СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер класс  по теме "Традиции сохраняйте-здоровье сберегайте". Проведен на семинаре педагогов дополнительного образования на муниципальном уровне. В разработке представлено пояснение к  мастер -классу и ход  мастеркласса  с применением  технологии развития критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по биологии 8 класс»



Мастер – класс


Тема: Традиции сохраняйте - здоровье укрепляйте.

Завертяева Людмила Александровна -педагог дополнительного образования Вершино -Тейский ЦДО - филиал МБУ ДО Аскизский РЦДО



Мастер –класс включает в себя:

обзор актуальных проблем и технологий,

различные аспекты и приемы использования технологий,

методы применения технологий на практике.

Задачи мастер-класса:

передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

изучат разработки по теме мастер-класса;

примут участие в обсуждении полученных результатов;

зададут вопросы, получат консультации;

предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

выскажут свои предложения по решению обсуждаемых проблем.


Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».


Основные элементы, методические приёмы технологии проведения мастер-класса.

индукция,

самоконструкция,

социоконструкция,

социализация,

афиширование,

разрыв,

творческое конструирование знания,

рефлексия.



Мастер – класс

Тема: Традиции сохраняйте - здоровье укрепляйте.


Презентация опыта.

1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

Тема ЗОЖ прослеживается во всех учебных курсах школьного предмета, начиная с 5 класса и заканчивая выпускниками школы. Но наиболее остро проблема сохранения здоровья проявляется в подростковом возрасте -14-16 лет, когда возникает потребность нравиться, быть красивым, стройным, спортивным.

А как этого добиться?

Такой вопрос волнует всех подростков в период становления и утверждения как личности.

Ребята этого возраста являются члена объединения «Юный биолог». Они задают вопросы о сохранении здоровья на учебных занятиях кружка и во время свободного общения. Из этих бесед выявляется круг проблем, которые очень важны для детей как будущих взрослых.


1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с группой.


Педагогические технологии, используемые для формирования ЗОЖ.

В перечень рекомендованных материалами федерального оператора Приоритетного национального проекта «Образование» включены следующие технологии, которые в условиях реализации требований ФГОС ООО становятся наиболее актуальными. Это

Развивающее обучение

Коллективная система обучения

Технология исследовательских задач

Исследовательские и проектные методы

Технология модульного и блочно- модульного обучения

Технология «дебаты»

Технология развития критического мышления

Лекционно - семинарская система обучения

Технология использования игровых методов

Обучение в сотрудничестве

Информационно- коммуникативные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технологии интерактивного и дистанционного обучения.


II. Представление занятия


Рассмотрим технологию развитие критическое мышления на примере занятия «Традиции сохраняйте-здоровье укрепляйте».

Данная образовательная технология направлена на развитие посредством чтения и письма стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность.

Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.

Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Эта технология учит современного школьника:

критически мыслить,

проявлять активность в познании окружающего мира.

владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,

аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы

эффективно взаимодействовать с информационными пространствами,

добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации

В чем специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что педагог может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.


Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


Модель учебного занятия состоит из трех стадий, присущих одновременно и процессу познания:

вызов,

осмысление,

рефлексия


Этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)


Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём «Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём «Перекрёстная дискуссия»


1.3. Описание достижений в опыте работы. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.


В 2008 году на НПК и всероссийский конкурс исследовательских работ представлена работа «Влияние окружающей среды на здоровье населения поселка Вершина Теи». Работу выполняли учащиеся Струков Роман и Сафьянова Елена, в настоящее время они закончили медицинские ВУЗ, начли свою врачебную практику. Среди выпускников за последние 5 лет обучаются медицинской специальности -12 учащихся, 3 уже закончили учиться.


1.4. Определение проблем и перспектив в работе учителя.

