«Виды работ со словарными словами»
Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся. Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений.
Несколько лет назад я увидела в магазине ценник с надписью «шекаладное мароженое». Это повергло меня в настоящий шок. А потом появились мысли, так часто и по самым разным поводам приходящие в голову: «И кто же тебя учил!». Может быть, именно этот ценник по-настоящему уверил меня в необходимости моей успешной профессиональной деятельности.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:
при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
активно привлекать к изучению учащихся;
использовать различные приёмы для запоминания;
систематически проводить такую работу.
Выполняя эти условия, учитель может строить свою деятельность в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный.
Цели этапа:
систематизировать слова с непроверяемым написанием,
спланировать работу,
подготовить разнообразный дидактический материал.
На данном этапе провожу следующую работу:
1) систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;
2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;
3) планирую ознакомление со словами по классам в течение года;
4) готовлю словарики.
Второй этап – ознакомительный.
Цели этапа:
раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.
На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.
Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:
1) рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;
2) проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
4) решение орфографических задач;
5) подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;
6) подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;
7) запись слова с «окошком»;
8) работа над «зрительным» образом слова.
9) знакомство с новым словом через составление кроссвордов;
10) использование мнемонических приемов.
Третий этап – тренировочно-закрепительный.
Цель этапа:
На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:
списывание по тематическим группам;
работа со словарем;
ребусы, иллюстрации;
творческие работы (по развитию речи):
письмо текста по памяти;
свободный диктант;
составление предложений;
сочинение по опорным словам;
письменный пересказ текста, с использованием данных слов;
составление рассказа по аналогии;
упражнения лексического характера.
Четвертый этап – учетно-контрольный.
Цель этапа:
Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.
Словарные диктанты классифицированы:
- по форме работы (простые и творческие);
- по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Пятый этап – итогово-аналитический.
Цель этапа:
Результаты проведенных словарных диктантов заношу в таблицу по каждому ребенку. Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.
Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно-закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.
В своей презентации я их разделила на несколько групп, учитывающих особенности детей младшего школьного возраста.
I. Метод ассоциаций
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/21/s_5971c424cc03f/s663020_1_1.jpeg)
К другим нетрадиционным приёмам можно отнести мнемонику (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). В данном случае важно выполнить следующие требования:
а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.
з
кАпуста
я
ц
Словарное слово: капуста
Ассоциативный образ: заяц (Заяц любит есть капусту.)
Общий признак: назначение, цепь питания
Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением
Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако в данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло.
Петух
петь
Словарное слово: петух
Происхождение: петь
Ударный гласный: Е – в слове «петь» под ударением.
К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы, в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/21/s_5971c424cc03f/s663020_1_3.jpeg)
Словарное слово: Москва
Ассоциативный образ: рисунок моста
Ударный гласный: О – в слове «мост» под ударением
II. Творческая мастерская.
Загадки
Начиная работу с жанром «загадки», нужно понять, как она устроена, что надо сделать для её сочинения. В данном случае приведён пример, основанный на отрицании.
Алгоритм работы:
1. Загадываем предмет.
Пример: апельсин
2. Называем его признаки. (Цвет, форма и др.)
Пример: жёлтый, круглый, сладкий.
3. Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.
Жёлтый, но не …
Круглый, но не …
Сладкий, но не …
Вариант учащихся.
Жёлтый, но не цыплёнок.
Круглый, но не солнце.
Сладкий, но не мёд.
III. Игровые приёмы.
«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова.
Я расскажу еще об одной методике, которую я использую в своей работе и которая дает положительный результат – методика орфографического чтения.
При работе со словарем удобнее брать слова блоками (5-10 слов). Принцип: 1 блок – 1 учебная неделя. Каждое слово записано на отдельной карточке, письменными буквами, с соблюдением правил каллиграфии, орфограмма выделена контрастным цветом и графически. Это помогает (особенно на первом этапе обучения грамоте) учащимся запоминать начертания букв и соединений в соответствии с каллиграфическими нормами и сконцентрировать внимание.
Работу над каждым блоком слов можно вести по следующей схеме.
Первый день
1 – самостоятельное чтение слова учащимися про себя;
2 – чтение учителем слов орфографически;
3 – дети повторяют слова два-три раза орфографически, глядя на карточку;
4 – орфографическое чтение всего блока слов;
5 – запись слов с карточки;
6 – проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети – орфографически, называя буквы для запоминания)
Второй день (словарь «по-хитренькому»)
1 – карточка со словом на мгновение показывается классу;
2 – учитель произносит слово орфоэпически;
3 – дети три раза произносят слово орфографически;
4 – запись слова с карточки;
5 – после записи всего блока слов следует проверка (как в первый день).
(учитель один раз произносит орфоэпически, класс три раза проговаривает слово орфографически).
Четвертый день
1 – карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания;
2 – запись слова, графическое оформление;
3 – проверка блока слов (как в первый день)
Пятый день
1 – слуховой (контрольный) диктант.
Предлагаю фокус-группе попробовать эту методику.
- Прочитайте стихотворение про себя. Теперь вслух.
Горит костер, горит звезда,
Огнями светят поезда.
Горит фонарь, кругом светло,
И всюду пишем букву «о».
- Найдите слова с непроверяемым безударным гласным.
Горит, костер,
Огонь, фонарь
Первый день1 – Прочтите еще раз слова про себя
2 – Теперь я читаю орфографически
3 – Повторите по 2 раза орфографически каждое слово
4 – Прочитайте еще раз все слова орфографически
5 – запишите слова с карточки
6 – давайте проверим слова всего блока. Я читаю орфоэпически, вы – орфографически, называя буквы для запоминания)
Второй день 1 – Посмотрите на слово.
2 – Произнесите его орфографически 2 раза.
3 – Запишите слова с карточки
4 – Проверим слова как в первый день.
Третий день 1 – Я произношу слово орфоэпически, вы 2 раза орфографически.
Четвертый день 1 – Посмотрите на карточку, прочитай те 1 раз, называя буквы для запоминания
2 – запишите слова, подчеркните буквы для запоминания, поставьте ударение
3 – проверим как в первый день.
Пятый день 1 – Давайте запишем эти слова под диктовку.
Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30 -40%. При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально и соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.