СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Плетение поясов дёрганьем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показывается поэтапное плетение пояса, дёрганьем

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Плетение поясов дёрганьем"»

Плетение поясов дёрганьем Подготовила учитель технологии Марулёва Л.И. МБОУ СОШ № 3 Ст. Фастовецкая 2017 г.

Плетение поясов дёрганьем

Подготовила учитель технологии

Марулёва Л.И.

МБОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкая

2017 г.

Пояс – непременная принадлежность народного костюма – как мужского, так женского. Значение его как талисмана было велико у всех восточнославянских народов. Считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных домашних духов. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорождённому, непременно был пояс; на свадьбе дружка подпоясывали полотенцем; умерших хоронили подпоясанными. При гадании обязательно снимали пояс и крест. На Дону и Северном Кавказе пояс носили поверх сарафана, рубахи или юбки. Длина его была от 1,5 до 2 м. Шёлковыми кушаками подпоясывали кафтаны, шубы. Техника изготовления поясов очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Известно так называемое дёрганье поясов – древний способ плетения на пальцах, а также плетение на вилочке из шёлковых или шерстяных нитей. Тканые пояса изготовляли преимущественно без ткацкого стана – на дощечках, на «ниту» и «бердышке».

 Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов. Последовательность изготовления работы.  1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м.  2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.

Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов.

Последовательность изготовления работы.

1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м.

2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.

3. Выровнять нити по длине и связать их в пучок. Привязать пучок к неподвижному предмету (ручка двери, труба и т.д.)

3. Выровнять нити по длине и связать их в пучок. Привязать пучок к неподвижному предмету (ручка двери, труба и т.д.)

4. Надеть концы петель на пальцы левой руки: на указательный – петлю 1, средний – петлю 2, безымянный – петлю 3;  правой руки: на средний – петлю 4, указательный – петлю 5.  Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

4. Надеть концы петель на пальцы левой руки: на указательный – петлю 1, средний – петлю 2, безымянный – петлю 3; правой руки: на средний – петлю 4, указательный – петлю 5. Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

5. Развернуть пальцы левой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. Правая нить каждой петли окажется немного выше левой. Между «верхними» и «нижними» нитями петель 2 и 3 образуется «коридорчик». Безымянным пальцем правой руки пройти через «коридорчик», продеть в петли 2 и 3, подцепить снизу вверх петлю 1 и протащить её через петли 2 и3 на себя. Петля 1 останется на безымянном пальце правой руки.

5. Развернуть пальцы левой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. Правая нить каждой петли окажется немного выше левой. Между «верхними» и «нижними» нитями петель 2 и 3 образуется «коридорчик». Безымянным пальцем правой руки пройти через «коридорчик», продеть в петли 2 и 3, подцепить снизу вверх петлю 1 и протащить её через петли 2 и3 на себя. Петля 1 останется на безымянном пальце правой руки.

6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний. 7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»

6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний.

7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»

8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6. 9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее. 10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. 11. Готовую работу снять и оформить концы.

8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6.

9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее.

10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов.

11. Готовую работу снять и оформить концы.

Желаю удачи!

Желаю удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!