СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Учебно- информационные умения как средство самореализации»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самореализация может проявляться как в личностном развитии детей и подростков, так и активности их в социально-значимых видах деятельности. Идея реализации возможностей и  творческих способностей у обучающихся  находит отклик в ФГОС  нового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Учебно- информационные умения как средство самореализации»»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

Карачаевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа пос. Мара- Аягъы»









Подготовила и провела: учитель географии,

высшей квалификационной категории

Лукьяшко Светлана Александровна





2016г.



МАСТЕР – КЛАСС

«УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ»


Однажды по лесу шел мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был совсем мал.

- Что ты делаешь? – спросил мудрец.

- Не видишь, я работаю! – сердито ответил лесоруб.

- Если ты заточишь инструмент, дело пойдет гораздо быстрее, - посоветовал мудрец.

- Не мешай, мне некогда, мне надо работать, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в этой метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков в учебный год, мы сталкиваемся с проблемой лесоруба – для достижения цели используем малоэффективные средства.

Главной целью моего педагогического опыта является процесс самореализации школьников (СЛАЙД).

Самореализация может проявляться как в личностном развитии детей и подростков, так и активности их в социально-значимых видах деятельности. Идея реализации возможностей и творческих способностей у обучающихся находит отклик в ФГОС нового поколения. (СЛАЙД).

Чтобы не уподобиться лесорубу из притчи, я нашла эффективное средство для достижения цели – развитие учебно-информационных умений у обучающихся. При их формировании я использую системный подход, который включает:

1.Определение учебно-информационных умений для каждой параллели с учётом возрастных особенностей и требований к содержанию обучения в основной и средней школе действующими программами по географии и ФГОС (СЛАЙД).

2.Формирование метапредметных умений осуществляется при помощи памяток, включающих алгоритм деятельности (СЛАЙД).

3.Формирование учебно-информационных умений происходит поэтапно (СЛАЙД).

Осуществление системного подхода к формированию информационных умений обеспечило самореализацию моих воспитанников.

Уважаемые коллеги, сегодня в рамках мастер класса я продемонстрирую приёмы работы по формированию учебно-информационных умений, обеспечивающих самореализацию.


Тема занятия: «Человеческие расы и их проблемы» (СЛАЙД).

Коллеги, посмотрите друг на друга, что у нас общего? У нас много общих признаков, но кроме того мы все являемся родственниками, да-да, не удивляйтесь. Учёные выяснили, что 7 млрд. человек, проживающих на нашей планете, являются родственниками в 28 поколении. Ну что, уважаемые родственники, давайте улыбнёмся и поприветствуем друг друга.

На земном шаре живут представители разных рас. Существует несколько классификаций, но наиболее распространенные выделяет 3 расы людей: австрало-негроидная, монголоидная и европеоидная (СЛАЙД).

1.В процессе эволюции разные расы приобрели различные морфологические признаки. Вашему вниманию предлагаются фотографии представителей разных рас. Они существенно отличаются друг от друга. Предлагаю 3 группам описать морфологические признаки каждой расы, используя фотографию и предложенную таблицу. В помощь вы можете использовать алгоритм работы с рисунком (СЛАЙД).

Уважаемые коллеги! Задание направлено на формирование умения выделять существенные признаки при работе с наглядным материалом.

На выполнение задания 2 мин. (слушаем ответы, СЛАЙДЫ).

Итак, мы знаем морфологические признаки рас. Знаете ли вы, в связи, с чем сформировались данные признаки.

2.Давайте выясним с помощью карты в атласе, какие территории населяют представители данных рас. Большое подспорье в вашей работе вам окажет данный алгоритм деятельности (СЛАЙД).

Задание направлено на формирование умений работать с географическими источниками: атласом и контурной картой, выделяя причинно–следственные связи.

Итак, мы с вами определили, где проживает каждая раса.

3.Большое количество учёных изучали происхождение человеческих рас. Гордость и уважение вызывает наш соотечественник Н.Н. Миклухо- Маклай (СЛАЙД), который внес важный вклад в развитие знаний о расах. Перед вами находится текст «Путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая», используя алгоритм работы с текстом, ответьте на поставленные вопросы (СЛАЙД).

Задание направлено на формирование умения выделять ключевые идеи, обобщать и делать выводы.

Итак, мы с вами знаем, что все расы между собой равны и имеют общее происхождение.

4.Каждую расу можно сравнить с живым организмом, который изменяется во времени. Внутри рас происходят сложные демографические процессы, которые часто приводят к возникновению различных проблем.

Уважаемые коллеги, о каких изменениях рас вы знаете?

1) Для современных рас типична ассимиляция – процесс смешения рас вследствие заключения брака между представителями монголоидной и негроидной рас, негроидной и европеоидной, европеоидной и монголоидной. Сегодня на земном шаре – 5 часть населения происходит от разных рас.

Существует теория, что дети- метисы и мулаты, рожденные от разных рас, неполноценны. Сторонники этой теории объясняют это значительными отличиями хромосомного аппарата людей с разных континентов и предупреждают о развитии бесплодия во втором и третьем колене.

