Формирование УУД на уроках математики c использованием технологии PISA.
Гуманитарные науки ... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своем они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом.
Роль математики в современном мире очень велика:
- эта наука является важнейшим инструментом для решения самых разнообразных задач из области физики, химии, биологии, экономики и других наук; математические навыки и представления имеют большое значение и в повседневной жизни человека.
- эта наука является важнейшим инструментом для решения самых разнообразных задач из области физики, химии, биологии, экономики и других наук;
- математические навыки и представления имеют большое значение и в повседневной жизни человека.
ПРОБЛЕМА №1
Школьное математическое образование почти целиком сводится к тренировке в выполнении определенных алгоритмов и к обучению детей решать типовые задачи
ПРОБЛЕМА №2
Низкий уровень математической грамотности
Источник выявления проблемы :
результаты промежуточных мониторингов в 5 и 8 классах, анализ ГИА в 9 классе и ЕГЭ в
11 классе.
Причины низких результатов школьников
Неумение учащихся:
- работать с предлагаемой информацией;
- сопоставлять разрозненные фрагменты;
- соотносить общее содержание с его конкретизацией;
- целенаправленно искать недостающую информацию;
- работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстрации, графика, схемы.
Для устранения представленных выше проблем необходимо решить ряд задач:
- организация продуктивной деятельности учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности;
- формирование практико-ориентированных знаний и умений;
- умение вычленять математическое содержание задачи;
- определять фигурирующие в ней математические объекты (количественные отношения, геометрические фигуры и т.п);
- умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях.
На современном этапе модернизации российского образования главная задача школы – обеспеч ить ученику качественн ое образовани е на основе его фундаментальности, которое бы было востребовано не только на рабочем месте, но и в личном плане, так как образование является своеобразным фундаментом, на котором строится вся дальнейшая судьба человека.
В международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment ) математическая грамотность определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Исследование PISA -2003 показало
- у пятнадцатилетних школьников России математическая грамотность ниже среднего мирового результата. Пятая часть учеников, принявших участие в исследовании, выполнили задание на уровне, при котором результаты не засчитываются, так как этот уровень по международным критериям не характеризует математическую грамотность;
- у пятнадцатилетних школьников России математическая грамотность ниже среднего мирового результата. Пятая часть учеников, принявших участие в исследовании, выполнили задание на уровне, при котором результаты не засчитываются, так как этот уровень по международным критериям не характеризует математическую грамотность;
- 11 % школьников не смогли применить свои математические знания даже в самых простых ситуациях, которые были предложены в исследовании и только 7 % имеют высокие уровни математической грамотности, которые проявляются в умении дать математическую интерпретацию относительно сложной незнакомой ситуации.
- 11 % школьников не смогли применить свои математические знания даже в самых простых ситуациях, которые были предложены в исследовании и только 7 % имеют высокие уровни математической грамотности, которые проявляются в умении дать математическую интерпретацию относительно сложной незнакомой ситуации.
Задачи PISA и задания к ним
составлены из текстов разных типов – бытовых, научно-популярных, публицистических и т.д.
Отсутствие опыта работы с такими текстами, навыков получения информации из таких текстов – одна из причин низких результатов школьников.
Математическая грамотность в исследовании PISA определяется как «сочетание математических знаний, умений , опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.
Общие умения, включают:
- математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.
- математическое мышление,
- математическую аргументацию,
- постановку и решение математической проблемы,
- математическое моделирование,
- использование различных математических языков,
- коммуникативные умения.
Четыре содержательных области математической грамотности
- Пространство и форма – - это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям.
- Изменение и отношения – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.
3. Количество – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.
4. Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»
Привычные формы представления информации
Прямое применение
- известных фактов,
- стандартных приемов и методов
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ «СВЯЗИ »
Переход от одной формы информации к другой .
Создание математи-ческой модели .
Применение различных известных методов к решению задач, близких к известным .
Интерпретация полу-ченного решения .
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ «РАЗМЫШЛЕНИЯ»
Сложные проблемы .
Размышление и интуиция .
Творческий подход .
Разработка метода решения .
Обобщение. Обоснование .
Задача “Рассада”
Общая характеристика задачи
Задача относится к теме “Функция” ( Алгебра 9 класс).
Выполнение заданий требует следующих действий:
- применения понятия “функция” в жизненной ситуации;
- работы с информацией, заданной в разных формах: аналитическая запись, графическая, текстовая;
- выявления ограничений, накладываемых на значения функции, в соответствии с реальными условиями (а не только из узко математических соображений);
- работы с “зашумленной” информацией.
- Рекомендуется использовать задачу при введение понятия “функция”.
Ориентировочное время на работу с задачей – 2 урока.
Заполните таблицу.
- Данное задание направлено на восстановление связей между двумя переменными: x и y .
Первичная диагностика :(задача «Рассада»)
Задача “Валютный рынок”
Задача “Валютный рынок” может быть использована на любом из этапов изучения понятия “функции” (в 9 классе), а также при проведении итогового повторения материала, связанного с понятием функциональной зависимости и способами ее представления. Задача предполагает работу с графиками функций , средним арифметическим , выполнение приближенных вычислений .
