СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме «Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс содержит описание основных приемов работы с текстом и внетекстовыми компонентами на уроках географии. В результате мастер класса участники научатся составлять задания на разные приемы работы с текстом

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме «Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии»»

Мастер-класс по теме «Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии»



Автор: Виноградова Е. И.,

учитель географии

МБОУ «СОШ № 30»

г. Набережные Челны

Аудитория: учителя географии

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению навыками работы с учебным текстом.

Задачи:

1) познакомить педагогов с методическими приемами, помогающими в работе с текстом при формировании различных видов УУД.

2) раскрыть содержание основных форм и методов работы с текстом.

3) отработать основные навыки в работе с учебным текстом на практике.



Оборудование:

- слайды презентации,

- Приложение 1 (по количеству участников),

- Приложение 2 (по количеству участников),

- Приложение 3 (по количеству участников),

Приложения раздаются до начала мастер-класса.



Ход мастер-класса.

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться. Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому организация работы ученика с текстом учебника и текстом раздаточного материала является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования

Учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под руководством учителя, который направляет, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить внимание, помогает выделить самое существенное, разъясняет трудное и непонятное. В начале учебного года, на первом уроке, учитель знакомит учащихся с учебником: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые коллеги, при организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов (слайд 2).

1-я группа — организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;       

2-я группа — различные приемы работы с текстом;        

3-я группа — приемы работы с вопросами, заданиями, иллюстрациями.  

Задания при работе с учебником могут но­сить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно-аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычно­го урока осуществлять дифференцирован­ный подход в обучении, значительно облег­чает выполнение домашнего задания.

Участники мастер класса знакомятся с содержанием слайдов

А сейчас, давайте подробнее познакомимся с приемами выделенных групп.

  1. РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

1. Чтение с комментарием (слайд 3)

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информа­цию и обеспечивает лучшее усвоение материа­ла при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наибо­лее сложных тем раздела, например, «Движение литосферных плит», «Климатообразующие факторы» и т. д.

2.   Чтение текста с заполнением таблицы (слайд 4)

Ученики в таблице отмечают известную, но­вую, нужную информа­цию, содержащуюся в тексте. В ре­зультате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспекти­руется самое главное. Данный прием использу­ется при изучении следующих тем: «Природные зоны материка», «Минералы и горные породы», «Расы земли».

Например: Используя материалы учебника «Климат России», заполните следующую таблицу

Признаки

Циклон

Антициклон

Определение



Обозначение на картах



Движения воздуха



Явления



Размеры



Скорость перемещения



Направление движения



Место рождения



Погода



3. Составление таблиц (слайд 5)

Эта форма работы учит школьников пра­вильному отбору и краткому изложению ин­формации. Таблицы можно состав­лять самостоятельно.

Например: используя карты атласа, дайте характеристику умеренного климатического пояса. Ответ оформите в виде таблицы

Между какими параллелями расположен пояс

Воздушные массы

Температура

Количество осадков



Январь

Июль




4.   Составление проблемных вопросов по тексту учебника (слайд 6)

Глубокому осмыслению полученной инфор­мации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямо­го ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между поняти­ями. Проблемные вопросы представляют со­бой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Например: при изучении темы «Климат Австралии» проблемными могут быть следующие вопросы?

- Почему Австралия самый сухой материк?

- Почему все культурные растения австралийцы выращивают на востоке материка?


5. Составление опорных логических схем, точек (слайд 7)

План, схема, опорные конспекты помога­ют отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимо­связи отдельных систем. Все это способству­ет систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой
информации.     

Например: при изучении темы «Топливно – энергетический комплекс России» опорный конспект может быть следующим

6.   Написание краткого конспекта (слайд 8)

По сложным темам, курсам, может быть полез­ным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность ученикам вы­брать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода темы: «Природные комплексы», «Внутренние и внешние силы, создающие рельеф» и др.

7.   Изучение терминов (слайд 9)

Изучение географических терминов не ог­раничивается заучиванием их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запомина­ние продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысло­вая группировка или разбивка на части с вы­делением главного.

