СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения"»

Мастер- класс  Айдаевой Сыренцу Васильевны,  учителя истории и обществознания  МАОУ БГ № 29 г. Улан-Удэ, Октябрьского района, РБ Тема: Социально-психологический тренинг как метод активного социально- психологического обучения

Мастер- класс Айдаевой Сыренцу Васильевны, учителя истории и обществознания МАОУ БГ № 29 г. Улан-Удэ, Октябрьского района, РБ

Тема:

Социально-психологический тренинг

как метод активного социально-

психологического обучения

 План: 1. Понятие «социально-психологический тренинг» 2. Цели и задачи СПТ 3. Урок-тренинг с точки зрения психологии 4. Организационные условия подготовки и проведения СПТ 5. Основные характеристики СПТ 6. Правила работы в группе 7. Структура занятия СПТ 8. Тест на профессиональное выгорание.

План:

1. Понятие «социально-психологический тренинг»

2. Цели и задачи СПТ

3. Урок-тренинг с точки зрения психологии

4. Организационные условия подготовки и проведения СПТ

5. Основные характеристики СПТ

6. Правила работы в группе

7. Структура занятия СПТ

8. Тест на профессиональное выгорание.

«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться». /Элвин Тоффлер /

«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать,

а тот, кто не умеет учиться,

доучиваться и переучиваться».

/Элвин Тоффлер /

Перед любым учителем стоит задача : как сделать урок интересным, поддержать и развить индивидуальность ученика, не растерять, не затормозить рост его способностей,  обеспечить широкую подготовку его образовательного уровня — это важнейшая задача современного урока .

Перед любым учителем стоит задача :

как сделать урок

  • интересным,
  • поддержать и развить индивидуальность ученика,
  • не растерять, не затормозить рост его способностей,
  • обеспечить широкую подготовку его образовательного уровня — это важнейшая задача современного урока .
 Известно, что человек запоминает: - только 10 % того, что он читает , - 20 % того, что слышит , - 30 % того, что видит ;  - 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях ,  -  80 %  — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. - И лишь, когда о бучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности урока, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %.

Известно, что человек запоминает:

- только 10 % того, что он читает ,

- 20 % того, что слышит ,

- 30 % того, что видит ;

- 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях ,

80 %  — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

- И лишь, когда о бучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности урока, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %.

Социально-психологический тренинг  Тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут). Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся , основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы

Социально-психологический тренинг

Тренинг

один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности.

Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр,

объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут).

Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся , основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы

1. Понятие «социально-психологический тренинг»   Тренинг – группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. (Ю.Н. Емельянов) Тренинг – средство воздействия , направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений (Л.А. Петровская)  Социально-психологический тренинг – метод , основанный на целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном во времени использовании совокупности методов групповой работы (ролевых игр, дискуссии, психотехнических упражнений для развития, психокоррекции и психотерапии личности человека) (Быков А.К.)

1. Понятие «социально-психологический тренинг»

Тренинггруппа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. (Ю.Н. Емельянов)

Тренингсредство воздействия , направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений (Л.А. Петровская)

Социально-психологический тренинг – метод , основанный на целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном во времени использовании совокупности методов групповой работы (ролевых игр, дискуссии, психотехнических упражнений для развития, психокоррекции и психотерапии личности человека) (Быков А.К.)

2.Цели и задачи социально-психологического тренинга В качестве основных целей социально-психологического тренинга в учебном процессе можно выделить следующие: 1) фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) психологических изменений личности; 2) повышение социально-психологической компетентности участников; 3) развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими; 4) формирование активной социальной позиции участников; 5) развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; 6) формирование новых профессиональных знаний, умений и навыков.

2.Цели и задачи социально-психологического тренинга

  • В качестве основных целей социально-психологического тренинга в учебном процессе можно выделить следующие:
  • 1) фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) психологических изменений личности;
  • 2) повышение социально-психологической компетентности участников;
  • 3) развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • 4) формирование активной социальной позиции участников;
  • 5) развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
  • 6) формирование новых профессиональных знаний, умений и навыков.
Частные задачи: Цель тренинговых занятий конкретизируется в частных задачах : овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей; диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям; овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Частные задачи:

  • Цель тренинговых занятий конкретизируется в частных задачах :
  • овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  • развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей;
  • диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
  • овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Социально-психологический тренинг   Ведущая гуманистическая идея  –  не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой. Основная цель  – развитие компетентности в общении. Другие цели:  личностный рост  обучение новым психологическим технологиям отработка новых поведенческих паттернов

Социально-психологический тренинг

Ведущая гуманистическая идея

не принуждать человека, не давить на него,

а помочь ему стать самим собой.

