Шалуднева Александра Ефимовна
БОУ «СОШ №116»
Мастер-класс
Тема: Мотивационный и планирующе-подготовительный этапы творческого ролевого межпредметного проекта «Работа с тканью. Доконструирование героев сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» в рамках УМК «Школа России»
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с моим педагогическим опытом в проектной деятельности.
Задачи мастер - класса:
Слайд 1:Обязательным условием проектной деятельности является успешность. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы.
Слайд 2: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму.»-гласит китайская пословица.
Слайд 3-4: Работая третий год по ФГОС по программе «Школа России», провожу проекты по предметам представленные на слайдах.
В первом классе готовлю к осуществлению проектной деятельности, развиваю мышление, учу оценивать свою деятельность, формирую коммуникативные умения, лежащие в основе взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи своё предположение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, в группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.).
. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Слайд 5:Уже в период обучения грамоте мои дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагаю составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные моно проекты «Книга загадок», «Потешки», «Цифры от 1 до 10».
Слайд 6: Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. В первом классе для меня очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость.
Слайд 7-8: Во втором классе обучаю учащихся самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
Слайд 9-10-11: В третьем и четвёртом классах работаю по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.
Слайд 12:
Проектная деятельность требует от учителя соблюдения некоторых правил.
В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация (оформление результатов проекта – через листовку, презентацию, видеоклип, рекламу, журнал, спектакль, телепередачу, ролевую игру).
По количеству участников провожу проекты : личностные, парные, групповые.
По продолжительности провожу проекты: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), средней продолжительности (недельные, 30-40 часов), долгосрочные (о,5 года или год).
Слайд 13: При групповом проекте каждой группе учащихся выдаю «Лист планирования и продвижения по заданию» , где дети записывают выбранную группой тему по данному проекту. Выбирают форму представления проекта. Отмечают время начала работы над проектом. Намечают состав работ и кто из ребят какую работу будет выполнять.
Слайд 14:Выдаю детям «Лист самооценки», который дети заполняют после выполнения проекта.
В проектной деятельности выделяются первыми этапы , соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап – мотивационный: учитель заявляет общий замысел.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
2 этап – планирующе-подготовительный.
Определяются тема и цели проекта. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом.
Эти этапы очень важны . Я покажу в мастер-классе как провожу эти этапы на примере творческого ролевого межпредметного проекта «Работа с тканью. Доконструирование героев сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
Цели проекта:
изготовить пальчиковые куклы для постановок сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»;
подготовить инсценировку сказки и выступить для учеников первого класса;
Задачи проекта:
научить шить пальчиковые куклы;
формировать у детей умение входить в образ животных, подражать голосам животных-персонажей;
развивать творческие способности детей в театральной деятельности;
поддерживать желание детей активно участвовать в школьных праздниках и развлечениях.
Продукт детской деятельности:
модели сказочных героев из ткани.
Продолжительность проекта: 2 недели
Оборудование: пальчиковые куклы, выкройки кукол пальчикового театра, иглы, нитки, ткань, ножницы, ширма.
Презентация, отрывок из песенки; музыку и слова к которой написала Татьяна Морозова; пальчиковые куклы (дед, бабка, мышка).
Организация деятельности: индивидуальная, групповая.
Ход проекта:
Орг. момент.
Мотивационный этап.
Что любят слушать маленькие дети? (сказки) Мы можем сказку рассказать , а можем и показать сами или с помощью кукол.
Кто бы из вас хотел подготовить подарок-спектакль для малышей?
Сегодня мы с вами будем работать в роли создателей своего театра кукол. В нашей стране более 100 театров кукол. Спектакли в них идут на 40 языках разных народов.
Сейчас вы прослушаете отрывок из песенки, музыку и слова к которой написала Татьяна Морозова. К какой сказке написана эта песенка?
Звучит мелодия из сказки «Колобок».
3.Планирующе-подготовительный этап.
Посмотрите, какие герои сказок отсутствуют? (____________)
Получится ли у нас спектакль без этих героев?
Какой план действий мы определим на сегодняшний урок? (изготовить героев, провести репетицию спектакля)
Рассмотрим модели героев.
Из каких материалов они изготовлены?
При помощи каких инструментов изготовлены?
Распределите , каких героев вашей сказки будет изготовлять в группе каждый ученик.
( находятся в папках)
Откройте папки, рассмотрите.
Вы получили чертежи, которые помогут выполнить этот проект.
Рассмотрите чертёж. Вам самим предстоит доконструировать этот чертёж, собрать и оформить изделие.
Давайте установим критерии оценки результата.
Аккуратным, т.е мы будем оценивать аккуратность.
Красивым, т.е мы будем оценивать декоративное оформление и цветовое решение.
Оригинальным, т.е мы будем оценивать особенность конструкции.
4.Информационно-операционный этап.
Ознакомьтесь с алгоритмом работы в группе, вспомните правила работы в группе. Приступите к выполнению проекта. Кому потребуется помощь, поднимите руку.
5. Практическая работа. Изготовление пальчиковых кукол.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
Представитель каждой группы выходит к доске с готовым изделием. Давайте рассмотрим полученные изделия и проанализируем по плану.
Схема анализа изделия:
Аккуратность.
Декоративное оформление.
Цветовое решение.
Особенности конструкции.
Проведём репетицию спектакля.
У вас на столах в вазах стоят цветы.
Кто испытывал положительные эмоции при выполнении проекта – выберите цветок красного цвета
Кому было некомфортно – жёлтого цвета.
Кто остался безразличен – синего цвета.
Список литературы:
1. Добротина И. Г., Заграничная Н. А. Проектная деятельность в начальной школе. Учимся работать индивидуально и в команде. – Интеллект- Центр, 2014.
http://www.labirint.ru/books/430538/
Господникова М., Самохвалова Е. Проектная деятельность в начальной школе.- Учитель , 2014.