СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Салфеточный квиллинг - средство эстетического и художественно-творческого развития учащихся младших классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Салфеточный квиллинг - средство эстетического и художественно-творческого развития младших школьников.

Эстетическое и художественно-творческого развитие детей в современном мире не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности, а содержание занятий приобщает учащихся к постоянному творческому поиску. Данная тема актуальна, так как именно занятия внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» в 1- 4 классах имеют преимущество в практической деятельности, направленной на развитие мелкой моторики пальцев кисти руки. На начальном этапе работы проводим наблюдение и диагностику. 

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс "Салфеточный квиллинг - средство эстетического и художественно-творческого развития учащихся младших классов"»

Мастер-класс

Презентация педагогического опыта мастера.

Тема «Салфеточный квиллинг - средство эстетического и художественно-творческого развития младших школьников.

Эстетическое и художественно-творческого развитие детей в современном мире не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности, а содержание занятий приобщает учащихся к постоянному творческому поиску. Данная тема актуальна, так как именно занятия внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» в 1- 4 классах имеют преимущество в практической деятельности, направленной на развитие мелкой моторики пальцев кисти руки. На начальном этапе работы проводим наблюдение и диагностику.

Тест: Детям предлагаю вырезать круг, нарисованный на листе бумаги. Если ребёнок не справляется или допускает явные ошибки, это свидетельствует о недостаточной дифференциации двигательной системы кисти руки, её жёсткости: т.е. налицо скованность движений, плохая подвижность и гибкость. На начало учебного года у 35% детей низкий уровень развития моторики, у 51% средний уровень и у 14% детей высокий уровень развития моторики. По окончании года обучения результаты были высокими. Проводился тот же тест, из 22 учащихся класса 18 учащихся вырезали круг без ошибок, 1 ученик допустил одну ошибку – незначительное нарушение контура круга «срезал кусок», 3 учащихся – допустили несколько ошибок – срезали контуры и наоборот оставляли не срезанные участки контура круга. Высокий уровень развития моторики в классе составил 81%, средний – 5%, низкий уровень развития моторики – 14%.

- Сегодня, как никогда актуальны слова Василия Александровича Сухомлинского о мастерстве детского творчества «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», позволяющие поставить цель мастер класса.

Цель мастер-класса – ознакомление с методикой выполнения «салфеточный квиллинг» - видом бумагопластики на занятиях внеурочной деятельности, позволяющим раскрыть и развить творческие способности ребёнка, через приобщение к эстетике и художественному вкусу.

- Т.к. на наш взгляд, эстетическое и художественное развитие младших школьников осуществляется в организации продуктивной творческой деятельности.

Задачи мастер-класса:

- совершенствовать технику выполнения «салфеточный квиллинг»;

- развивать художественный вкус и эстетические чувства, через диалоговую дискуссию и групповую продуктивную деятельность;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление поступать по-доброму, приумножать красоту.


- Все начинается с детства. С самого рождения у ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

- Поэтому отдаём предпочтение системно-деятельностному подходуосновной идее технологии, которая имеет наибольшую эффективность. Системно-деятельностный подход – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Это мощное средство развития творческих способностей младших школьников. Здесь каждое занятие внеурочной деятельности – это открытие, исследование, каждая выполненная творческая работа, учебный проект – маленький шаг на пути к развитию творческого потенциала, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

Достижениями работы являются выполненные творческие работы в технике бумагопластики: квиллинг, салфеточный квиллинг, модульное оригами, оригами, киригами, объёмное моделирование, коллаж. (презентация отдельных творческих работ учащихся)

Доказательством результативности деятельности учащихся являются полученные грамоты и дипломы учащихся в муниципальных творческих конкурсах декоративно-прикладного и изобразительного искусства: «Пасхальный Благовест», «Зелёная планета», «Весны прекрасный день», «Зимняя фантазия», «Пасхальный сувенир». (презентация дипломов и грамот учащихся)

Представление системы занятий.