Например: В тексте параграфа “Воды суши” найдите определение понятия “река”, выделите в нем определяемое слово (водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным).

8. Ответы на вопросы к параграфам (слайд 10)

Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять диффе­ренцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления до­полнительных оценок на уроке (при проведении письменных работ).

9. Составление плана к тексту параграфа (слайд 11)

Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли. План – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предъявить детям памятку:

Как составить план текста?

1.     Прочитайте текст.

2.     Выделите в тексте главные мысли.

3.     Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

4.     Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

10. Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам с учебной литературой (слайд 12)

Эффективность процесса обучения намного выше, если учащийся овладел приемами самообразования.

Напишите реферат на тему «Особоохраняемые природные зоны своей местности». Реферат оформите в соответствии с требованиями.

Содержание реферата

  1. Титульный лист;

  2. Содержание;

  3. Введение;

  4. Основная часть;

  5. Заключение;

  6. Список использованных источников;



2). СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Сравнение и анализ информации. Это иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам учи­тель ведет практически параллельно с опи­санными выше формами работы, так как они также требуют умения находить глав­ное, кратко записывать и четко формулиро­вать свои мысли. В любом анализе заложе­ны элементы выделения отдельных частей и признаков, а также обобщения и нахожде­ния взаимосвязей. Сравнение можно прово­дить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

11. Задания по работе с иллюстрациями учебни­ками (слайд 13)

Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки.

Например: Проанализируйте рисунок в учебнике «Способы изображения земной поверхности», выделите черты сходства и отличия.

12. Сравнительный анализ данных таблиц или схем (слайд 14)

Например: «На основании данных приведен­ной ниже таблицы сделайте вывод о том, какой город России обладает наибольшими трудовыми ресурсами?


Населенный пункт

Всего населения, тыс.чел.

Половозрастной состав населения, тыс.чел.

мужское

женское



0-15 лет

16-59 лет

60 лет и старше

0-15 лет

16-54 лет

55 лет и старше

Благовещенсвк

10

1,9

2,1

0,6

2

2

1,4

Арзамас

9

0,8

2,3

0,8

1

2,4

1,7

Пущино

9,5

1

«.5

2

0,9

1,5

1,6

Коломна

11

1,5

3

1,5

1,5

3

2

13. «Пометки на полях» (слайд 15)

Учащиеся читают но­вый текст и на полях учебника карандашом поме­чают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется уз­нать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неиз­вестном материале. Здесь важно то, что он дол­жен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвест­ной темы.

3). ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:

14.   Составление тестов учениками (слайд 16)

Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. После изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 во­просов в виде тестовых заданий. Самостоя­тельно созданное тестовое задание обеспе­чивает формирование применения знаний в практической ситуации.

15.   Создание синквейна (слайд 17)

В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово)

Это творческая форма рефлексии. Спо­собность резюмировать информацию, изла­гать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном  запасе. Данная фор­ма работы удается не всем ученикам, и иног­да во время урока создать синквейн не полу­чается, поэтому здесь может быть использо­вана парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

Например: География, 6 класс. Тема «Ветер». Используя предложенную картинку, составьте синквейн по заданным правилам.


Предполагаемый ответ.

1.Ветер

2.Сильный, штормовой

3.Дует, срывает, пугает

4. Образуется из-за разницы в давлении

5. Стихия

16.   Составление вопросов (слайд 18)

Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных уси­лий, тем более что вопросы не должны дуб­лировать те, что приведены в параграфе. Они должны начинаться определенным об­разом.

17.   Моделирование (слайд 19)

Создание всевозможных моделей изучае­мых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнитель­ной информации, выходящей за рамки, пре­дусмотренные учебной программой.

Например: при изучении темы «Планеты Солнечной системы», можно предложить создать модель Вселенной из подручных материалов.

18. Составление вопросов творческого характера (слайд 20)

а) Задания на установление соответствия.

б) Задания на отражение последовательности географических процессов и явлений.


