Кукольный театр своими руками
Кукольный театр на деревянных лопатках своими руками
Мастер – класс по рукоделию: Кукольный театр своими руками
Автор: Кожушко Г. В., воспитатель МОУ прогимназия №2 г. Волгограда
Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей.
Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей младшего и среднего возраста.
Задачи:
· Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.
· Познакомить с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе деревянную лопатку.
Пошаговый процесс работы
Необходимые материалы и инструменты:
· Деревянная лопатка;
· Иголка и ножницы;
· Нитки;
· Ткань для «платья» 20х35см.;
· Черная ткань 5х7см. (для ушек);
· Гуашь и кисточка;
· Клей («Момент» или «Мастер»);

1. Взять лопатку. При помощи гуаши и кисточки оформляем мордочку нашей будущей кошки.
И из черной ткани вырезаем ушки.

2. Взять ткань, понравившуюся вам, сложить пополам и прострочить прямоугольник по большей стороне (под этим «платьем» будет прятаться рука кукловода)

3. Получившееся «платье» надеваем на лопатку и с помощью иголки и нитки закрепляем его на шее куклы.

4. Наша кошечка готова.

Технология изготовления данных кукол очень проста, ей может овладеть любой желающий.
Процесс создания очень увлекателен. Дерзайте!
Пусть в ваших руках рождаются новые сказочные герои, которых обязательно полюбят ваши дети.
А в моих руках родились и теперь живут в театральном уголке вот такие герои.

"Цель:
Формирование представлений о разнообразии кукольного театра, изготовление куклы из подручного материала.
Задачи. Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы.
Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия и аккуратности при изготовлении куклы
План проведения мастер-класса:
1. Сообщение на тему: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»
2. Практическая работа (изготовление куклы).
3. Игра «Настроение».
4. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1. Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионетки.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний. Остальные пальцы прижимаются к ладони.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки. полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Каждый педагог регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели?” Я тоже нахожусь в постоянном поиске. Меня увлекает тема театра, её многогранность, разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна. Театр создаёт условия для интеграции, комфортного сосуществования и раскрытия личностных качеств каждого ребёнка. Мне интересна форма взаимодействия с педагогами - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Почему я выбрала для представления мастер – класс?
Ответ очень прост “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта, авторских разработок творческой и педагогической деятельности, технологических приёмов.
Цель моего мастер – класса познакомить с видами театра, научить изготавливать куклу своими руками из подручных материалов,
путем прямого и комментированного показа последовательности действий, используя показ слайдов.
2. Практическая работа – изготовление куклы. (показ слайдов)
3. Рефлексия. Игра «Настроение» Посмотрите внимательно на стенд. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения. При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!
4. Подведение итогов