Занятия внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» ведутся по рабочей программе внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» 1-4 класс, составленной на основе авторской программы Просняковой Т.Н. (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова: сборник программ/ cост. Е.Н.Петрова. – 2-е изд.,испр. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 176с.) Цель программы: гармоничное развитие уча­щихся средствами художественного творчества. Курс программы рассчитан на 272 часа, из расчёта 2 часа в неделю в каждом классе. (1-4). 68 часов в каждом классе. Классно-урочная система проведения занятий реализует практические навыки работы с различными материалами и их обработкой. Формы организации образовательной деятельности: индивидуальные; групповые; фронтальные; работа в парах сменного состава; работа в парах постоянного состава. Формы подведения итогов реализации программ внеурочной деятельности: выставки творческих работ учащихся.


- Достижению более высоких результатов реализации программы способствует диалоговая дискуссия и групповая продуктивная деятельность.

Раскрытые умения, способности позволят ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на занятиях внеурочной деятельности, одной из которых является - бумагопластика.

В основной идее мастер-класса лежит понятие «бумагопластика».

- Что же такое бумагопластика? Само название техники говорит о том, что работа основывается на одном из свойств бумаги – «запоминать форму» или пластичности. Бумагопластика – это искусство художественного моделирования из бумаги объёмных композиций и создание на основе моделей трёхмерных бумажных скульптур. Занятия в технике бумагопластики имеют большое значение для ребёнка, т. к.

- развивают понимание цветовых соотношений,

- чувство материала и верной передачи формы на плоской и объемной поверхности,

- совершенствуют глазомер и моторику мелких мышц пальцев руки.

В основе технологии лежат способы соединения бумаги и приёмы её обработки.

- К традиционным способам соединения бумаги относим: склеивание, придание объёма и различных форм элементам – составляющим одно изделие, в процессе которого расширяется технический замысел изготовления поделки.

- А для освоения приёмов обработки используем:

- специальные упражнения;

- художественно-творческие задания.

- Итак, к специальным упражнениям относятся упражнения на изменение характера поверхности листа бумаги.

(Выполним эти упражнения)

- Возьмите маленькие листы бумаги.

- Какие упражнения можно выполнить с листом бумаги? (складывать, мять, разглаживать, скручивать, рвать)

- Рвите смелее, с точки зрения психологов, это упражнение помогает снять стресс в нелёгком труде педагога, накопленное эмоциональное напряжение. Данное упражнение помогает освободиться от негатива, накопившегося за день.

- Все эти упражнения мы используем в следующих видах бумагопластики:

оригами, модульное оригами, торцевание, квиллинг, аппликация, коллаж.

- в оригами и модульное оригами мы складываем бумагу.

- в технике торцевание и квиллинг бумагу скручиваем.

- при выполнении аппликации, коллажа бумагу рвём, разглаживаем.

- А сегодня мы будем работать в технике «салфеточный квиллинг».

«Квиллинг» означает искусство бумагокручения - «бумажная филигрань», намёк на то, что изделия похожи на кружево: воздушные, изящные и в то же время не слишком хрупкие. «Салфеточный квиллинг» - искусство кручения салфеток с принятием различных форм: округлых, овальных, квадратных, с «зазубринами и вмятинами».

В технике «салфеточный квиллинг» мы будем работать с салфетками, используя приёмы работы с бумагой, а именно: разрезать бумагу, складывать, сгибать и скручивать её.

Имитационная игра.

«Все прекрасное в простоте!» – гласит народная мудрость. Убедитесь, насколько легко самому изменить интерьер своего дума к празднику. Бумагопластика поможет порадовать окружающих, близких результатами своего труда и поднимет праздничное настроение.

- Мы предлагаем в технике «Салфеточный квиллинг» украсить интерьер дома к празднику.

- Наша практическая работа будет носить групповой характер. Работать будем в двух группах.

- А к какому же празднику мы будем готовиться, вы ответите сами, прослушав стихотворение.

Становится доброй традицией
В один из ноябрьских дней
В любви признаться маме,
Сказать «спасибо» ей.
Она любит нас безгранично,
И нет той любви сильней.
И знаем мы все отлично,
Что жизнью обязаны ей.
Родная, любимая мама,
Я вновь повторять готов.
Расту я, и вместе со мною
Растёт и моя любовь.