Привитие потребности здорового образа жизни в настоящее время приобретает очень важное первостепенное значение. Это понимают и родители, и педагоги и постепенно становится востребованным в подростковой среде. Быть здоровым становится модным и престижным. Вот эту тенденция и необходимо поддержать и укрепить желание детей расти здоровыми.

2. Представление системы уроков.

Эту технологию можно применять на различных занятиях и как самостоятельную и как совместно с другими педагогическими технологиями.

2.1. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

В ходе мастер-класса вы ознакомитесь некоторыми приёмами ТКРМ.

1. Прием «Кластер» (Что такое ЗОЖ?)

2. Таблица (вредное и полезное)

3. Учебно- мозговой штурм (правильное питание)

4. Интеллектуальная разминка (пословицы и поговорки о ЗОЖ, питании)

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт» (чтение текста с заметками на полях)

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Ролевой проект (реклама блюда)

13. Да - нет

14. Приём «Чтение с остановками»

15. Приём «Взаимоопрос»

16. Приём «Перепутанные логические цепочки»

17. Приём « Перекрёстная дискуссия»

18. Приём «Письмо по кругу» (рефлексия)

III. Занятие или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися.

Цели занятия:

· формирование представления об основных принципах здорового питания в традиционной русской народной кухне;

· овладение знаниями о последствиях неправильного питания;

· развитие умения сотрудничать, планировать работу в коллективе.

Задачи:

· сформировать представление об основных принципах здорового питания на основе основных блюд русской народной кухни;

· учить осознанно относиться к выбору продуктов и режима питания;

· сформировать знания о последствиях неправильного питания;

· воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни и бережное отношение к себе;

· формировать умение подбирать и анализировать информацию по теме;

· развивать творческое мышление и умение нестандартно подходить к решению поставленных задач;

· развивать умение сотрудничать в коллективе.


Оборудование: доска, маркеры, демонстрационные таблички с текстом по теории питания, чугунок, лапти, веник, мини-ушат, зеркало.

Оформление кабинета:

высказывания о питании и здоровье известных людей (приложение 1), раздаточный материал для работы групп, памятка «Восемь шагов здорового питания».


Ход мастер-класса

IV. Моделирование


Организационный этап


Учитель:

Мы рады видеть вас у нас в гостях, уважаемые гости и каждый из вас будет не только слушателем, но и активным участником нашего разговора.

У меня есть шкатулка, а в ней – зеркало.

(Учитель передаёт зеркало участникам).

Посмотрите в него! Кого каждый из вас увидит?

Себя! Самым ценным для нас являемся мы сами. Самая большая ценность в мире – это человек. А какого человека вы хотите видеть в зеркале?

(красивого, умного, счастливого, но в первую очередь здорового).

Только здоровый человек может быть красивым, бодрым и абсолютно счастливым.

Что же делать вам, молодому поколению, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы?

Как выглядеть всегда молодо, чувствовать себя бодрым и уверенным человеком?


Именно этой теме посвящён наш разговор и ваши выступления - тема здоровья и его сохранения.

 Всем привычно уже давно сочетание букв –ЗОЖ. А что оно обозначает?

(выслушиваются мнения участников).

Работа на доске, фиксация всех высказываний, запись в виде схемы.


ЗОЖ







Работа на доске -заполнение схемы (ЗОЖ – питание, спорт, удалить вредные привычки, режим и т.д.)


А сейчас я хочу вас немного заинтриговать. Вы видите перед собой три предмета из обихода русского народа. (чугунок, лапти, веник и мини-ушат)

Какую связь они имеют с темой нашего разговора?


2.Актуализация темы мероприятия


- Ах, молодость! Своими непременно

И красотой, и нежностью пленяешь всех…

Ты претендуешь на успех…

В привычках и поступках переменна.

А за тобою зрелость слово молвит:

Что молодость посеет, она – жнёт,

И человек по жизни так идёт,

Как в юности дорогу подготовит.