19. Составление рассказа с географическими ошибками (слайд 21)

Например: найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок.


Горы Кордильеры расположены в западной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время альпийской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь до сих пор продолжается процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Кордильерах не превышают 2500 м.

20. Составление текстов с пропущенными словами (слайд 22)

Например: вставьте пропущенные слова, используя слова для вставки.

Выветривание - процесс разрушения и преобразования горных пород. _______________ выветривание происходит в результате резких изменений температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению. _______________ выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к ____________ выветриванию.

Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.

21. Составление кроссвордов, ребусов, загадок (слайд 23)

 Например при изучении темы «Великие географические открытия» можно предложить учащимся составить кроссворд, в котором должно быть не менее 10 слов.

III. РАБОТА В ГРУППАХ

А сейчас, уважаемые коллеги разделитесь на 3 группы

Участники мастер класса делятся на группы, рассаживаются за парты.

Вам дается раздаточный материал на группу для составления задания по одному из рассмотренных нами приемов.

Знакомятся с раздаточным материалом.

В течении 15 мин. Вам необходимо составить задание по одному из рассмотренных приемов, а затем одному из представителей группы выступить с получившимся результатом.

1 группа – составляет задание на один из приемов репродуктивно – поисковой работы с текстом;

2 группа – составляет задание на один из приемов сравнительно – аналитической работы с текстом;

3 группа – составляет задание на один из приемов творческой работы с текстом.

Участники семинара составляют задания в течении 20 мин. По окончанию составления представляют получившиеся задания, остальные участники задают вопросы в процессе обсуждения. Ведущий мастер-класса экспертно относится к составленным заданиям.


IV. РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые коллеги! Прошу вас оценить качество проведения данного мастер – класса. Удовлетворены ли вы

а) общей организацией мастер – класса (отлично – хорошо - удовлетворительно)

б) степенью новизны увиденного (услышанного) на мастер – классе (отлично – хорошо - удовлетворительно)

в) качеством содержания и степенью полезности материала (отлично – хорошо - удовлетворительно)

г) что особенно понравилось (буду использовать в своей работе)

д) вопросы (предложения, рекомендации, пожелания).











Приложение 1. Задание для группы №1.

Прочитайте предложенный текст. Используя материалы текста, составьте задание на один из приемов репродуктивно – поисковой работы с текстом.

ПАССАТЫ

Пассаты – это устойчивые в общем восточные ветры умеренной скорости (в среднем 5-8 м/сек у земной поверхности), дующие в каждом полушарии на обращенной к экватору зоны высокого давления с 30° с.ш. и ю.ш.

Пассаты (у англичан - trade-winds, т. е. торговыми ветрами, так как пассаты. пользуются торговые суда, отправляющиеся в Америку; у французов - vents alizes, т. е. правильные ветры) - так наз. ветры, дующие между тропиками круглый год, в северном полушарии с северо-востока, в южном - с юго-востока, отделяясь друг от друга безветренной полосой. На океанах пассаты дуют с наибольшей правильностью; на материках и на прилежащих к последним морях направление их отчасти видоизменяется под влиянием местных условий. В Индийском океане, вследствие конфигурации берегового материка, пассаты совершенно меняют свой характер и превращаются в муссоны.

Вследствие действия солнечных лучей в экваториальной полосе нижние слои атмосферы сильнее нагреваясь, подымаются вверх и стремятся по направлению к полюсам, между тем как внизу приходят новые более холодные потоки воздуха с севера и юга; вследствие суточного вращения земли эти течения воздуха принимают в сев. полушарии северо-восточное. направление, а в южном полушарии - юго-восточное направление. В полосе между 30° с. ш. и 30° ю. ш. в каждом полушарии дуют два пассатных ветра: в северном северо-восточный, в южном - юго-восточный пассат. Пассаты на Атлантическом и Тихом океанах, были известны еще морякам древности. Спутники Колумба были сильно встревожены этими ветрами, уносившими их безостановочно на запад. Правильное объяснение происхождения этим ветрам дал впервые Гадли (1735). В Атлантическом океане северо-восточный пассат дует зимой и весной между 5° и 27° с. ш., а летом и осенью между 10° и 30° с. ш. Юго-восточный пассат зимой и весной достигает 2° с. ш., а летом и осенью 3° с. ш., переходя, таким образом через экватор и превращаясь постепенно в южный и в юго-западный ветер. В Тихом океане экваториальные границы области пассатов менее изменчивы, чем в Атлантическом: северо-восточный пассат в Тихом океане достигает только 25° с. ш., а в Атлантическом 28° с. ш. Вообще юго-восточный пассат сильнее северо-восточного: он не встречает никаких препятствий на обширных водных пространствах и этим объясняется то, что он заходит в северное полушарие.

