?

Уч. Ребята, а может кто-то из вас знает стихи, или живописные произведения, или музыкальные на тему времён года? Может быть, кто-то может сыграть или прочесть? Назовите, пожалуйста, если что-то знаете. (Можно подготовить заранее).

Уч. А теперь давайте разберём конкретные музыкальные произведения, которые так и называются «Времена года». Великий русский композитор П.И Чайковский написал по просьбе издателя петербургского журнала «Нувеллист» (от слова «Новелла») М.Бернарда фортепьянный цикл из 12 пьес, каждая из которых отображает один из 12 месяцев года (для читателей журнала ежемесячно печатались ноты одного из произведений этого цикла). Зачитать названия каждой миниатюры цикла. Я предлагаю вам послушать 4 отрывка из этого цикла, но прежде, чем мы начнём слушать, настройтесь, пожалуйста, не забывайте, что услышать кого-то другого можно только в тишине, а тем более музыку. Это ведь не просто понимать, что нам хочет сказать композитор, ведь он разговаривает с нами не словами, а языком звуков. Это язык международный, ведь музыку понимают люди всех национальностей, но, чтобы понять, что нам говорят, нужно приложить усилие, услышать, вникнуть. Вам будет задание для слушания: определить, какое время года изображено в этом фрагменте – весна, лето, осень или зима, и подумать, только ли картину природы изобразил композитор, или эта музыка связана как-то с человеком.

Слушание фрагментов цикла «Времена года» Чайковского: «Подснежник» (Март), «Баркарола» (Июнь), «Осенняя песня» (Октябрь) и «Святки» (Декабрь). Просмотр репродукций живописных полотен на тему «Времена года». Перед прослушиванием каждого фрагмента читаются стихи, посвящённые этому времени года. Обсуждение прослушанной музыки, просмотренных репродукций и поэзии о временах года.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему…Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон)

Подснежники первыми вступают в единоборство с суровой зимой, внезапно появляясь среди снега и, зацветая, представляют удивительное зрелище: кажется, на землю наброшено белое кружевное покрывало, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких ослепительно белых цветов.

Цветок весны, идущий к нам по снегу,-
Простой цветок, но сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку!

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшее времена, отсюда и символ подснежника, как цветка надежды на лучшее.

«Я заимствую идеи поэзии, чтобы сделать их сюжетом живописи. Нет картины, которая не была бы написана под воздействием времени года. Эти горы и облака, которые нам наполняют взгляд, не перестают меняться в зависимости от времени года. Живопись действительно наполнена поэтическим смыслом, а стихи это самоозарение, которое покоится в сердце живописи» (Китайский поэт и художник Чань).

Вывод: Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. Чайковский мечтал о том, чтобы люди поняли и полюбили природу, полюбили друг друга и всегда стремились только к добру. Музыка Чайковского живёт всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло, потому что она вечна, как вечны те общечеловеческие ценности, которые сохраняет для нас его музыка.

2 часть

Уч. Мы с вами познакомились с одним из шедевров русской классической фортепьянной музыки «Времена года». Но такие циклы есть и у других композиторов, например у итальянского композитора Антонио Вивальди. Он написал 12 концертов для скрипки с оркестром под общим названием «Времена года», лучшие из которых вы, наверное, знаете. Это «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Немецкий композитор Телеман создал 4 оратории под названием «Четыре времени года», Йозеф Гайдн тоже написал ораторию «Времена года». Пожалуй, никто из великих композиторов не обошёл вниманием эту тему. Их невозможно вместить в одно занятие по музыке, но одно произведение мы с вами все-таки послушаем. Это «Зима» Антонио Вивальди. (Слушание 4 части концерта).

Уч. Какими средствами выразительности пользуется художник, когда создаёт свою картину? ( Краски, цвет, линия, штрихи) А композитор? (Мелодия, ритм, темп, лад, тембр, динамика). Вывод: средства разные, но они выполняют одну и ту же роль - донести до слушателя, зрителя мысли и чувства композитора или художника.

Уч. Вот мы с вами сегодня узнали много нового, послушали красивую музыку, попробовали философски мыслить, анализировать. Но мне хотелось бы на прощанье задать вам ещё один вопрос. Скажите, ребята, а можем мы с вами, или какие-нибудь великие учёные, отменить смену времён года, ну, хотя бы поменять их местами, или сделать 2 лета и одну весну, а осень убрать совсем, или зиму? (Ответ: нет) А почему? Подвести ребят к ответу, что есть у природы свои ЗАКОНЫ, которые нельзя изменить. Кроме того, человек сам является частью природы и должен помнить об этом, когда общается с деревьями, цветами, животными. Нам есть даже чему у них поучиться.

Ну, и чтобы подвести итоги, давайте подумаем, а зачем нам всё это? Зачем нам настоящее в жизни, зачем общечеловеческие ценности, музыка, живопись? Может быть, можно обойтись и без этого? Ведь есть у нас и вода, и пища для жизни, не умрём ведь? Прийти к выводу, что есть ещё душа, и ей тоже многое нужно. А главное – человек должен быть счастливым. Но, чтобы быть счастливым, нам недостаточно только физической пищи, нужна пища духовная, ведь только настоящее вечно, а остальное - проходит, заканчивается и не оставляет следа.

И на прощанье, я предлагаю вам разучить песню, слова которой у вас есть, «Ромашковая Русь».

Разучивание песни.

Закончить урок стихами Я. Дубровина:

Пленительные звуки влекли нас за собой.

В душе мы навсегда оставим эти чувства.

И никогда нам не забыть, друг мой,

Чудесный мир волшебного искусства.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!