Сегодня, как никогда, мы должны осознать, что будущая наша жизнь, болезни или прекрасное здравие, активность и бодрость зависят от того, как мы живём и как ведём себя в настоящем.

Если вы хотите научиться изменить свою судьбу, хотите знать, как это осуществить, то вдумайтесь в высказывание древних:


«Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».


Будем корректировать свои привычки и изменять судьбу!

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих состояние здоровья и работоспособность организма.


Главная цель питания

– получение силы и энергии для активной деятельности, сохранение нормального веса и поддержание тела в здоровом состоянии на долгие годы.

В современном обществе не так просто соблюдать правильное питание. Большинство продуктов – искусственные и рафинированные, и нехватка времени заставляет нас приобретать именно их.

Участвуя в нашем мастер-классе, Вы поймёте, что правильное питание вкусно и полезно и наши предки всегда были сторонниками прежде всего рационального питания.


Традиция — это  культура народа, которая передается из поколения в поколе­ние. А значит, существует очень дав­но: не 100 и не 200 лет, а целые тыся­челетия. К нашим традициям относят­ся и  традиционное питание ( «Щи да каша — пища наша»).

Здоровое питание — это и есть наше исконно русское питание с его многовековыми традициями, которые передавались из поколения в поколе­ние. Эти традиции были рассчитаны на сохранение здоровья у здоровых людей.

Русская национальная кухня – это традиция питания натуральными продуктами. Продукты, превалирующие в рационе питания славян каждый день, были в основном растительного происхождения. В еде была мера, и никакого излишества, которое ассоциируется почему-то с русской национальной кухней, не было и в помине. К тому же надо вспомнить и о том, что почти полгода уходило на пост, который предполагал умеренность в питании, и ряд ограничений. Своеобразная чистка благотворно сказывалась на организме, с этим соглашаются и специалисты по здоровому питанию.

Русская национальная кухня богата блюдами из овощей, растений и молочных продуктов. Недостаток белка в организме восполнялся за счет разнообразных молочных продуктов. Репа, капуста, редька, морковь, огурцы – самые используемые в приготовлении блюд овощи. Помимо них были, конечно, различные коренья, травы, грибы и ягоды. В пищу почти не употребляли мясо. Только по праздникам и то в вареном виде, добавляя его в борщи или щи.

      Русская кухня богата блюдами, которые позволяют организму получать все необходимые  витамины, минералы и микроэлементы. Готовили пищу, запекая в печке или варкой. Жарили только праздничные блюда и очень редко.

Еда русских людей в старину была крайне неприхотливой: ржаной и ячменный хлеб, щи, лук, чеснок, капуста, редь­ка, брюква, огурцы, горох, мясо до­машних животных и птиц, рыба, гри­бы  и каши.

В древний период появились на Руси и жидкие горячие блюда, кото­рые тогда назывались «варево» или «хлебово». Из напитков были распро­странены квасы, меды, отвары из лес­ных ягод, а также сбитни (горячий на­питок с пряностями). Пили также сла­боалкогольные напитки: сброженные меды и ягодные соки.

Еда, приготовленная в русской печи, в глиняных горшках и чугунках, отличалась отменным вкусом и пользой. Она не кипела, а скорее, как говорили прежде, томилась. При таком приготовлении сохраняется максимум полезного.

Начиная с Петра I, русская кухня стала развиваться под значительным влиянием западноевропейской кулинарии. Появились бутерброды, салаты, бифштексы, лангеты, кремы, соусы. Многие исконно русские блюда стали называться на французский манер. Например, русская закуска из вареной свеклы и картошки с соленым огурцом стала называться винегретом от французского «винегр»- уксус.

В XVIII в. получил распространение картофель, в XIX — помидоры. Произошло резкое изменение в характере питания: рацион стал основываться на животной пище, что привело к дефициту пищевых волокон. Злаки — основа основ питания русских людей — стали употребляться в основном в виде выпечки, в значительной степени лишенной клетчатки и витаминов.

