СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Приёмы смыслового чтения, или надо иметь чувство юмора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс о приёмах работы с юмористическими произведениями.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Приёмы смыслового чтения, или надо иметь чувство юмора"»

Мастер - класс «Приёмы смыслового чтения,

или надо иметь чувство юмора»

Козьминых Н.В., учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Филиппово

Кирово – Чепецкого района Кировской области

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Козьминых Нина Владимировна. Для начала моего мастер – класса прошу добровольцев в 3 фокус – группы по 2 человека. (Добровольцы садятся парами за парты, на партах предварительно разложены материалы для работы групп).

Друзья! Предлагаю вам окунуться в мир детства и посмотреть кинофрагмент «На сцене». (Кадры из к/ф «Где это видано…» режиссёра В.Горлова, 1973г)

Мальчики Дениска Кораблёв и Мишка Слонов, герои «Денискиных рассказов» В.Драгунского, ещё никогда не выступали на сцене. Для них это необычная ситуация. А мы, зрители, с удовольствием смеёмся. Свой мастер-класс я назвала «Приёмы смыслового чтения, или надо иметь чувство юмора». Цель: познакомить с языковыми приёмами создания комического, смысловыми приёмами работы с юмористическим текстом.

Если хоть один школьный день, когда не звучит СМЕХ? Конечно, нет. Заразительно, в полный голос смеются дети, сдержанно, но от души учителя. Хорошая, смешная шутка – дело серьезное. Тот, кто любит юмор, критичен, умеет замечать противоречия, мыслит свободно. Да и само слово остроумие в русском языке противопоставлено  тупоумию и обозначает ценное интеллектуальное качество (острый ум). Мы понимаем, что эти качества важно развивать с раннего детства. И нам на помощь приходит юмористическая литература. Какие детские писатели и поэты учат детей смеяться? (ОТВЕТЫ) Действительно, многие юмористические рассказы и стихи составили золотой фонд литературы, вошли в учебники литературного чтения всех УМК начальной школы, образуя целые разделы, например, «И в шутку, и всерьёз» (УМК «Школа России»).

Сегодня участники фокус – групп познакомят вас со смысловыми приёмами работы с юмористическими текстами. 1 группа - приём антиципации, то есть предвосхищения, догадки «Соревнуемся с писателем». 2 группа - приём «Перевод». 3 группа - приём чтения авторского текста «Озвучивание». Они уже получили свои задания и приступили к выполнению.

Чтобы общение с юмористическим произведением, понимание сути «комического» стали для ребенка интеллектуальной радостью, нужно учить смысловым приёмам создания смешного. Основной закон юмора: сочетание эффекта неожиданности и эффекта быстрого озарения. 

Постараться рассмеяться,
Ведь смеяться не грешно.
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.

Вот приёмы создания комического из литературы для начальной школы.

1.ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

Виктор Драгунский «Одна капля убивает лошадь»:

«Одна капля папиросного яда убивает здоровую лошадь. Вот так раз! Я посмотрел на папу. Он большой, спору нет, но всё – таки …»

2.НЕСООТВЕТСТВИЕ

Эдуард Успенский «СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ»

...А волосы растут.

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают...

- Ну и сын, - сказала мать, -

- Надо платье покупать…


3.НЕОЖИДАННОСТЬ

Стихотворение О. Григорьева «Стук».

Я взял бумагу и перо,

Нарисовал утюг,

Порвал листок, швырнул в ведро —

В ведре раздался стук.

4.ИГРА В СЛОВА

Самуил Маршак «Вот какой рассеянный»

... - Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Нельзя ли у ТРАМВАЛА

ВОКЗАЙ остановить?

Виктор Драгунский «Двадцать лет под кроватью»

Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова: Грабаул! Караулят!


5.КОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ

Хилэр Беллок «Книги зверей для несносных детей»

...Кто, как Мартышка, норовит состроить рожу нам,

Как Поросенок, неумыт и, как Осел, упрям.

Нет! Ты порадовать сумей и маму, и отца:

Прилежным стань, как Муравей, и кротким, как Овца.

Подведём промежуточный итог. Можно сказать следующее: интерес к юмору развивает чувство слова: внимание к смысловым оттенкам слов; приучает к точности и краткости речи, воспитывает эстетически.


ВЫСТУПЛЕНИЕ ФОКУС – ГРУПП поможет ответить на вопрос: как нам разнообразить уроки - знакомства с юмористическими произведениями

1 группа работала с приёмом «Соревнуемся с писателем». Их задание:

попробуйте 3-5 предложениями описать ситуацию, увиденную на этой иллюстрации (лучше от первого лица).

Выступление участников 1 группы (можно по ролям).

