СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме "Виды работ со словарными словами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс содержит материал по работе со словарными словами. К нему дана презентация из 20 слайдов

Просмотр содержимого документа
«мастер (2)»

«Виды работ со словарными словами»

Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!



Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. 
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»? 
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. 
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся. Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений.

Несколько лет назад я увидела в магазине ценник с надписью «шекаладное мароженое». Это повергло меня в настоящий шок. А потом появились мысли, так часто и по самым разным поводам приходящие в голову: «И кто же тебя учил!». Может быть, именно этот ценник по-настоящему уверил меня в необходимости моей успешной профессиональной деятельности.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:

  • при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;

  • активно привлекать к изучению учащихся;

  • использовать различные приёмы для запоминания;

  • систематически проводить такую работу.

Выполняя эти условия, учитель может строить свою деятельность в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный.

Цели этапа:

  • систематизировать слова с непроверяемым написанием,

  • спланировать работу,

  • подготовить разнообразный дидактический материал.

На данном этапе провожу следующую работу:

1) систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;
2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;
3) планирую ознакомление со словами по классам в течение года;
4) готовлю словарики.

Второй этап – ознакомительный.

Цели этапа:

  • раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

  • добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

  • развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.

На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.

Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:

1) рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;
2) проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
4) решение орфографических задач;
5) подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;
6) подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;
7) запись слова с «окошком»;
8) работа над «зрительным» образом слова.
9) знакомство с новым словом через составление кроссвордов;
10) использование мнемонических приемов.

Третий этап – тренировочно-закрепительный.

Цель этапа:

  • Формировать прочные навыки правописания словарных слов.

На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:

  • списывание по тематическим группам;

  • работа со словарем;

  • ребусы, иллюстрации;

  • творческие работы (по развитию речи):

  • письмо текста по памяти;

  • свободный диктант;

  • составление предложений;

  • сочинение по опорным словам;

  • письменный пересказ текста, с использованием данных слов;

  • составление рассказа по аналогии;

  • упражнения лексического характера.

Четвертый этап – учетно-контрольный.

Цель этапа:

  • проверить умение учащихся писать изученные слова.

Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.

Словарные диктанты классифицированы:

- по форме работы (простые и творческие); 
- по виду восприятия (слуховые и зрительные).

Пятый этап – итогово-аналитический.

Цель этапа:

  • выявить траекторию продвижения каждого учащегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

Результаты проведенных словарных диктантов заношу в таблицу по каждому ребенку. Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.

Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно-закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.

В своей презентации я их разделила на несколько групп, учитывающих особенности детей младшего школьного возраста.

I. Метод ассоциаций

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова.

К другим нетрадиционным приёмам можно отнести мнемонику (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). В данном случае важно выполнить следующие требования:

а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.

   з
кАпуста
  я
  ц

Словарное слово: капуста

Ассоциативный образ: заяц (Заяц любит есть капусту.)

Общий признак: назначение, цепь питания

Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением

Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако в данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло.

Петух  петь

Словарное слово: петух

Происхождение: петь

Ударный гласный: Е – в слове «петь» под ударением.

К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы, в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.

Словарное слово: Москва

Ассоциативный образ: рисунок моста

Ударный гласный: О – в слове «мост» под ударением

II. Творческая мастерская.

Загадки

Начиная работу с жанром «загадки», нужно понять, как она устроена, что надо сделать для её сочинения. В данном случае приведён пример, основанный на отрицании.

Алгоритм работы:

1. Загадываем предмет. 
    Пример: апельсин

2. Называем его признаки. (Цвет, форма и др.)
    Пример: жёлтый, круглый, сладкий.

3. Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.

Жёлтый, но не …
Круглый, но не …
Сладкий, но не …

Вариант учащихся.

Жёлтый, но не цыплёнок.
Круглый, но не солнце.
Сладкий, но не мёд.

III. Игровые приёмы.

«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова.



Я расскажу еще об одной методике, которую я использую в своей работе и которая дает положительный результат – методика орфографического чтения.