А дальше пища «цивилизованного» человека стала все больше превра­щаться из дара природы в продукт промышленного производства, со­держащий всевозможные химичес­кие добавки.

На Руси за стол садились всей семьёй и ели долго, тщательно пережевывая пищу. Мы же едим на бегу, хватая последний кусок, вскакиваем из-за стола, чтобы убежать куда-то по делам. А ведь именно от того, насколько тщательно прожевана пища зависит её усвоение организмом.


Прием «Покопаемся в памяти»


Правильное питание привлекает многих людей, которые узнают о нем и начинают понемногу применять в своей жизни.

Основные причины:

• нормализация веса

• экономия времени приготовления

• сила, энергия и бодрость в течение всего дня

• постепенное исчезновение заболеваний, которые ранее беспокоили

• хорошая работа внутренних органов

• отсутствие стресса и перенапряжения


К чему приводит неправильное питание? \


(работа на планшетах в группах) Озвучивание результатов групповой работы. Показывают на планшете свои записи.


Неправильное питание приводит к патологическим состояниям:

· ожирение;

· гипертоническая болезнь;

· сахарный диабет;

· анорексия.


4. Практическая работа.

1) Посмотрите, какие продукты есть в нашем чугунке.

- Накройте этот стол тем, что выбрал бы для своего удовольствия ребенок? (перекладывают названия продуктов)


Манная каша, суп-лапша, курник, хот-дог, голубцы, кундюмы, калья, чипсы, «Ролтон», сбитень, квас, «Флеш», Мак-Мафин, картофель фри, шаньга, вареники, кисель, кириешки



5. Творческий перенос полученных знаний и навыков в новые условия.

— Теперь в группах создайте небольшой плакат –А-4

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ, призывающий всех правильно питаться.

(5 минут)

(Предоставляются листы формата А4, маркеры, иллюстрации с различными продуктами питания, распечатанные тексты по трем следующим темам).


1) СОВЕТЫ ДОКТОРА Репкина.


2) ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ.

6. Защита. Каждый член группы выступает со своим основным словосочетанием.


Прием инсерт (заметки на полях)


— А теперь посмотрим, что советует нам доктор Здоровая пища.

1-я группа:

1). СОВЕТЫ ДОКТОРА Репкина:


В продуктах содержатся питательные вещества, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты помогают расти и развиваться организму – это белки (строители) (сыр, мясо, рыба, яйца, молоко)

Другие продукты содержат жиры, которые помогают защищать организм, не уставать. (масло, орехи, сметана)

Третьи продукты содержат углеводы, которые дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, крупы, овощи, фрукты, мука, картофель)


3) ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ:


Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах: они полезны для организма человека. Без витаминов человек болеет.

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен он. (Во фруктах и овощах)

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А! (Морковь, яблоки, зелень, лук, горох, молоко)

Витамин Д:

Он очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина Д, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы становятся мягкими и хрупкими. (Рыба, морепродукты, творог, желток яйца)

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В! Витамин В находится в овсянке, которую вы едите на завтрак, и в чёрном хлебе, и в орехах. (молоко, йогурт)

Совет мамам, бабушкам:

когда готовите пищу, бросьте в неё немного любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.



Прием Мозговой штурм


Предложите свои рекомендации здорового питания. (Приложение 1)


Работа с текстом и презентация рекомендаций.


7. Рефлексия.


Прием Проверка утверждений (до и после получения информации)


- Понятно, что пища должна быть разнообразной.

Вернемся к накрытому столу.

- Что бы вы хотели изменить? Накройте стол тем, что считаете полезным для подростка? (работают с названием блюд, продуктов)

(Убирают «вредные» продукты, выкладывают – «полезные»)


8.Обобщение.


Прием допиши фразу. Соберите пословицу (в группе):

1) Сладостей тысячи, … а здоровье одно.

2) Овощи, фрукты – … полезные продукты.

