Мастер - класс «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования»
подготовила Локманова Марина Александровна, воспитатель
Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…
Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле
И пишет углем на заборе
И на обоях в коридоре
Рисует мелом на доске,
На глине пишет и песке,
Пусть нет бумаги под руками
И нету денег на холсты
Он будет рисовать на камне
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,
Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает –
Тот землю красоты лишает!
Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство? Но порой заинтересовать ребенка не так уж просто. Именно поэтому нетрадиционные техники рисования всегда пользовались популярностью в дошкольных учреждениях.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так.
Работать карандашом и кисточкой скучно - гораздо веселее разбрызгать краску по бумаге, скомкать лист или рисовать собственными пальцами! В этом мастер классе я расскажу о пользе рисования в нетрадиционных техниках и познакомлю с некоторыми из них.
Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное - процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика рук. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.
Основные техники нетрадиционного рисования:
-Рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, свечой
-Печатание листьями;
- Кляксография;
- Монотипия;
- Набрызг;
- Оттиск смятой бумагой;
- Граттаж;
- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;
- Тиснение;
- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;
- Рисование по сырому;
- Рисование солью.
Граттаж
Суть техники заключается в царапании поверхности, в результате чего получается рисунок. То есть, по сути, художник идет от обратного и вместо того, чтобы получать изображение, нанося краску на бумагу, он создает картину, удаляя слои краски. Это очень интересная техника, в которой работают многие современные художники, поэтому если вы чувствуете в себе творческий потенциал, но не знаете, как его выразить - добро пожаловать в мир граттажа!
Для рисования в технике граттаж понадобится:
картон;
восковые мелки или акварель;
свечка;
тушь или черная гуашь;
шампунь, гель для душа или жидкое средство для мытья посуды;
острая палочка (шпажка, зубочистка и т. д.).
Лист картона разукрасьте восковыми мелками или акварелью. Если вы пользуетесь мелками, не стоит жадничать - пусть они толстым слоем покроют всю поверхность. Единственный недопустимый цвет - черный. Если же вы рисуете акварелью, покройте красками поверхность, дайте ей высохнуть, а затем натрите картон свечой. Таким образом вы создадите эффект восковых мелков. В тушь или черную гуашь налейте немного жидкого моющего средства, хорошенько перемешайте и полностью, ровным слоем покройте лист поверх воскового слоя. Шампунь или жидкое моющее средство нужно для того, чтобы краситель ложился равномерно и не создавал разводов. Черный слой должен высохнуть и только после этого можно приступить к самому интересному - выцарапыванию рисунка. Острой палочкой процарапайте рисунок - сначала контуры, а потом внутреннюю поверхность. В результате у вас получится веселое разноцветное изображение на эффектном черном фоне!
Подводя итог, следует отметить, что нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства, способствуют тонкому и глубокому развитию эмоциональной сферы, развивает чувство доброго и прекрасного, дает полную свободу творчеству, формирует эстетическое отношение к действительности, образное и творческое воображение, активизирует речь.