МУССОНЫ

Слово муссон происходит от арабского «маусим», что значит сезон. В течение многих столетий арабские моряки называли этим словом систему ветров над Аравийским морем и Бенгальским заливом. В летние месяцы там дуют ветры с юго-запада, а в зимние – с северо-востока.

О муссонах жители Ближнего Востока и Индии знали очень давно. Еще в IV-III вв. до н. э. индийские и персидские мореплаватели использовали закономерности смены ветров при плавании в Аравийском море. В I и II вв. н.э. сложился великий муссонный путь от берегов Индии в Южно-Китайское море и Китай. Индийские, малайские и китайские мореплаватели летом вели по нему свои парусные суда на восток, а зимой на – запад. С 1405 до 1433 гг. семь больших китайских флотилий под командованием выдающегося китайского мореплавателя Чжен Хэ, используя закономерности смены муссонных ветров, прошли от устья Янцзы к Индии, а затем к восточным берегам Африки и обратно.

Внимание, которое в течение столетий в разных частях мира уделяется муссонам, связано не только с сезонной сменой преобладающих ветров, но и с закономерностями выпадения дождей в период муссона. Отсутствие муссонных дождей приводит к засухам, потере урожая, обмелению рек. В то же время слишком интенсивный муссон с бурными, продолжительными ливнями вызывает наводнения, которые тоже наносят ущерб хозяйственной деятельности и приводят к человеческим жертвам. Т.е. муссон, дающий жизнь, может быть и очень грозным явлением.

Сейчас мы знаем, что муссон – это система воздушных течений, в которой в одном сезоне преобладают ветры одного направления, а в другом – прямо противоположного или близкого к нему направления. Специфическими признаками муссона являются его устойчивость в течение сезона и смена от одного полугодия к другому, т. е. именно его сезонность. Причины муссонных ветров и смена их направления по сезонам в общих чертах понятны. Они связаны с годовым ходом Солнца, приходом солнечного излучения на земную поверхность.

Муссоны распространены в тропиках на огромных территориях от Западной Африки до Юго-Восточной Азии и Индонезии. Муссонная составляющая общей циркуляции атмосферы оказывает существенное влияние и на формирование климата восточных районов азиатского побережья России. Наиболее четко такой муссонный перенос и смена материкового и морского влияния выражены на юге Дальнего Востока и, особенно в Приморском крае России. В данных широтах муссон можно разделить на две фазы - зимнюю и летнюю: Азия «выдыхает» воздух зимой и «вдыхает» летом

Устойчивость муссонов связана с устойчивым распределением атмосферного давления в течение каждого сезона, а их сезонная смена – с коренными изменениями в распределении давления от сезона к сезону.

Особенно резко выраженные и устойчивые муссоны наблюдаются в тропических широтах. В Тихом и Атлантическом океанах эти тропические муссоны развиты мало, за исключением западной части Тихого океана.