3) Витамины жуешь, … долго живешь.


Обсуждение авторских моделей занятия


Обмен мнениями.


Методический приём «Письмо по кругу».


 В для каждого участника даются листы,  и на каждом записан свой вопрос (Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы предложили?).

Ответы могут касаться не только изученного материала, но и самой организации занятия.
























Приложение 1. Памятка

«Восемь шагов здорового питания».

I шаг– РАЗНООБРАЗНОЕ ПИТАНИЕ

Единственный способ обеспечить организм всеми необходимыми веществами – это разнообразное питание. Дефицит, какого либо вещества может привести к серьёзному заболеванию.


II шаг – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОЖИРЕНИЯ

Избыточное потребление жира повышает содержание холестерина в крови, что, в свою очередь , может привести к развитию серьезного заболевания – атеросклероза.

Эффективным способом ограничения холестерина является употребление постного мяса, обезжиренного молока и творога.

Самыми полезными для организма являются растительные жиры: подсолнечное, оливковое масло. И ещё нужно помнить, что не всё, что вкусно – полезно. Например: от чипсов лучше вообще отказаться.


III шаг - МОЛОКО

Нет более ценного напитка, чем молоко. В нем содержатся белки содержащие необходимые аминокислоты. Много витаминов (А, В1, В2) и минеральные вещества (кальций фосфор, магний).

Молоко – это и витамин роста, поэтому детям и молодым людям рекомендуется выпивать 2-3 стакана молока в день.

Взрослые также должны употреблять молоко, но в меньших количествах. Молоко можно заменить кисломолочными продуктами – кефиром или йогуртом.


IV шаг – ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ - РЫБА И ПТИЦА

Рыбу достаточно употреблять два раза в неделю. Организм человека лучше переваривает белок рыбы, чем других животных. К тому же, в рыбьем жире содержатся незаменимые жирные кислоты и минеральные вещества: фтор, фосфор и магний, а также витамины А.

Потребность в животном белке может быть удовлетворена и за счёт мяса птицы. Здесь содержится полноценный набор аминокислот, необходимых для нормальной жизнедеятельности.


V шаг – ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Овощи и фрукты человек должен есть несколько раз в день, так как они обеспечивают организму полноценный набор всех необходимых витаминов и минеральных веществ. Овощи и фрукты также являются богатым источником клетчатки, а она необходима для нормального пищеварения. Включайте в свой рацион как можно больше овощей и фруктов.


VI шаг – УМЕРЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ УГЛЕВОДОВ

Сладости и мучные изделия являются высококалорийными продуктами. В них содержится так называемые рафинированные углеводы, которые способствуют развитию ожирения. Сладости в промежутках между едой приводят к быстрому насыщению и перебивают аппетит, создавая иллюзию насыщения. Поэтому в промежутках между едой лучше употреблять свежие фрукты или соки.

VII шаг – МЕНЬШЕ СОЛИ

В небольших количествах соль обязательно должна поступать в организм, так как натрий необходим для регуляции водного обмена. Однако мы часто пересаливаем пищу, что является одним из факторов риска развития артериальной гипертонии. Поэтому вместо соли лучше использовать различные приправы и пряности.


VIII шаг - МАЛЕНЬКИЕ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ

*Замените белый хлеб на хлеб из муки грубого помола, который служит прекрасным источником клетчатки, витаминов и минеральных веществ.

*Заканчивайте еду до того, как вы почувствуете насыщение, - это предотвратит развитие ожирения.

* Завтракайте перед тем как идти в школу, на работу - это придаст вам силы для полноценных умственных и физических занятий.

* Ужинайте не позже чем за два часа до сна (а не за полчаса или минуту до сна).



Приложение 2. Рецепты русской кухни для постного меню.