Вторичная диагностика (задача “Валютный рынок”)
Ответы и решения к з адаче “Рассада”
- Задание 1 . +12; +18.
- Задание 2 . = 6* –12.
Для аналитического описания зависимости нужно найти коэффициенты ( k и b ). Требуется решить систему уравнений
, где
– соответствующие значения температуры и номера цикла.
- Задание 3. Нет: в августе в данных широтах температура не может быть равна 48 0 С.
- Задание 4. График 3, так как начиная с некоторого момента температура перестает расти и колеблется вокруг определенного среднего значения.
Задание 5
- Задание 6. С первой недели мая до второй недели июня (правильным считается также ответ “с четвертой недели апреля до второй недели июня”).
Оценка выполнения заданий
Задача “Воздушный змей ”
Общая характеристика задачи
В условии задачи “Воздушный змей” представлена бытовая ситуация с элементами инженерной задачи. Ее форма не типична для стандартных школьных задач по математике, и ее математическое содержание ученик должен выделить самостоятельно. В задаче используются разные формы представления данных: текст, чертеж, комикс. Чтобы решить задачу, необходимо объединить информацию, представленную в этих формах, и переформулировать ее, используя математические понятия. Условие “зашумлено” (имеется лишняя информация).
Задача требует многократного возвращения к условию и выполнения таких операций:
- сопоставление простых геометрических понятий ( ромб и квадрат ) в коммуникативной ситуации; соотнесение определения понятия ромб с конкретными вариантами геометрических фигур;
- моделирование: перевод словесного описания и объемного изображения в планиметрическую форму (с частичной “подсказкой” в виде чертежа, на котором изображен ромб, отличающийся по пропорциям от требуемого);
- определение необходимой степени точности вычислений, использование приближенных вычислений; определение требуемого ситуацией способа округления (округление вверх);
- применение приемов решения планиметрических задач (использование теоремы Пифагора) в нестандартной ситуации;
Эта задача может использоваться при изучении или повторении следующих тем: ромб , теорема Пифагора , площадь параллелограмма , подобные треугольники , приближенные вычисления .
При выполнении заданий можно рекомендовать ученикам использовать микрокалькулятор.
Ориентировочное время на работу с задачей – 1 урок.
Ответы и решения
Задание 1 . Ромбами являются фигуры A , D , F .
- Каркас представляет собой ромб ABCD со стороной 62 см. Диагональ BD = 50 см (поскольку она равна ширине ткани). Отсюда BE = 25 см. По теореме Пифагора AE ≈ 56,7 см. Следовательно, AC ≈ 113,4 см. Поскольку ткань отпускается по 10 см, надо купить 120 см (округление производится вверх, так как иначе ткани не хватит).
- Построив достаточно точный чертеж, можно оценить длину диагонали AC прямым измерением (чертеж, приведенный в инструкции, не годится, так как на нем изображен ромб с другими пропорциями).
Задание 3 . Приблизительно 74 %.
При заданной длине стороны максимальную площадь среди всех ромбов имеет квадрат. В данном случае S max = (62 см)*2 = 3844 см 2 .
Площадь получившегося змея может быть вычислена как полупроизведение диагоналей BD и AC , длины которых равны, соответственно, 50 и 113,4 см (см. решение к заданию 2). Таким образом, эта площадь составит S 1 = 50 см * 113,4 см : 2 ≈ 2835 см2.
Возможны и другие пути решения. Например, можно найти высоту BF исходя из подобия треугольников AED и BFD (см. чертеж).
Комментарии
Задание 1 . Наиболее частые ошибки связаны с тем, что опознание ромба основывается не на определении (параллелограмм, все стороны которого равны), а на чисто зрительной идентификации. Традиционно ромб изображается расположенным так, что одна его диагональ вертикальна, а другая – горизонтальна. Вследствие этого любой четырехугольник с взаимно перпендикулярными диагоналями, расположенный подобным образом, может быть воспринят как ромб (особенно если он симметричен относительно вертикальной оси). В задании 1 такова фигура E . Напротив, ромбы с горизонтально расположенной стороной (фигуры D и F ) могут не быть опознаны. В любом из этих случаев надо побудить учеников последовательно соотнести каждую из фигур A – F с определением ромба.
Задание 2 . Наиболее распространенная ошибка в этом задании состоит в применении правила округления до десятков (113 округляется до 110). Между тем в соответствии со смыслом задачи должно быть взять ближайшее кратное 10 число, превосходящее большую диагональ ромба (в данном случае – 120). При наличии ошибки следует привлечь учеников к анализу содержания задачи.
Оценка выполнения заданий
Итак, знание математики является фундаментальным в образовании. Поэтому правильный подход в обучении этой дисциплины очень важен. Новые нестандартные задачи PISA позволяют добиться наилучшего результата, и позволяют рассмотреть математику не просто как науку, изучение которой необходимо для сдачи экзамена, а как дисциплину необходимую для развития самого ученика.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!