Мастер- класс Айдаевой Сыренцу Васильевны, учителя истории и обществознания МАОУ БГ № 29 г. Улан-Удэ, Октябрьского района, РБ
Тема:
Социально-психологический тренинг
как метод активного социально-
психологического обучения
План:
1. Понятие «социально-психологический тренинг»
2. Цели и задачи СПТ
3. Урок-тренинг с точки зрения психологии
4. Организационные условия подготовки и проведения СПТ
5. Основные характеристики СПТ
6. Правила работы в группе
7. Структура занятия СПТ
8. Тест на профессиональное выгорание.
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать,
а тот, кто не умеет учиться,
доучиваться и переучиваться».
/Элвин Тоффлер /
Перед любым учителем стоит задача :
как сделать урок
- интересным,
- поддержать и развить индивидуальность ученика,
- не растерять, не затормозить рост его способностей,
- обеспечить широкую подготовку его образовательного уровня — это важнейшая задача современного урока .
Известно, что человек запоминает:
- только 10 % того, что он читает ,
- 20 % того, что слышит ,
- 30 % того, что видит ;
- 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях ,
- 80 % — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
- И лишь, когда о бучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности урока, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %.
Социально-психологический тренинг
Тренинг —
один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности.
Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр,
объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут).
Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся , основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы
1. Понятие «социально-психологический тренинг»
Тренинг – группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. (Ю.Н. Емельянов)
Тренинг – средство воздействия , направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений (Л.А. Петровская)
Социально-психологический тренинг – метод , основанный на целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном во времени использовании совокупности методов групповой работы (ролевых игр, дискуссии, психотехнических упражнений для развития, психокоррекции и психотерапии личности человека) (Быков А.К.)
2.Цели и задачи социально-психологического тренинга
- В качестве основных целей социально-психологического тренинга в учебном процессе можно выделить следующие:
- 1) фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) психологических изменений личности;
- 2) повышение социально-психологической компетентности участников;
- 3) развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
- 4) формирование активной социальной позиции участников;
- 5) развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
- 6) формирование новых профессиональных знаний, умений и навыков.
Частные задачи:
- Цель тренинговых занятий конкретизируется в частных задачах :
- овладение определенными социально-психологическими знаниями;
- развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей;
- диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
- овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Социально-психологический тренинг
Ведущая гуманистическая идея –
не принуждать человека, не давить на него,
а помочь ему стать самим собой.
Основная цель – развитие компетентности в общении.
Другие цели:
- личностный рост
- обучение новым психологическим технологиям
- отработка новых поведенческих паттернов
Организационные условия подготовки и проведения СПТ
Противопоказания для групповой работы:
- сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность обучающегося,
- трудный характер,
- физическая болезнь,
- недостаточный уровень интеллектуального или морального развития.
Численность: малые (7-15 чел )и большие группы (25-30 чел)
Основные характеристики тренинга 1. Высокая степень неопределенности . В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения. 2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт между участниками. 3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат» во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники. 4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание. 5. Встречная активность участников . Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, то из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной информации («психологических открытий»). 6. «Колесо» тренинга . Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа . В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга.
Все эти элементы должны быть сбалансированы и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.
Социально-психологический тренинг
Правила работы в группе
- обеспечение психологической и физической безопасности участников группы
Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:
- Дискуссия;
- Ролевые игры;
- Письменные упражнения;
- Устные упражнения.
Основной принцип работы педагога-ведущего спт - постоянная рефлексия того, что происходит в группе.
Социально-психологический тренинг
Структура занятия
1.Знакомство
2.Разминка.
- создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы
- повышение сплочённости группы
3.Основная часть.
- раскрытие темы занятия: теоретический «кусок»
- решение задач, поставленных перед участниками тренинга:
отработка навыков в серии упражнений.
4.Рефлексия.
- Осуществление обратной связи о состоянии участников тренинга
Обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего
В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с обучающимися. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное поведение.
Тест на профессиональное выгорание.
Вам предложены утверждения, с которыми
- Вы согласны (да),
- не согласны (нет),
- они верны в некоторых случаях (иногда).
1 . Меня тяготит педагогическая деятельность.
2. У меня нет желания общаться после работы.
3. У меня в группе есть "плохие" дети.
4.Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
5. Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат .
Каждый ответ "да"- 3 очка , "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.
Ключ:
5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;
9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;
13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания
Литература
- Березников А. Обратная связь в групповой работе с подростками.// Журнал практического психолога.
1999, № 3
- Даринская В.М. Психологический тренинг детско-родительских отношений.// Семейная психология
и семейная терапия.2000, № 1
- Исурина Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога.1999,№3
- Лебедева Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал
практического психолога.1998, №2
- Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога.1996, №2
- Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками // Журнал практического психолога.1996, №1-5
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.М.,2001.
- Макшанов С. Принципы психологического тренинга// Журнал практического психолога.1999,№3
- Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.1998, №2
10.Прудченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.,2001.
.