Мастер-класс «Приемы обучения детей с ОВЗ в основной школе
на уроках английского языка».
«Нет трудных детей, есть дети, которым трудно». Действительно, проработав учителем английского языка 14 лет в МБОУ «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением - основная общеобразовательная школа открытого типа», я поняла смысл этих слов.
Основными психологическими причинами трудностей, возникающих у учащихся в процессе обучения, являются:
- недостаточное владение навыками мыслительной деятельности;
- непонимание смысла и значений некоторых важных понятий;
- малый объем пассивного и активного словарного запаса;
- низкий уровень интеллектуального развития.
Наряду с проблемой девиации можно отметить, что наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в нашей школе более 80% учащихся обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования (VII вид).
При переходе в нашу школу территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия дает рекомендации при работе с детьми с ОВЗ. Ключевыми рекомендациями являются следующие:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- расширение общего кругозора;
- развитие связной речи.
Согласно этим рекомендациям, я вижу важность своей деятельности в содействии развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итоги первичной диагностики, проведенной школьным педагогом-психологом, выявили следующие особенности данных учащихся:
- низкий уровень произвольного внимания;
- низкий уровень развития слуховой памяти;
- низкий уровень общей осведомленности;
- средний уровень зрительной памяти.
Традиционные методы, формы работы с детьми с ОВЗ неактуальны. За время своей педагогической деятельности мною были апробированы разные приемы, методы обучения. Практика показала, что особенно эффективными при обучении иностранному языку детей с ОВЗ являются следующие методики:
Методика «Снежинка»:
Акцентирование внимания учащихся на том, что все мы разные и воспринимаем информацию по-разному.
Методика «Правило»:
Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.
Методика «Лестница»:
Состоит из десяти ступеней, каждая из которых является самостоятельным приемом.
«Визитка»:
Охарактеризовать себя на каждую букву своего имени и представиться окружающим. Например:
M - materialistic (практичная)
A - arrogant (высокомерная)
R - responsible (ответственная)
I - incorruptible (неподкупная)
N - nice (милая)
A – ambitious (целеустремленная).
«Картина»:
Объединившись в пары, в течение 30 секунд, не общаясь друг с другом, нарисовать картину.
«Три животных»:
Записав на листе названия трех животных, участники игры смогут узнать особенности своей личности.
«Времена года»:
Используя только мимику и пантомиму, объединиться в 4 группы: «Spring», «Summer», «Autumn», «Winter».
«Ладошка»:
Объединившись в группы по 5 человек, каждый участник обводит на листе бумаги контур своей ладони. В центре рисунка пишет свое имя, на каждом пальце - что-то, что нравится в себе самом.
Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.
«Чем мы похожи?»:
Разбившись на группы по 6 человек, нужно выяснить, чем похожи все эти люди (что объединяет членов группы).
«Цвета радуги»:
Каждый цвет дает энергию. Суммируя цифры своей даты рождения, можно узнать свой цвет (red, orange, yellow, green, azure, blue, purple).
«Паук»:
Игроки по цепочке называют ассоциации, связанные с цифрой 8.
«Суета сует»:
Каждый участник получает лист с таблицей 3*3 (имя, спорт, отдых, творчество, хобби, музыка и др.). По сигналу игроки заполняют таблицу, вписывая соответствующие имена игроков.
«Счет»:
Участникам группы или класса, не договариваясь друг с другом, нужно досчитать до 10. Если два или более учащихся назвали одновременно одну и ту же цифру, то игра начинается сначала.
Методика «Минута славы»:
Учащиеся, передавая друг другу мяч, завершают фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»
Приведенные выше приемы и методики способствуют развитию активного словарного запаса, связной речи, навыков мыслительной деятельности у учащихся.
Ресурсы:
http://psixologiya.org/
http://www.study-languages-online.com/ru/
http://vozhatiki.ru/
https://www.psyoffice.ru/