Просмотр содержимого документа
«Мастер»
Мастер-класс
Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища.
А. Франс
Авторы: французское педагогическое направление ЖФЭН («Новое образование») Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу « Французская группа нового воспитания». Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н.Толстого, психологов: Л.С.Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока - демократизм, творчество, вера в себя.
Суть технологии: система заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания участники мастерской абсолютно свободны.
Задача мастер-класса: превратить обучаемого из пассивного объекта в развивающийся субъект деятельности, который, исходя из своей внутренней активности, сам организует свою учебную деятельность.
Тематика мастер-классов включает в себя:
Обзор актуальных проблем и технологий
Различные аспекты и приемы использования технологий.
Авторские методы применения технологий на практике
В ходе мастер-класса участники:
Изучают разработки по теме мастер-класса.
Участвуют в обсуждении полученных результатов
Задают вопросы, получают консультации
Предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки
Высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем
На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Главная цель мастерской на уроках литературы - организовать работу по развитию связной речи, показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения. Обучение в мастерских организовывается на деятельностном подходе, коллективном способе обучения. Занятия строятся на принципах: сотрудничества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости каждого ученика. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Педагог развивает мотив достижения, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.
Работа начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… - и формулировки проблемы - темы мастерской. Далее каждый ученик выдвигает гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают в малой группе, т.е. обучение ведется в диалоговом режиме, опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
Индуктор. | Начало, мотивирующее творческую деятельность. |
Самоконструкция. | Индивидуальное выполнение заданий участником. Работа с материалами. |
Социоконструкция. | Групповая работа. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других. |
Социолизация. | Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. |
Афиширование. | Творческое оформление результатов групповой работы. |
Разрыв. | Возникновение информационного запроса. |
Рефлексия. | Отражение чувств, ощущений участников работы мастерской. |
Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:
Выработать коммуникативные навыки.
Развить устную и письменную речь учащихся
Обогащать словарный запас
Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
Строить текст сочинения в определенной композиционной форме.
Творческая мастерская- условие для развития литературно- творческих способностей школьников.
Творческие мастерские формируют человека активного, уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу.
Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс»
Сотворчество учителя и ученика на уроках литературы.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 12
г.Мирного, Архангельской области
Хомутова Наталья Валентиновна
Современный социальный заказ общества выглядит так:
- Личность, владеющая основами коммуникативной культуры, с богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
- Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать.
-Информированная личность,
обнаруживающая широкий
кругозор, знание памятников
национальной и мировой
культуры.
Перед учителем стоят проблемы, которые он должен решать в процессе работы :
- Создание условий для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала.
- Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия.
- Развитие исследовательских и творческих интересов и навыков.
- Введение новых технологий в образовательный процесс на уроках русского языка и литературы на основе принципа личностно – ориентированного обучения.
Совместные и индивидуальные творческие проекты
Исследовательские работы
Мастер - классы
- «Мир образов поэзии Игоря Северянина»,
- «Экскурсия по городу № в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя,
- Экскурсия в город Глупов по повести М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Тема: «Мир поэзии Игоря Северянина»
Цели:
Расширить представление школьников о поэте.
Развивать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную чуткость к художественному слову, аналитические умения.
Пробудить в школьниках стремление к творчеству.
Алгоритм процесса работы в мастер-классе
Индуктор (Начало, мотивирующее творческую деятельность)
Самоконструкция (Индивидуальное выполнение заданий участником. Работа с материалом)
Социоконструкция (Групповая работа. Соотношение своей деятельности с деятельностью других)
Социализация (Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиций каждой группы)
Афиширование (творческое оформление результатов групповой работы)
Разрыв (возникновение информационного запроса)
Рефлексия (Отражение чувств, ощущений участников работы мастерской)
Шаг 1
Подберите слова, сходные по звучанию
с именем поэта.
ИГОРЬ
Шаг 2
Подберите слова-ассоциации к псевдониму поэта
СЕВЕРЯНИН
Шаг 3
Выпишите из стихотворений неожиданные эпитеты, метафоры, сравнения, неологизмы.
Шаг 4
Опишите свои впечатления от языка Игоря Северянина
Шаг 5 ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Мир слов поэзии Игоря Северянина»
Осмысление литературного имени
Игорь Васильевич Лотарёв –
Игорь Северянин
Подбор слов-ассоциаций к псевдониму поэта
Слово о языке
Игоря Северянина
Шаг 6
Разрыв?
Музыкальность поэзии
Современники о поэте
Шаг 7
Рефлексия