ЗАПАДНЫЕ ВЕТРЫ

Эти ветры в течение всего года господствуют между 40°- 50° широтами обоих полушариях и имеют западную составляющую. Их особенность заключается в том, что они имеют «вихревый» характер. Вихрь – масса воздуха, охваченная вращательным движением вокруг движущейся оси. Размер в диаметре от нескольких метров до нескольких тысяч километров. Скорость ветра может достигать 100 м/с. К атмосферным вихрям относят, прежде всего относят циклоны. В связи с тем, что в умеренных широтах, как правило, встречаются разные воздушные массы, которые могут прорываться, как из тропиков, так и из Арктики (или Антарктики) именно в умеренных широтах на границе воздушных масс (атмосферные фронты) и возникают циклоны. Именно поэтому западные ветры часто сопровождаются циклонами.

Понятие "циклон" в переводе с греческого означает "кружусь". Это атмосферный вихрь большого масштаба с низким давлением в центре.

Образуется он на фронтах, разделяющих воздушные массы различного географического происхождения (например арктического воздуха и воздуха умеренных широт), возникают мощные завихрения воздуха. Эти завихрения имеют в поперечнике несколько сотен километров, а иногда 2000-3000 км. Ветры в циклоне дуют к  центру от периферии, отклоняясь влево и направляясь по движению против часовой стрелки. В центральной части циклона воздух поднимается вверх и затем растекается к его периферии. При подъеме воздух расширяется, охлаждается, содержащийся в нем водяной пар сгущается, конденсируется, образуя облака. Затем капельки начинают увеличиваться в размерах и падают на землю в виде дождя. Поэтому в район, через который проходит циклон, приносит ненастье, сильный ветер, облачность, летом понижение температуры воздуха, зимой - оттепели и снегопады. Первыми предвестниками приближения циклона являются перистые облака и понижение давления.














Приложение 2.


Работа с иллюстрациями учебника

Задание для 2 группы.

Используя данные схемы, составьте задание на один из приемов сравнительно – аналитической работы с текстом.






















Приложение 3.

Задание для группы №3.

Используя предложенный ниже текст, составьте задание на один из приемов творческой работы с текстом.


Великие географические открытия


Португалия и Испания среди всех стран предприняли поиски морских путей в Африку и Индию. Направления этих поисков в целом уже были предопределены. Экспансия была возможна только в сторону Атлантического океана, так как торговля по Средиземному морю находилась в руках могущественных прибрежных городов Италии, а торговля по Балтийскому и Северным морям – в руках Ганзы, союза немецких городов.

В 60-е годы гг. XV в. португальские моряки, двигаясь на юг, вдоль Африканского континента, пересекли экватор. На их картах появились характерные названия, отражающие истинные цели экспедиции и их удачное практическое осуществление: «Перечный берег», «Невольничий берег», «Золотой берег», «Берег слоновой кости». Результаты первых походов были вдохновляющими.

1. Экспедиция Бартоломео Диаша. В 1487г. португальский король Хуан II отправил из Лиссабона новую экспедицию во главе с Бартоломео Диашом. Перед ним была поставлена задача открыть морской путь в Индию вокруг Африки. Задачу выполнить не удалось. Обогнув южную оконечность Африканского континента, корабли Диаса попали в страшный двухнедельный шторм, и изнуренные матросы отказались продолжить путь. Вернувшись домой, Диас назвал самую южную точку Африки Мысом Бурь. Король, однако, был настроен более оптимистично. Предчувствуя, что поиски морского пути в Индию скоро увенчаются успехом, он переименовал Мыс Бурь в Мыс Доброй Надежды. В 1500 г. Бартоломео Диас погиб вместе со своим кораблем, направляясь к открытому им мысу Доброй Надежды.

2. Экспедиция Васко да Гамы. Дело Хуана II продолжил сменивший его на троне король Мануэль I. По его приказу на поиски путей в Индию летом 1497 г. отправилась экспедиция из 170 человек на четырех судах. Во главе ее стоял Васко да Гама, португальский моряк и дворянин, ранее участвовавший в походах Диаша.