- О каком празднике идёт речь в стихотворении? (о Дне матери)

- в 2016 году его празднуют 27 ноября.

- Это великолепный праздник, который посвящен всем матерям, в России официально признан с 1998 года. В силу того, что данный праздник довольно молодой, он не успел обрасти большим количеством традиций и обрядов, но некоторые поступки все-таки считаются традиционными.

- В России уже несколько лет проходит Всероссийская социальная акция ко Дню матери, «Мама, я тебя люблю!». В предпраздничную неделю в рамках акции проходит ряд мероприятий, в частности дарение открыток. Символом Акции является незабудка — легендарный цветок, который, по поверьям, обладает чудесной силой возвращать память людям, забывшим своих родных и близких.

- В нашей стране у незабудки есть другие имена, например, ее именуют пригожница, горлянка. У разных народов существуют различные легенды, связанные с этим цветком, но их все объединяет понятие о верности и доброй памяти. Одна из древних легенд о влюбленной паре рассказывает о том, как пара прогуливалась вдоль реки. На краю крутого берега девушка заметила нежный голубой цветок. Юноша, чтобы сорвать его полез вниз, но не удержался и очутился в реке, которая подхватила его сильным течением. Все, что успел он крикнуть, до того, как волна накрыла его это: "Не забудь меня!". Это одна из множества легенд о прелестном голубом цветочке с желтым глазком, рассказывающая о том, как получил он свое интересное имя.

- Мы не должны забывать своих родных и близких, и в первую очередь, память о матерях и наших бабушках всегда должна жить в наших сердцах, как точно подмечено народной мудростью в пословицах на наших устах.

- Я начну, а вы продолжите: «При солнышке тепло, ………… - при матушке добро», «Птица радуется весне, а младенец ………. – матери», «Нет такого дружка, как ………. – родная матушка».

- К празднику принято готовиться, украшать свой дом.

- Мы будем украшать интерьер дома к празднику

- В технике «Салфеточный квиллинг» выполним декоративную аппликацию «Корзина с незабудками»,

1 группа – выполняет цветы – незабудки (разметка деталей – полос салфеток, разрезание полос, складывание и скручивание в «улитку» при помощи зубочистки; способ соединения – склеивание и придание формы лепестка цветка) – группе выдаётся технологическая карта поэтапного изготовления лепестков незабудки и серединок.


2 группа – выполняет корзину для цветов (разметка деталей – полос салфеток, разрезание полос, складывание и скручивание в «улитку» при помощи зубочистки; способ соединения – склеивание и придание формы «глаз») - группе выдаётся технологическая карта поэтапного изготовления элемента изделия «глаз».

- Воспользуйтесь предоставленной возможностью: внесите в свой дом праздник!

Моделирование

Самостоятельная работа слушателей в группах по разработке моделей: цветы, корзина. (Практическая работа в группах выполняется под музыку)

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, просим Вас оценивать свою творческую деятельность.

- Сначала оцените актуальность данной работы. Если рассматриваемая проблема актуальна, поставьте «галочку» рядом с солнышком, если неактуальна, поставьте «галочку» рядом с тучкой. (Связь с праздником День матери)

- На горах творчества отметить свою группу флажком, уметь аргументировать. (Что получилось или нет, почему?)

Каждая группа получает карточки для рефлексии. (Выступления групп)

Заключение

- В завершении мастер-класса благодарим Вас за сотрудничество, желаем добра, здоровья Вам, вашим родным и близким, мира в вашей душе, ведь.

Творящий бедности не знает.

Далёкий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят, -

Он из души их достаёт.

- Спасибо за внимание.

Планируемые результаты мастер-класса

В результате участия в данном мастер-классе слушатели познакомятся с и техникой «салфеточный квиллинг» и другими техниками бумагопластики, возможностями использования изделий в дизайне и отдельном декоре современного интерьера и отдельных изделий к традиционным праздникам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!