Мастер-класс «Применение прием технологии критического мышления на уроках русского языка»
Подготовила: учитель русского языка Скочеляс Валентина Владимировна
КГУ «Новогречановская средняя школа»
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться»
А. Тофлер
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности.
Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Критическое мышление исследуется в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезу информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.
Технология критического мышления подразумевает использования в своей практике активные методы обучения, а активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Сегодня я вам покажу несколько приемов, которые можно применять не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.
Первый прием, который мне хотелось бы вам показать – это «Ментальная карта». Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Данное задание будут выполнять учащиеся 10 класса, по теме «Морфология». Цель данного приема: обобщение имеющихся знаний по предложенной теме.
Второй прием – это «Фишбоун». Это задание будут выполнять ученики 8 класса. Тема «Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях». Проблемный вопрос «Как определить тип подчинительной связи слов в словосочетаниях». Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.
Пока учащиеся выполняют данные задания, я предлагаю вам заполнить таблицу ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ. Сегодня мы повторяем такие разделы русского языка как «Морфология» и «Синтаксис». Пожалуйста напишите, что вы знаете и что хотите узнать.
Третий прием – это «Корзина идей». Участвуют ученики 8 класса. Ваша задача заполнить корзину вашими идеями и знаниями по теме «Обособленные второстепенные члены предложения». Записывайте их на овощах и фруктах, которые находятся у вас на столе.
Четвертый прием – это «Третий лишний». Участники – 10 класс. Перед вами 8 карточек, в каждой по три предложения, вам нужно их разобрать и проанализировать, и найти лишнее. Цель данного приема: систематизация знаний.
А теперь еще одно задание: перед вами лежат пустые пазлы, их восемь. На девятом есть запись – русский язык. Ваша задача вспомнить все разделы русского языка, записать их и сложить пазл.
А тем временем я попрошу коллег заполнить последнюю графу в таблице, в случае, если вы почерпнули сегодня что-то новое.
Сейчас я раздам вам «Цветок пожеланий». Запишите, пожалуйста ваши пожелания на данных цветочках.
На этом наше мероприятие окончено. Спасибо за участие и внимание.