Данная точка зрения опровергается учеными генетиками, которые научно доказали, что такие дети чаще всего являются одаренными.

- Коллеги, вспомните, кто из знаменитых людей имел родителей разных рас или национальностей? ( СЛАЙД) видеоряд.

2) Для современного мира характерна тенденция изменения этнического состава рас. В каждой расе есть нации или народности, которые вымерли или находятся на грани вымирания.

- Негроидная раса (практически исчезают племена пигмеев, проживающих в джунглях Южной Америки, папуасов в Новой Гвинее ) (СЛАЙД).

- Монголоидная раса (ацтеки, беотуки, майя - древние жители Перу, айно, хаято - Японии).

- Европеоидная – словинцы, сорбы в Германии (СЛАЙД).

На грани исчезновения в нашей стране находятся более 40 народностей, прежде всего Севера и Дальнего Востока. Малочисленными народами являются ( количество менее 50 тыс человек): энцы, вепсы, саамы, коряки, кеты, кереты… (СЛАЙД).

На протяжении последних десятилетий у малочисленных народов накопилось множество проблем.

Этнические проблемы требуют незамедлительных действий. В противном случае, это может привести к полному исчезновению некоторых народов. Я предлагаю вашему вниманию просмотр небольшого фильма о проблемах коренных народов севера. Внимательно его просмотрите и ответьте на вопрос: какие проблемы существуют у коренного народа севера манси и предложите пути решения на различных уровнях: муниципальном, региональном и государственном (Россия). (ФИЛЬМ)

Задание направлено на формирование умения выделять проблемы и предлагать пути решения. (Слайд – таблица)

Итак, на основе содержания темы «Человеческие расы и их проблемы» были продемонстрированы приемы работы с разнообразными источниками информации, которые позволяют формировать метапредметные умения: выделение главного, причинно-следственные связи, выявление проблем и пути их решения, выявление существенных признаков. Считаю, что система работы по формированию учебно-информационных умений может быть использована в образовательном процессе другими педагогами.

Уважаемые коллеги, вспомните притчу, которую я рассказывала об упрямом лесорубе, выполняющего свою изнурительную работу тупой пилой. Я не стала ему уподобляться! Определив цель своей работы – самореализацию ребенка, я выбрала «острое», эффективное средство – учебно-информационные умения. О том, что я на правильном пути, свидетельствуют значительные результаты моих воспитанников.




Инструктивная карточка

1 группа

Тема: «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ И ИХ ПРОБЛЕМЫ»


Ход работы:

1. Опишите морфологические признаки европеоидной расы, используя фотографию, и заполните предложенную таблицу.



Линии сравнения.

Европеоидная раса.

1.Форма и цвет волос.



2.Цвет кожи.



3.Форма и цвет глаз.



4.Форма носа.



5.Форма губ.



2. Определите с помощью карты в атласе, какие территории населяют представители европеоидной расы и отметьте на контурной карте.

3. Прочитайте текст «Путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая» и ответьте на вопросы:

а) Определите цели исследования Н.Н. Миклухо-Маклая.

б) Какие антропологические находки обнаружил ученый?

в) Приведите примеры этнографических наблюдений учёного.

г) Какой вывод сделал Н.Н. Миклухо- Маклай?



4. Просмотрите фильм о проблемах коренного народа Севера манси.

Определите обозначенные в фильме проблемы

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

Предложите пути решения данных проблем на муниципальном уровне

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Инструктивная карточка

2 группа

Тема: «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ И ИХ ПРОБЛЕМЫ»


Ход работы:

1. Опишите морфологические признаки монголоидной расы, используя фотографию, и заполните предложенную таблицу.



Расы на Земле.

Линии сравнения.

Монголоидная раса.

1.Форма и цвет волос.



2.Цвет кожи.



3.Форма и цвет глаз.



4.Форма носа.



5.Форма губ.





2. Определите с помощью карты в атласе, какие территории населяют представители монголоидной расы и отметьте на контурной карте.



3. Прочитайте текст «Путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая» и ответьте на вопросы:

а) Определите цели исследования Н.Н. Миклухо-Маклая.

б) Какие антропологические находки обнаружил ученый?

в) Приведите примеры этнографических наблюдений учёного.

г) Какой вывод сделал Н.Н. Миклухо - Маклай?



4. Просмотрите фильм о проблемах коренного народа Севера манси.

Определите обозначенные в фильме проблемы

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

Предложите пути решения данных проблем на региональном уровне

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Инструктивная карточка

3 группа

Тема: «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ И ИХ ПРОБЛЕМЫ»


Ход работы:

1. Опишите морфологические признаки негроидной расы, используя фотографию, и заполните предложенную таблицу.



Линии сравнения.

Негроидная раса.

1.Форма и цвет волос.



2.Цвет кожи.



3.Форма и цвет глаз.



4.Форма носа.



5.Форма губ.





2. Определите с помощью карты в атласе, какие территории населяют представители негроидной расы и отметьте на контурной карте.



3. Прочитайте текст «Путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая» и ответьте на вопросы:

а) Определите цели исследования Н.Н. Миклухо-Маклая.