Иллюстрация взята из рассказа Владимира Голявкина «Как я под партой сидел». В.Голявкин – писатель и художник, признанный мастер короткого юмористического рассказа. Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. А герои хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Вот какую историю рассказал нам автор (СЛУШАНИЕ ФОНОЗАПИСИ) .

Вопрос участникам, вышло ли у нас соревнование с писателем?

ВЫВОД ПО ПРИЁМУ: Предлагая свой вариант сюжета книги, мы включаем механизмы антиципации, обогащаем эмоционально – оценочный опыт ученика.

6.СЛОВОТВОРЧЕСТВО – ещё один яркий приём создания комического.

Интерес к искусственным текстам начался с известной фразы отечественного языковеда Л. В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка», своеобразным продолжением стали лингвистические сказки Людмилы Петрушевской.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: 
- Калушата! Калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. 
А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! 


В чём трудность? Текст асемантичен. А структура есть. Есть узнаваемые части речи. Необычные слова призывают читателя к сотворчеству, поскольку каждый из нас вкладывает в новообразования свои смыслы.

Вот как можно дать перевод на понятный язык:

Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Цыплята! Цыпляточки! Козявка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Оее! Оее! Козявка-то несъедобная!

«Джабберуоки» – самый известный нонсенс английского детского писателя и логика Льюиса Кэрролла в сказке «Алиса в Зазеркалье». Бармаглот.

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик.
А в глуше рымит исполин –
Злопастный Брандашмыг!
О чем здесь говорится? Сама Алиса заключила: «Очень милые стишки, но понять их не так-то легко… Наводят на всякие мысли – хоть я и не знаю, на какие… Четверостишие бессмысленно, так как его слова, призванные что-то обозначать, на самом деле ничего не обозначают. В лексике русского языка просто нет этих «хливких шорек», «хрюкочущих зелюков» и т.п. Но лексическая бессмыслица облечена здесь в чёткие грамматические формы. Мы не знаем конкретных значений, но грамматическая роль каждого из слов в предложении и их связи совершенно очевидны.

А как осмыслили и перевели текст наши участники, покажет выступление 2 группы.

Приём «Перевод» активизирует словарный запас, развивает чувство языка, чутьё к смысловым оттенкам слова.

Мы уже видели кадры фильма по рассказу В.Драгунского
Виктор Драгунский прежде чем стал писателем, был актёром, артистом цирка, писал сценарии. Уже в зрелые годы он пишет весёлые рассказы под общим названием «Денискины рассказы». Особенностью его произведений стало сочетание лирического и комического, что придавало рассказам особую теплоту. На примере фильма познакомимся с приёмом «Озвучивание». После просмотра фрагмента мы повторяем показ с выключенным звуком, озвучку к фильму сделают участники фокус – группы.

Просмотр видеофрагмента «В раздевалке» (к/ф «Где это видано…» режиссёра В.Горлова, 1973г)

Выступление 3 группы.

Приём эффективно работает над развитием выразительности речи, раскрывает через внешность и речь характер героя.

Заключительное слово

Давайте включать разнообразные приёмы работы с текстом, учить видеть очевидное и скрытое. Марина Цветаева сказала: «А что есть чтение как не разгадывание, извлечение тайного, оставшееся за строками». Так мы сформируем думающего, компетентного читателя. Чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим, а что главное – это умение смеяться над собой!

РЕФЛЕКСИЯ (работа с залом)

Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии.  Итак – ЮМОР.

1 строка – имя существительное (понятие): юмор

2 строка – 2 слова – имена прилагательные, определяющие понятие: добродушный, весёлый

3 строка – 3 слова – глагола описание действия в рамках этой темы тремя словами (идём от 3 функций юмора: исцеляет, объединяет, смешит )

4 строка - предложение из 4 слов, показывающее отношение к теме: юмор делает мир добрей.

5 строка – 1 слово, отражающее сущность темы: смех

Спасибо залу за активную работу и улыбки.

Участникам фокус – групп я предлагаю другой приём рефлексии - приём развития смысловой догадки (составление устойчивых словосочетаний).

Перед вами два столбика слов, в первом столбике начало словосочетания, во втором продолжение. Слова второго столбика закрыты. Необходимо прочитать начало словосочетания, и по смыслу догадаться, каково его продолжение. Если угадывается правильно, я открываю это слово.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ
БОЛЬШОЕ                                 СПАСИБО
БУДЬТЕ                                      ЗДОРОВЫ
ЖЕЛАЮ                                     УСПЕХА
А теперь разрешите мне повторить эти слова: Дорогие друзья! Большое спасибо! Будьте здоровы! Желаю успеха!



Литература

1.Сафонова Е. В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 474-478.

2. Мухина И.А., Сивакова А.Н. Педагогические мастерские по литературе. СПб.; Корифей, 2002

3. Литературное чтение. 3 класс. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина– 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Школа России). –ISBN 978-5-09-030204-3(общ.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!