1. Постные вареники с капустой

Ингредиенты:

для теста

0,5 кг муки,

250 мл воды,

2 ст. ложки растительного масла,

соль по вкусу,



для начинки:

0,6 кг белокочанной капусты,

1 средняя морковь,

2 средние луковицы,

1 ст. ложка растительного масла,

соль по вкусу,

лавровый лист.

Приготовление:

Просей муку, добавь воду, соль, растительное масло и вымешай крутое тесто. Накрой его и оставьте примерно на час, во время которого можно приготовить начинку. Мелко порежь лук, натри на крупную терку морковь, поджарь на растительном масле и небольшую часть зажарки отложи для дальнейшей заправки готовых вареников.

Нашинкуй капусту. Добавь ее на сковороду к зажарке и туши на медленном огне 20 минут, периодически помешивая. Под конец положи лавровый лист и посоли.

Начинку остуди, и можно лепить вареники. Вари 5-7 минут. В готовые вареники добавь оставшуюся зажарку.


Гречневая каша запаренная

Ингредиенты:

1 стакан гречневой крупы,

2 стакана воды,

соль по вкусу.

Приготовление:

Гречку перебрать, отделив от неё мусор. Затем тщательно промыть крупу до чистой воды. В подготовленную посуду с плотной крышкой (можно использовать термос) высыпать крупу, залить ее кипятком, посолить и перемешать. Плотно накрыть крышкой, для большего эффекта укутать бумагой и одеялом, и оставить на 10-12 часов. Гречка будет полностью готова без варки. В каше, приготовленной таким способом, сохраняются все полезные свойства гречки.

Калья - незаслуженно забытый вкуснейший рыбный суп.

Продукты

Лососевый суповой набор – 1,2 кг

Картофель – 5 шт.

Соленые огурцы – 4-5 шт.

Рассол огуречный – 1 стакан

Лук репчатый – 2 шт.

Корень сельдерея – 50 г

(Можно взять также корень петрушки)

Масло растительное – 2 ст. ложки

Икра красная – 2 ст. ложки

Лимонный сок – 1 ст. ложка

Соль

Перец черный молотый

Лавровый лист

Перец черный горошком – 6 шт.

Перец белый горошком – 6 шт.

Специи для ухи без соли – 1 ст. ложка

Зелень петрушки и укропа

Калья - распространенное в XVI-XVII вв. рыбное жидкое первое блюдо. Впоследствии оно постепенно почти вышло из употребления, а кое-где его неправильно стали называть рыбным рассольником. Готовят его в основном так же, как и уху, но в бульон для кальи добавляют соленые огурцы, огуречный рассол, лимоны и лимонный сок, либо каждый в отдельности, либо вместе взятые.

Отличительным признаком кальи прежде являлось то, что для нее использовали обычно только жирную рыбу, преимущественно красную, и наряду с рыбой в нее клали икру. В калью, как правило, идет больше пряностей, чем в уху. Калья гуще ухи, бульон в ней острее и плотнее по консистенции, а по количеству его всегда меньше, чем в ухе.

Раньше калья считалась праздничным блюдом. Блюдо постное.





Кундюмы жареные

Кундюмы - старинное блюдо русской кухни, подобие пельменей, но из особого теста на растительном масле, и с особенной грибной начинкой. Кундюмы обычно запекают, а затем томят в печи, но можно, как и пельмени, обжарить кундюмы в масле.

Продукты


Грибы сушеные (лучше всего белые) - 10 г

Гречневая крупа - 80 г

Яйцо – 1 шт.

Лук репчатый - 1 шт.

Чеснок - 1 зубок

Лавровый лист - 1 шт.

Перец горошком - 3 шт.

Соль - 15 г

Мука - 300 г

Масло растительное - 5 ст. ложек

+ 150 мл для жарки кундюмов

Сметана - 80 г

Подготовить продукты для кундюмов. Гречневую крупу отварить (в соотношении крупы и воды 1:2 соответственно). Яйцо сварить вкрутую.