При работе со словарем удобнее брать слова блоками (5-10 слов). Принцип: 1 блок – 1 учебная неделя. Каждое слово записано на отдельной карточке, письменными буквами, с соблюдением правил каллиграфии, орфограмма выделена контрастным цветом и графически. Это помогает (особенно на первом этапе обучения грамоте) учащимся запоминать начертания букв и соединений в соответствии с каллиграфическими нормами и сконцентрировать внимание.

Работу над каждым блоком слов можно вести по следующей схеме.

Первый день

1 – самостоятельное чтение слова учащимися про себя;

2 – чтение учителем слов орфографически;

3 – дети повторяют слова два-три раза орфографически, глядя на карточку;

4 – орфографическое чтение всего блока слов;

5 – запись слов с карточки;

6 – проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети – орфографически, называя буквы для запоминания)

Второй день (словарь «по-хитренькому»)

1 – карточка со словом на мгновение показывается классу;

2 – учитель произносит слово орфоэпически;

3 – дети три раза произносят слово орфографически;

4 – запись слова с карточки;

5 – после записи всего блока слов следует проверка (как в первый день).

(учитель один раз произносит орфоэпически, класс три раза проговаривает слово орфографически).

Четвертый день

1 – карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания;

2 – запись слова, графическое оформление;

3 – проверка блока слов (как в первый день)

Пятый день

1 – слуховой (контрольный) диктант.

Предлагаю фокус-группе попробовать эту методику.

- Прочитайте стихотворение про себя. Теперь вслух.

Горит костер, горит звезда,
Огнями светят поезда.
Горит фонарь, кругом светло,
И всюду пишем букву «о».

- Найдите слова с непроверяемым безударным гласным.

Горит, костер,
Огонь, фонарь

Первый день1 – Прочтите еще раз слова про себя

2 – Теперь я читаю орфографически

3 – Повторите по 2 раза орфографически каждое слово

4 – Прочитайте еще раз все слова орфографически

5 – запишите слова с карточки

6 – давайте проверим слова всего блока. Я читаю орфоэпически, вы – орфографически, называя буквы для запоминания)

Второй день 1 – Посмотрите на слово.

2 – Произнесите его орфографически 2 раза.

3 – Запишите слова с карточки

4 – Проверим слова как в первый день.

Третий день 1 – Я произношу слово орфоэпически, вы 2 раза орфографически.

Четвертый день 1 – Посмотрите на карточку, прочитай те 1 раз, называя буквы для запоминания

2 – запишите слова, подчеркните буквы для запоминания, поставьте ударение

3 – проверим как в первый день.

Пятый день 1 – Давайте запишем эти слова под диктовку.

Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30 -40%. При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально и соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.

Просмотр содержимого презентации
«мастер (1)»

берёза собака капуста директор иней корабль

берёза

собака

капуста

директор

иней

корабль

б е рёза с о бака к а пуста д и рект о р  ин е й к о рабль

б е рёза

с о бака

к а пуста

д и рект о р

ин е й

к о рабль

Словарные слова – одна из проблем начальной школы

Словарные слова – одна из проблем

начальной школы

Шекаладное мароженое

Шекаладное

мароженое

УСЛОВИЯ  УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

  • Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • Активная роль учащихся;
  • И спользование различных при ё мов;
  • С истематичность.
Подготовительный работы Ознакомительный Тренировочно – закрепительный Учётно - контрольный Итогово - аналитический Этапы

Подготовительный

работы

Ознакомительный

Тренировочно –

закрепительный

Учётно - контрольный

Итогово - аналитический

Этапы

Н етрадиционные приёмы I. Метод ассоциаций  яг да  ябл к п ртрет

Н етрадиционные приёмы

I. Метод ассоциаций

яг да

ябл к

п ртрет

Мнемоника Требования  Словарное  слово  Ассоциативный  образ н  т а з а я ц к пуста к о нцерт