Основная цель – развитие компетентности в общении.

Другие цели:

  • личностный рост
  • обучение новым психологическим технологиям
  • отработка новых поведенческих паттернов
Организационные условия подготовки и проведения СПТ  Противопоказания для групповой работы:  сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность обучающегося, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень ин­теллектуального или морального развития. Численность: малые (7-15 чел )и большие группы (25-30 чел)

Организационные условия подготовки и проведения СПТ

Противопоказания для групповой работы:

  • сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность обучающегося,
  • трудный характер,
  • физическая болезнь,
  • недостаточный уровень ин­теллектуального или морального развития.

Численность: малые (7-15 чел )и большие группы (25-30 чел)

Основные характеристики тренинга 1. Высокая степень неопределенности . В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения. 2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт между участниками. 3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат» во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники. 4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание. 5. Встречная активность участников . Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, то из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной информации («психологических открытий»). 6. «Колесо» тренинга . Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа . В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга.

Все эти элементы должны быть сбалансированы и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.

Социально-психологический тренинг Правила работы в группе  добровольность участия  активность  искренность и открытость  принцип «Я»  «здесь и теперь»  конфиденциальность  обеспечение психологической и физической безопасности участников группы

Социально-психологический тренинг

Правила работы в группе

  • добровольность участия
  • активность
  • искренность и открытость
  • принцип «Я»
  • «здесь и теперь»
  • конфиденциальность
  • обеспечение психологической и физической безопасности участников группы
Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:   Дискуссия; Ролевые игры; Письменные упражнения; Устные упражнения. Основной принцип работы педагога-ведущего спт -  постоянная рефлексия того, что происходит в группе.

Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:

  • Дискуссия;
  • Ролевые игры;
  • Письменные упражнения;
  • Устные упражнения.

Основной принцип работы педагога-ведущего спт -  постоянная рефлексия того, что происходит в группе.

Социально-психологический тренинг Структура занятия 1.Знакомство 2.Разминка. создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы повышение сплочённости группы  3.Основная часть. диагностика проблемы  раскрытие темы занятия: теоретический «кусок»  решение задач, поставленных перед участниками тренинга: отработка навыков в серии упражнений. 4.Рефлексия. Осуществление обратной связи о состоянии участников тренинга Обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего

Социально-психологический тренинг

Структура занятия

1.Знакомство

2.Разминка.

  • создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы
  • повышение сплочённости группы

3.Основная часть.

  • диагностика проблемы
  • раскрытие темы занятия: теоретический «кусок»
  • решение задач, поставленных перед участниками тренинга:

отработка навыков в серии упражнений.

4.Рефлексия.

  • Осуществление обратной связи о состоянии участников тренинга

Обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего

В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с обучающимися. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное поведение.

В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с обучающимися. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное поведение.

Тест на профессиональное выгорание. Вам предложены утверждения, с которыми  Вы согласны (да),  не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда). 1 . Меня тяготит педагогическая деятельность. 2. У меня нет желания общаться после работы. 3. У меня в группе есть

Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми

  • Вы согласны (да),
  • не согласны (нет),
  • они верны в некоторых случаях (иногда).

1 . Меня тяготит педагогическая деятельность.

2. У меня нет желания общаться после работы.

3. У меня в группе есть "плохие" дети.

4.Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.

5. Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат .

Каждый ответ "да"- 3 очка , "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

Ключ:  

5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;

9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;

13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания

Литература Березников А. Обратная связь в групповой работе с подростками.// Журнал практического психолога.  1999, № 3 Даринская В.М. Психологический тренинг детско-родительских отношений.// Семейная психология  и семейная терапия.2000, № 1 Исурина Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога.1999,№3 Лебедева Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал  практического психолога.1998, №2 Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога.1996, №2  Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками // Журнал практического психолога.1996, №1-5  Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.М.,2001.  Макшанов С. Принципы психологического тренинга// Журнал практического психолога.1999,№3  Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.1998, №2 10.Прудченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.,2001. .

Литература

  • Березников А. Обратная связь в групповой работе с подростками.// Журнал практического психолога.

1999, № 3

  • Даринская В.М. Психологический тренинг детско-родительских отношений.// Семейная психология

и семейная терапия.2000, № 1

  • Исурина Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога.1999,№3
  • Лебедева Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал

практического психолога.1998, №2

  • Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога.1996, №2
  • Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками // Журнал практического психолога.1996, №1-5
  • Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.М.,2001.
  • Макшанов С. Принципы психологического тренинга// Журнал практического психолога.1999,№3
  • Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.1998, №2

10.Прудченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.,2001.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!