Залить грибы на 10 минут кипятком. Затем промыть их и поставить вариться в 80 мл воды с добавлением раздавленного прямо в кожуре зубчика чеснока, лаврушки, перца и небольшого количества соли. Через 15 минут огонь выключить.

Муку просеять. Сильно нагреть 100 мл воды, добавить туда 1 ст. ложку масла. Влить смесь в лунку, сделанную в муке. Замесить пластичное тесто, которое не липнет к рукам. Грибной отвар перелить в другую посуду, а грибы мелко нарезать. Лук мелко нарезать. С гречкой смешать мелко нарезанное яйцо. На разогретом масле (4 ст. л.) обжарить лук и грибы. Добавить к грибам гречку с яйцом. Еще немного все подержать на сковороде. Начинка для кундюмов готова. Тесто тонко раскатать. Разрезать пласт теста на квадраты по 5 см. На середину каждого квадрата выложить начинку.

Соединить края теста, сформировав треугольник. По краю можно сделать закрепляющую косичку. Пока кундюмы отдыхают на разделочной доске, разогреть в казанке растительное масло для жарки. Осторожно опускать кундюмы в раскаленное масло. Обжаривать их до красивого золотистого цвета. Готовые кундюмы жареные выложить на блюдо и можно подавать их к столу. Часть готовых кундюмов сложить в огнеупорную форму, залить грибным отваром с добавлением нескольких ложек сметаны и поставить в разогретую до 200 градусов духовку на 10-15 минут. Подавать жареные кундюмы со свежей сметаной.


Каша пшенка с тыквой

Пшенка с тыквой – рецепт приготовления вкусной и очень полезной каши. Тыква с пшенкой – чистое здоровье и великолепное начало дня!

Продукты (на 4 порции)

Молоко - 3 стакана

Пшено - 1 стакан

Тыква - 500 г

Сахар - 1 ч. ложка

Соль - 0,5 ч. ложки

Совет:

В каше из пшенки с тыквой можно добавлять сахар по вкусу. Рекомендуется подавать пшенку с тыквой горячей с кусочком сливочного масла. Тыкву очистим от кожуры, нарежем мелкими кубиками. Промоем хорошо пшено. Вскипятим чайник. Ошпарим пшено кипятком. (Можно проварить пшено в отдельной кастрюльке 10 минут). Очищенную и мелко нарезанную тыкву заливаем молоком. Доводим до кипения и варим в горячем молоке 10-15 минут на среднем огне. Затем засыпаем подготовленное пшено, кладем сахар, соль. Помешивая, продолжаем варить тыкву с пшенкой на небольшом огне еще минут 15-20, пока не загустеет. Сваренную кашу из пшенки и тыквы ставим в духовку на среднюю полку упревать на 25-30 минут, при температуре 180 градусов (можно поставить на водяную баню). Каша пшенка с тыквой готова.


6.Тюря

1 порция

Старинное блюдо русской кухни. Тюря напоминает окрошку. Традиционными ингредиентами этого холодного блюда являются ржаной хлеб и квас или вода. Можно дополнить тюрю зеленым луком, огурцом и хреном.

Продукты (на 1 порцию)

Хлеб ржаной – 2 ломтика

Чеснок – 1 зубчик

Лук зеленый– 1 пучок

Огурец свежий – 1 шт.

Хрен– 0,5 ч. ложки

Масло растительное – 1 ст. ложка

Соль – по вкусу

Перец молотый красный – по вкусу

Квас – 200 мл

Приготовление.

Ломтики ржаного хлеба немного подсушиваем в духовом шкафу (можно и в микроволновке). Подсушенные хлебные ломтики натираем зубчиком чеснока. Нарезать хлеб на кубики небольшого размера. Промыть свежий зеленый лук (использовать нижнюю, белую часть). Лук мелко нарезать. Добавить соль и немного размять лук руками. Измельчить свежий огурец, добавить к луку. Добавить хрен.