Мнемоника

Требования

Словарное

слово

Ассоциативный

образ

н

т

а

з

а

я

ц

к пуста

к о нцерт

Этимология слова Требования  словарное слово этимология П е ть п е тух б е реза Б е лый м а лина М а лый

Этимология слова

Требования

словарное

слово

этимология

П е ть п е тух

б е реза

Б е лый

м а лина

М а лый

Ребусы Ребусы

Ребусы

Ребусы

II . Творческая мастерская II . Творческая мастерская Загадки  Сравниваем Называем признаки Загадываем предмет     Жёлтый, но не , Круглый, но не , Сладкий, но не .  цыпленок солнце мёд

II . Творческая мастерская

II . Творческая мастерская

Загадки

Сравниваем

Называем

признаки

Загадываем

предмет

Жёлтый, но не ,

Круглый, но не ,

Сладкий, но не .

цыпленок

солнце

мёд

III . Игровые приёмы

III . Игровые приёмы

Методика орфографического  чтения

Методика орфографического

чтения

Первый день 1 – самостоятельное чтение слова учащимися про себя; 2 – чтение учителем слов орфографически; 3 – дети повторяют слова два-три раза орфографически, глядя на карточку; 4 – орфографическое чтение всего блока слов; 5 – запись слов с карточки; 6 – проверка всего блока слов устно

Первый день

1 – самостоятельное чтение слова учащимися про себя;

2 – чтение учителем слов орфографически;

3 – дети повторяют слова два-три раза орфографически, глядя на карточку;

4 – орфографическое чтение всего блока слов;

5 – запись слов с карточки;

6 – проверка всего блока слов устно

Второй день (словарь «по-хитренькому») 1 – карточка со словом на мгновение показывается классу; 2 – учитель произносит слово орфоэпически; 3 – дети три раза произносят слово орфографически; 4 – запись слова с карточки; 5 – после записи всего блока слов следует проверка

Второй день (словарь «по-хитренькому»)

1 – карточка со словом на мгновение показывается классу;

2 – учитель произносит слово орфоэпически;

3 – дети три раза произносят слово орфографически;

4 – запись слова с карточки;

5 – после записи всего блока слов следует проверка

Третий день Устный диктант всего блока слов Четвертый день 1 – карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания; 2 – запись слова, графическое оформление; 3 – проверка блока слов Пятый день  Слуховой (контрольный) диктант.

Третий день

Устный диктант всего блока слов

Четвертый день

1 – карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания;

2 – запись слова, графическое оформление;

3 – проверка блока слов

Пятый день

Слуховой (контрольный) диктант.

ГОРИТ КОСТЕР, ГОРИТ ЗВЕЗДА,  ОГНЯМИ СВЕТЯТ ПОЕЗДА.  ГОРИТ ФОНАРЬ, КРУГОМ СВЕТЛО,  И ВСЮДУ ПИШЕМ БУКВУ «О».

ГОРИТ КОСТЕР, ГОРИТ ЗВЕЗДА, ОГНЯМИ СВЕТЯТ ПОЕЗДА. ГОРИТ ФОНАРЬ, КРУГОМ СВЕТЛО, И ВСЮДУ ПИШЕМ БУКВУ «О».

ГОРИТ  КОСТЕР , ГОРИТ ЗВЕЗДА,  ОГНЯМИ СВЕТЯТ ПОЕЗДА.  ГОРИТ  ФОНАРЬ , КРУГОМ СВЕТЛО,  И ВСЮДУ ПИШЕМ БУКВУ «О».

ГОРИТ КОСТЕР , ГОРИТ ЗВЕЗДА, ОГНЯМИ СВЕТЯТ ПОЕЗДА. ГОРИТ ФОНАРЬ , КРУГОМ СВЕТЛО, И ВСЮДУ ПИШЕМ БУКВУ «О».

Г О РИТ, К О СТЕР, О ГНИ, Ф О НАРЬ

Г О РИТ, К О СТЕР, О ГНИ, Ф О НАРЬ

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!