Мастер - класс
Поэтапная подготовка
обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ
по истории.
Дьяченко Римма Викторовна
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 7
С. Стародубского Буденновского района.
Цели проведения мастер-класса:
- Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания.
2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Этапы работы мастер - класса.
- Организационно - мотивационный этап.
Выявление актуальности проблемы поэтапной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Проблемы в преподавании истории.
1. Ограничение количества часов.
2. Увеличение объёма изучаемого
материала.
3. Проблема подготовки учащихся к
итоговой аттестации.
2 Этап. Презентация опыта педагогической техники педагога. Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ (6-11 классы)
1 – работа с понятиями на уроках;
2 – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения исторического эссе.
5 – внеклассная работа по предмету.
Эффективная индивидуальная практическая работа как на уроке, так и дома.
1 . Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.
Например, 6 класс – тема «Восточные славяне».
Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:
Племена
Места заселения
Главный город
Основные занятия
Кому платили дань или с кого собирали
Петровская эпоха – 7 класс, необходимо показать взаимосвязанность его внешней, внутренней и культурной политики .
Органы государственной власти при Петре I
Орган государственной власти
Его функции
Кем осуществлялись ранее
Социальная структура при Петре I
Сословие
Обязанности
Привилегии
Использование метода «незаконченных предложений».
История России начала 20 века - дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……».
История Киевской Руси – задание
«При Владимире на Руси впервые…».
Отработка хронологии.
7 класс - часть А - работа с датами.
Первый уровень образовательного ресурса представляет собой тренажёр, с помощью которого ученик может повторить основные даты, факты, понятия, характерные признаки исторических явлений, причины и следствия событий и усовершенствовать свои умения и навыки.
Второй уровень – проверочный тест, за который он получит отметку.
Коцарь Евгений Сергеевич, лучший учитель России, эксперт ЕГЭ.
Сайт egewin.ru - проект «ЕГЭ с лучшим учителем истории».
Задания к темам курса, посвященным внутренней политике Ивана Четвертого Грозного.
Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:
1 . Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины , естественно, тоже, он правил уже в эпоху Смуты с 1606 по 1610 годы.
2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.
3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был , он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.
Итак, ответ 4.
Памятка «Как работать с текстом ЕГЭ по истории?».
1 . При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.
2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.
3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.
4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.
5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.
6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.
7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории 2015.
Работа с картографической и иллюстративной информацией .
В 9 классе в ОГЭ новые задания № 21-22,
- в ЕГЭ 11 класса № 29-32, № 33-34
Формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее.
Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию (описание) исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
Затем следует приступать к выполнению
заданий, предполагающих:
- самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
- нанесение объектов на контурную карту (постепенно, к VIII – IX классам, такую работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки);
- ответы на вопросы по исторической карте.
Задание №1. Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11 (29-32)
В8-(29). Напиши, как называется отмеченный на карте путь
Ответ:_______________________
В9-(30). Напиши имя князя, который установил контроль над этим торговым путем
Ответ:_______________________
В10-(31). Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград
Ответ:_______________________________
В11-(32). Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) этот торговый путь был самым важным в Европе в этот период
2) основным торговым партнером Руси в этот период была Византия
3) с начала X века русские князья совершают военные походы на Византию
4) основными союзниками русских князей в конце IX- начале X века были печенеги
5) основными предметами экспорта были благовония и фрукты
6) население Древней Руси платило за охрану торгового пути дань великому князю
Ответ:__________
Работа с иллюстративным материалом
Демо версия ОГЭ 2015 г. Приведем пример бывшего задания
В12 (ныне 33) с использованием карикатуры.
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
2) В образе профессора, к которому обращается молодой человек, изображён Т.Д. Лысенко.
1) Ситуация, изображённая на карикатуре, характеризует научные дискуссии во второй половине 1940-х гг.
3) Руководитель страны в период, когда велись научные дискуссии, которым посвящена карикатура, не принимал в этих дискуссиях чью-либо сторону.
4) «Мичуринское направление», приверженцем которого является молодой человек, изображённый на карикатуре, было разгромлено в результате вмешательства в научные дискуссии Н.И. Вавилова.
5) Наука, название которой указано справа на карикатуре, была объявлена в СССР лженаукой
Карточки по культуре
Таблицы по культуре дают систематизированное представление о её достижениях в различные исторические эпохи.
Например, в 8, 11 классах использую таблицу «Художественные группы и отдельные художники в русской живописи рубежа XIX - XX веков.
Ученики 6-7 классов с интересом работают с иллюстративным материалом, а свои знания проверяют учебными играми. Например, очень познавательная разработка электронной игры по теме «Русская культура XVIII века», её автор Мартынова Светлана Вячеславовна - учитель истории из Владимирской области.
С6-историческое сочинение (новое задание 40).
Алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания.
1. Указать годы жизни.
2. Сформулировать направления деятельности.
3. Дать характеристику каждому из направлений.
4. Указать результаты деятельности.
Заключение .
Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!
3. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей .
Список использованной литературы
http://egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/
http://festival.1september.ru/articles/624207/
ttp://www.edu-eao.ru/index.php
http://veraland.ru/index.php/material/10-examen.html
egewin.ru - проект «ЕГЭ с лучшим учителем истории».