Экспедиция была хорошо подготовлена, и запасов пищи взяли достаточно. Тем не менее плавание оказалось тяжелым. На пути у восточных берегов Африки многие члены команды заболели цингой. Умерших было так много, что Васко да Гама приказал сжечь один из своих кораблей, так как управлять им было уже некому. В мае 1498г., проведя в пути десять месяцев, португальцы прибыли в Калькутту, и увиденное там оправдало все надежды. Васко да Гаме удалось договориться с местным раджой об установлении торговых отношений, и он вернулся через 13 с половиной месяцев в Лиссабон с кораблями, нагруженными пряностями, на родине их встречали как героев: это путешествие открыло дорогу к богатствам Востока многим португальским мореплавателям. С этого времени и вплоть до сооружения Суэцкого канала в 1869 г. путь в Индию вокруг Африки, открытый португальцами, был главной морской дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

3. Открытие Америки. Открытие Америки связано с именем Христофора Колумба – самого знаменитого первооткрывателя в мире.

Он родился в Генуе в 1451 г., а первое свое плавание совершил в Восточное Средиземноморье в 1474-1475 гг., затем он плавал в Португалию и Англию. 1479-1481 гг. он провел на острове Порто-Санто, где женился на дочери итальянского моряка, от которого унаследовал морские карты и дневники. В 80-х гг. Колумб обосновался в Лиссабоне, откуда совершил несколько морских походов на юг, а также пытался договориться с португальским правительством о снаряжении большой экспедиции, планы которой он вынашивал многие годы: Колумб мечтал открыть кратчайший путь на Дальний Восток – в Индию и Китай.

Его основная идея заключалась в том, чтобы двигаясь на Запад (хотя многие его современники все еще полагали, что земля плоская, Колумб был уверен, что она имеет форму шара), достичь берегов богатых восточных стран. Кроме того, он стремился найти новые земли и неведомые острова, лежащие, как он думал, далеко в Атлантике. Однако его планы не были поддержаны португальским правительством. Тогда Колумб обратился к испанской королевской чете – Фердинанду и Изабелле. Они поддались его доводам и выделили ему необходимые средства для экспедиции.

3 августа 1492 г. испанская эскадра Колумба, состоящая из флагманского корабля «Санта-Мария» и двух каравелл – «Нинья» и «Пинта», на борту которых находилось 104 человека, отплыла из Испании, Корабли Колумба отличались высокими мореходными качествами и были хорошо оснащены.

Разрабатывая маршрут, Колумб пользовался картой, составленной его соотечественником Паоло Тосканелли. Согласно расчетам Тосканелли, до Китая было 5000 морских миль (в действительности 11 760). Сам же Колумб остановился на цифре 3500 миль, так что, когда на 74-й день (12 октября 1492 г.) на горизонте показалась земля, он был уверен, что это один из японских островов. На самом деле это был один из островов Багамского архипелага, который и поныне носит название, данное Колумбом – Сан Сальвадор. Три месяца корабли Колумба бороздили воды Карибского моря, надеясь добраться до Китая и Индии.

28 октября Колумб достиг Кубы, а 6 декабря – Гаити, где основал испанскую колонию. В начале января 1493г. он оправился в обратный путь и 15 марта достиг берегов Испании. 12 октября 1492 г. – официальная дата открытия Америки.

На организацию второй его экспедиции (1493-1495) испанская королевская чета отпустила, значительно, большие деньги. Ее главным итогом стало открытие Малых Антильских островов. В результате третьего плавания (1498г.) он достиг собственно американских берегов - устья реки Ориного. Громадные запасы пресной воды, слишком большие для обычного острова, подвели его к мысли о том, не являются ли открытые им земли новым, ранее не известным материком. Однако он не принял эту идею как руководство к действию и не обследовал побережье. Четвертое – и последнее – плавание Колумба состоялось в 1502 г., а в 1506 г. он умер, так и не узнав истинного значения совершенных им открытий.

В 1499-1504 гг. в исследовании берегов Южной Америки принял участие итальянский ученый-космограф Америго Веспуччи. Он первым публично высказал мысль о том, что эти земли есть самостоятельный материк, который следует считать Новым Светом.

В честь Америго Веспуччи немецкий картограф Мартин Вальдемюллер на своей карте мира, состаленной в 1507 г., назвал этот материк Америкой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!