Мастер – класс по техническому моделированию
Конструирование модели трехгранной пирамиды
Галкина Марина Николаевна, педагог дополнительного образования МАУ ДО Центра "Интеллект"
Обучающиеся образовательных организаций: 3 - 4 классы
|
..Вернемся к началу прошлого столетия. Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Всё вокруг геометрия!». Сегодня уже в начале 21-го столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, микросхемы и даже рекламные ролики. Воистину, современная цивилизация — это Цивилизация Геометрии. Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых... Для нормального развития ребёнку необходимо полноценное питание. Для нормального интеллектуального развития необходима разнообразная интеллектуальная пища. Сегодня математика, особенно геометрия, является одним из немногих экологически чистых и полноценных продуктов, потребляемых в системе образования. Геометрия может и должна стать предметом, с помощью которого мы можем сбалансировать работу головного мозга, улучшить функциональное взаимодействие между полушариями. Геометрия — витамин для мозга. Игорь Шарыгин | |
Цель: стимулировать интерес одаренных детей к техническому творчеству.
Задачи:
образовательная: научить обучающихся использовать различные технические приемы при изготовлении объемной геометрической фигуры расширить кругозор обучающихся о различных технических моделях;
развивающая: развивать образное и интеллектуальное мышление, фантазию обучающегося; развивать творческий потенциал обучающегося, его познавательную активность, конструкторские способности, техническое мышление;
воспитательная: повышение мотивации к обучению техническому моделированию, достижение сознательного уровня усвоения изучаемого материала.
Методы и приемы обучения: объяснительно – иллюстративный, (демонстрация образца модели трехгранной пирамиды, технического рисунка) репродуктивный, постановка проблемных вопросов и задач.
Практические: Коллективное взаимодействие, выполнение практического задания (изготовление модели трехгранной пирамиды).
Интерактивные: игровая ситуация, презентация.
Структура занятия:
1. Организационная часть занятия.
2. Подготовительная часть занятия.
3. Основная часть занятия.
4. Подведение итогов.
Образовательные ресурсы:
- интерактивная доска и мультимедиапроектор для показа презентации;
- инструменты (ножницы, линейки, ластики);
- материалы (клей, фломастеры, бумага, салфетки);
- шаблоны;
- модели трехгранной и четырехгранной пирамиды из бумаги и картона.
Тип занятия: Получение новых знаний, умений, навыков (ЗУН)
Ход мастер-класса
Организационный этап
Приветствие обучающихся, сообщение темы, цели мастер - класса.
Актуализация знаний
- Ребята, кто из вас, знает что такое техническое моделирование?
(Обучающиеся рассказывают)
Техническое моделирование — изготовление окружающих вас объектов и технических средств в увеличенном или уменьшенном виде по схемам и чертежам. Для общего развития каждого человека полезно умение технически мыслить. Этому учит конструирование и моделирование.
III. Новый материал из раздела: «Геометрия вокруг нас»
Знакомство с новым материалом.
Посмотрите вокруг, все что вы видите имеет свои очертания, все можно обвести линией, а потом измерить. Так мы узнаем размеры предмета и длину, и ширину, и высоту и объем.
А как вы думаете, для чего нам это нужно? Как без измерения и расчетов построить дом, сшить рубашку, сконструировать ракету или самолет?
В этом помогает геометрия, что она означает? В переводе с греческого языка:
Гео – это Земля, метрия – измерение. Измерить можно все, что есть на Земле и не только на Земле. Без геометрии невозможно рассчитать расстояние от Земли до Луны.
А еще геометрия изучает геометрические фигуры
-Ребята, Какие вы знаете геометрические фигуры?
(Обучающиеся рассказывают)
Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал.
-Чем отличается квадрат от куба?
-Чем отличается треугольник от пирамиды?
-Какая геометрическая фигура лежит в основании пирамиды?
Пирамиды бывают разные… и граней у пирамиды может быть и 3, и 4, и 6, сколько угодно.
Практическая часть
Сейчас я предлагаю вам самим изготовить модель трехгранной пирамиды и почувствовать себя конструкторами и изобретателями…
Приступаем к изготовлению модели.
Каждый из вас видит перед собой лист бумаги. Работать будем по инструкционной карте – это инструкция для вас, порядок действий, при изготовлении модели пирамиды.
1. Сегодня, для изготовления объемной модели трехгранной пирамиды, мы используем шаблон.
В целях экономии бумаги, обратите внимание на правильное расположение шаблона на листе.
2. Простым карандашом, аккуратно обводим шаблон. Пирамида состоит из трех частей.
2. Возьмите ножницы и аккуратно, по расчерченным линиям вырежьте заготовку.
Получилось?
3.Все три части модели пирамиды необходимо склеить между собой. Всем понятно? Получилось?
П: Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось.
П: Молодцы ребята! Давайте положим инструменты на место и приведем своё рабочее место в порядок.
П: Вашу модель можно художественно оформить по вашему замыслу и вкусу и использовать как елочную игрушку, упаковку для подарка, или наглядного пособия на уроках геометрии и технологии.
IV. Закрепление изученного материала
Постановка задачи для выполнения практической работы.
Примените полученные навыки для изменения модели пирамиды по своему желанию – и т.п.)
V. Подведение итогов
Таким образом, сегодня вы познакомились с объемной геометрической фигурой трехгранной пирамидой, сконструировали модель пирамиды. Мастер – класс закончен. Всего вам хорошего и до новых встреч!
На занятии мы научились:
2. Первоначальным графическим знаниям и умениям.
3. Выбирать способ соединения деталей.
4. Изготовлению модели объемной геометрической фигуры – трехгранной пирамиды.
Ознакомились с техникой безопасности при использовании режущих инструментов.
VI. Список литературы:
1.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей творческих объединений. – М.: «Просвещение», 2009.
2.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 2011.
3. Шарыгин И.Ф. Нужна ли школе 21-го века Геометрия? // Математическое просвещение. 2004.
4. И. Ф. Шарыгин. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. — М.: Дрофа, 2003.