б) Какие антропологические находки обнаружил ученый?

в) Приведите примеры этнографических наблюдений учёного.

г) Какой вывод сделал Н.Н. Миклухо - Маклай?



4. Просмотрите фильм о проблемах коренного народа Севера манси.

Определите обозначенные в фильме проблемы

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

Предложите пути решения данных проблем на государственном уровне

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Рефлексивный лист

МАСТЕР- КЛАССА

«УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ»



  1. Какие учебно-информационные умения формировались в ходе мастер-класса?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Самореализация

Виды

самореализации

Характеристики


Значение



-


+

  1. Проявление личностных характеристик

Творческая активность



Самостоятельность



Мотивационный компонент



  1. Осуществление

социально-значимой деятельности

Проявление активности в проведении мастер-класса




























Путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая


В ходе знаменитых экспедиций 1871-1883 гг. на Новую Гвинею, острова Микронезии и Меланезии Н.Н. Миклухо-Маклай ставил перед собой специальную цель : доказать, говоря кратко, что "человек - везде человек", что все люди на земле, все расы - белая, желтая, черная - имеют одинаковые способности к культурному и экономическому развитию…

Собранные им антропологические материалы явились ценным вкладом в мировую науку. Он опроверг сложившиеся в науке того времени представления о коренных различиях между отдельными расами, в частности утверждение, что папуасы качественным образом отличаются от всех других человеческих рас. Так, изучив расположение волос на голове у папуасов, он показал, что широко распространенное в то время мнение об особом пучкообразном распределении их волос совершенно не соответствует действительности. В антропологической литературе прошлого столетия господствовал взгляд, что одним из важнейших расовых признаков является форма черепа, Н.Н. Миклухо-Маклай был одним из первых, кто привел аргументы против этого представления. В его работах мы находим убедительные доказательства того, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, в действительности объясняются внешними факторами

Но не менее ценны и чисто этнографические наблюдения Миклухо-Маклая. Они важны тем, что Миклухо- Маклай имел возможность в течение долгого времени наблюдать местных жителей в их повседневном быту. Он описывает будничную жизнь папуасов, рисует живые картинки их семейного и общественного быта, дает яркие портреты отдельных лиц, своих друзей. Описывает похоронные и свадебные обряды, как они учат своих детей, обрабатывают землю, выделывают ткань из коры, простой костью выполняют художественный орнамент. Он впервые описал жителей Меланезии как полноценных представителей человечества. Миклухо- Маклай видел в папуасах живых людей, а не только объект наблюдений, как многие зарубежные ученые.

Необычайное мужество, выдержка и находчивость Маклая помогли ему перенести все трудности жизни на острове. В конце концов он сумел преодолеть враждебность туземцев, завоевать их доверие и даже любовь.





Карточка№1.

  1. Определить стороны горизонта

  2. Перевести масштаб из одного вида в другой:

А) 1: 25000

Б) 1:500

В) 1:600000

Г) в 1см 8м

Д) в 1см 300м.


3. Определить азимут:


4. Определить географические координаты: г. Оттава, г.Сидней, г.Пекин, г.Осло, г.Владивосток.


5. Определить название географического объекта: 72С.Ш. 120 З.Д;

37Ю.Ш. 57 З.Д.


6. Дать определение терминам: параллель, географическая долгота ,азимут, географические координаты


-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка№2.

  1. Определить стороны горизонта

  2. Перевести масштаб из одного вида в другой:

А) 1: 35000

Б) 1:200

В) 1:500000

Г) в 1см 3м

Д) в 1см 700м.


3. Определить азимут:


4. Определить географические координаты: г.Бразилиа, г.Кейптаун, г.Якутск, г.Каир, г.Дели.


5. Определить название географического объекта: 38С.Ш. 130 З.Д;

10.С.Ш. 80 З.Д.


6. Дать определение терминам: меридиан, географическая широта,азимут, градусная сетка

Карточка№3.

  1. Определить стороны горизонта

  2. Перевести масштаб из одного вида в другой:

А) 1: 2000

Б) 1:100

В) 1:30000000

Г) в 1см 15м

Д) в 1см 3км.


3. Определить азимут:


4. Определить географические координаты: г. Сантьяго, г.Нью-Йорк, г.Адис- Абеба, г.Бомбей, г.Мельбурн.


5. Определить название географического объекта: 72С.Ш. 120 З.Д;

37Ю.Ш. 57 З.Д.


6. Дать определение терминам: параллель, географическая широта, азимут, меридиан


----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка№4.

  1. Определить стороны горизонта.

  2. Перевести масштаб из одного вида в другой:

А) 1: 5000

Б) 1:400

В) 1:3000000

Г) в 1см 15км

Д) в 1см 7м.


3. Определить азимут:


4. Определить географические координаты: г.Рио-де-Жанейро, г.Вашингтон, г.Камерун, г.Тегеран, г.Ханой.


5. Определить название географического объекта: 72С.Ш. 120 З.Д;

37Ю.Ш. 57 З.Д.


6. Дать определение терминам: параллель, географическая широта, азимут, меридиан




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!