Михеева Светлана Юрьевна
учитель математики
МБОУ МПЛ
Г. Димитровграда, Ульяновской обл.
Класс: 8
Тема урока: Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений.
Урок обобщения знаний.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся обобщать и систематизировать знания при решении задач с помощью рациональных уравнений.
Образовательная цель: отработка навыков работы составления уравнений по условию задач.
Задачи:
Образовательные: выработать умение решать задачи с помощью дробно – рациональных уравнений.
Развивающие: вовлечь в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
Воспитательные: формирование уважительного отношения к малой Родине, чувства патриотизма к родной земле, желания трудиться на ней и приносить пользу.
Личностные УУД: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, ответственное отношение к результатам своей деятельности.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять цель урока, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемную ситуацию, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, коллеги, ребята! Я рада видеть Вас. А чем мы будем заниматься на занятие, вы сможете ответить, решив ребус. Слово задача (Слайд 1). Когда есть задача, должно быть и решение. Решать их можно разными способами. Мы сегодня будем решать задачи с помощью составления дробно-рациональных уравнений (Слайд2)
Актуализация знаний. Работа с шестиугольниками -классификация задач.
Работают в группах.
Что лежит у вас на столах? Тексты математических задач и шестиугольники. Необходимо быстро и внимательно прочитать задачи и произвести их классификацию с помощью имеющихся шестиугольников. 5 мин
Что вы создали? (кластер) Озвучьте и покажите, что у вас получилось. Есть ли что лишнее? Что вы еще добавили? (Слайд3)
Чтобы успешно решать задачи, нужно знать этапы ее решения. Попрошу вас опять составить кластер, используя шестиугольники. Если вы хотите еще что-то добавить, то вписывайте необходимое вам в чистые шестиугольники и используйте их. Заслушать полученные алгоритмы решения задач. 5 мин. Подвести итог. (Слайд 4)
Мы сегодня несколько раз применяли слово кластер. Ассоциируется ли оно у вас с нашим городом? В 2010 году в нашем городе начал создаваться …? Ядерно-инновационный кластер.
Что входит в кластер? Центральное место в ядерно-инновационном кластере занимает ядерная наука, а именно с научно исследовательским институтом атомных реакторов. Инновационная медицина, связанная с центром медицинской радиологии (радиологический центр). Мы являемся участниками этого кластера?....????(инновационные кадры) (Слайды 5-7)
Давайте вспомним, какие величины содержаться в задачах на движение:
t– время, v – скорость, s– расстояние. Формулы, связывающие их.
Почему задачи на движение по реке выделяют отдельно? (добавляются формулы скорости по течению и против течения реки)(Слайд8)
Решение задач
Предлагаю решить задачу на движение
Два пациента медицинского радиологического центра выехали на автомобилях одновременно из Екатеринбурга и Минска . Скорость первого на 15 км/ч меньше, чем скорость второго. Найдите скорости автомобилей, если известно, что пациент из Минска приехал в центр на 6 ч 40 мин позже.
-Внимательно прочитали задачу? Ничего не смущает? Важно ли нам названия городов при решении задач? Что необходимо знать?(Расстояние между городами). Екатеренбург-Димитровград-750 км, Минск-Димитровград-1500 км.
-Что еще хочется сделать? (перевести время в часы)
Составьте таблицу и уравнение к решению задачи. Изобразите на листах. (Слайд 9,10,11)
Обсуждение решения
Специалисты какого профиля будут востребованы с вашей точки зрения? ВСЕ. На данный момент времени это строители, специалисты внутренней отделки помещений и т.п
Задачи на работу содержат какие величины?:
t– время, в течение которого производится работа,
p – производительность труда, работа, произведенная в единицу времени (возможны и другие обозначения N, W);
A– работа, произведенная за время t(Слайд 12)
3) Две бригады, работая вместе, могут выполнить задание по внутренней отделке радиологического центра за 20 дней. За сколько дней может выполнить задание каждая из них, работая самостоятельно, если одной из них для этого надо на 9 дней больше, чем другой?(Слайд 13, 14)Обсуждение решения
Придумать задачу по таблице
А=vt | v | t | A |
I | | x-6 | 1 |
II | | x | 1 |
Вместе | | 4 | 1 |
Придумать задачу по уравнению . (Слайд 15)
Рефлексия.
Для детей:
+,-,затрудняюсь ответить:
1.Своей работой на занятии в целом я доволен;
2.Своей работой в группе я доволен;
3.Для меня не было подходящего задания;
4.Занятие для меня показалось коротким;
5.За занятие я устал;
6.Мое настроение улучшилось;
7.Материал занятия мне был интересен;
8.Материал занятия мне был полезен;
9.Сегодня на занятии мне было комфортно
Для учителей:
Что ожидали увидеть?
Я возьму в свою методическую копилку…
Мне хочется отметить…
Ваши пожелания и рекомендации.
Резерв. Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу. Один из НИИАРа, а другой из радиологического центра. Расстояние между этими объектами 6 км. Скорость первого на 1 км/ч больше скорости второго, поэтому он прибыл в радиологический центр на 1 час раньше, чем второй в НИИАР. Определите скорость каждого пешехода.
Для группы взрослых заготовка таблицы.