Немного приправить солью, молотым перчиком, налить растительное масло.

Добавить хлеб. Залить хлеб квасом. Перемешивать ингредиенты и тюря готова.

7.Сбитень

Старинный напиток с медом и пряностями - вкусный и полезный сбитень. Рецепт сбитня горячего, с облепихой и апельсином.

Продукты

Вода - 1 л

Мед - 150 г

Гвоздика - 5 г

Корица - 5 г

Имбирь (корень) - ~30-40 г

Апельсин - 1/2 шт.

Облепиха - 80 г

Как приготовить сбитень:

1. Облепиху (свежую или свежезамороженную) отварить в кипящей воде 15-20 минут, до появления пены. Процедить отвар и остудить.

2. В горячую воду добавить мёд, размешать до полного растворения.

3. Добавить пряности (гвоздику, корицу) и нарезанный имбирь, а также нарезанные кружочками апельсины. Кипятить 5-10 минут, снимая пену.

4. Через полчаса слегка остывший напиток процедить и добавить в сбитень остывший отвар облепихи. Тщательно перемешать. Готовый сбитень подогреть и пить горячим.


8.Шаньги с картофелем

Шаньги – знаменитые круглые открытые пирожки, род ватрушек, настоящий сибирский рецепт. Шаньги или шанежки в Сибири и на Урале любимы издавна, в каждой местности их пекут по-своему: из дрожжевого теста и из пресного, с картофелем, творогом или ягодами. Традиционный рецепт – шаньги с картофелем из дрожжевого теста.

Продукты (на 8 порций)

Для теста:

Мука пшеничная - 600-700 г

Сахар - 2 ч. ложки

Дрожжи сухие - 25 г

Масло (или маргарин) - 1 ст. ложка

Молоко (или вода) - 160 мл

Соль - 1 ч. ложка

Для фарша:

Картофель - 550-600 г

Молоко - 0,5 стакана

Соль - 0,25 ч. ложки

Для льезона:

Яйца - 2 шт.

Сметана - 0,5 стакана

Кроме того:

Масло сливочное (или маргарин) - 1-1,5 ст. ложки


Приготовление.

Подготовить продукты. Сначала надо приготовить дрожжевое тесто густой консистенции, для чего в теплой воде или молоке растворить дрожжи, соль, сахар. Всыпать просеянную пшеничную муку. Все хорошо вымешать. Растопить масло (или маргарин). В тесто добавить растопленный маргарин (масло).

Для этого налить в ладонь немного теплого растопленного маргарина (масла) и тщательно втереть его в тесто. Вымесить тесто 3-5 минут.

Накрыть тесто, оставить на 3-4 часа для брожения в теплом месте, во время брожения тесто обминать каждый час.

Картофель очистить, вымыть, залить водой. Довести до кипения, посолить и варить под крышкой на слабом огне 25 минут. Затем воду слить. Добавить молоко и растереть картофель в пюре. Включить духовку для разогрева.

Из теста сформовать шарики. Раскатать их в круглые лепешки и сделать в середине каждой лепешки углубление. На середину круглой лепешки положить отваренный, протертый с молоком картофель, разровнять.

Смешать яйцо и сметану. Слегка взбить. Шаньги смазать льезоном, приготовленным из смеси взбитых яиц со сметаной.

Выпекать в духовке при температуре 210-220 градусов примерно 15 минут.

Растопить масло (или маргарин).

Выпеченные изделия смазать растопленным сливочным маслом (или маргарином) и подать.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Приемы педагогической технологии. Гин Анатолий http://www.trizway.com/art/book/42_7.html

2. М.В. Аргунова, Моргн Д., Поюснина Т., Ягодин Г. «Педагогические технологии на уроках биологии» Газета «Биология» № 16/2008 http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200801601

3. Современные педагогические технологии. http://www.ref.by/refs/62/30006/1.html

Загашев И. «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!