СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс учителя математики первой категории

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  УУД на уроках математики с использованием  технологии PISA.  

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс учителя математики первой категории»

Формирование УУД на уроках математики c использованием технологии PISA.

Формирование УУД на уроках математики c использованием технологии PISA.

 Гуманитарные науки ... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своем они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом.

Гуманитарные науки ... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своем они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом.

 Роль математики в современном мире очень велика: эта наука является важнейшим инструментом для решения самых разнообразных задач из области физики, химии, биологии, экономики и других наук; математические навыки и представления имеют большое значение и в повседневной жизни человека.  эта наука является важнейшим инструментом для решения самых разнообразных задач из области физики, химии, биологии, экономики и других наук; математические навыки и представления имеют большое значение и в повседневной жизни человека.

Роль математики в современном мире очень велика:

  • эта наука является важнейшим инструментом для решения самых разнообразных задач из области физики, химии, биологии, экономики и других наук; математические навыки и представления имеют большое значение и в повседневной жизни человека.
  • эта наука является важнейшим инструментом для решения самых разнообразных задач из области физики, химии, биологии, экономики и других наук;
  • математические навыки и представления имеют большое значение и в повседневной жизни человека.
ПРОБЛЕМА №1  Школьное математическое образование почти целиком сводится к тренировке в выполнении определенных алгоритмов и к обучению детей решать типовые задачи

ПРОБЛЕМА №1

Школьное математическое образование почти целиком сводится к тренировке в выполнении определенных алгоритмов и к обучению детей решать типовые задачи

ПРОБЛЕМА №2 Низкий уровень математической грамотности

ПРОБЛЕМА №2

Низкий уровень математической грамотности

Источник выявления проблемы :   результаты промежуточных  мониторингов в 5 и 8 классах, анализ ГИА в 9 классе и ЕГЭ в  11 классе.

Источник выявления проблемы :

результаты промежуточных мониторингов в 5 и 8 классах, анализ ГИА в 9 классе и ЕГЭ в

11 классе.

 Причины низких результатов школьников   Неумение учащихся:  работать с предлагаемой информацией; сопоставлять разрозненные фрагменты; соотносить общее содержание с его конкретизацией; целенаправленно искать недостающую информацию; работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстрации, графика, схемы.

Причины низких результатов школьников

Неумение учащихся:

  • работать с предлагаемой информацией;
  • сопоставлять разрозненные фрагменты;
  • соотносить общее содержание с его конкретизацией;
  • целенаправленно искать недостающую информацию;
  • работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстрации, графика, схемы.
  Для устранения представленных выше  проблем необходимо решить ряд задач: организация продуктивной деятельности учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности;  формирование практико-ориентированных знаний и умений;  умение вычленять математическое содержание задачи;  определять фигурирующие в ней математические объекты (количественные отношения, геометрические фигуры и т.п);  умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях.

Для устранения представленных выше проблем необходимо решить ряд задач:

  • организация продуктивной деятельности учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности;
  • формирование практико-ориентированных знаний и умений;
  • умение вычленять математическое содержание задачи;
  • определять фигурирующие в ней математические объекты (количественные отношения, геометрические фигуры и т.п);
  • умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях.
  На современном этапе модернизации  российского образования главная  задача школы – обеспеч ить ученику  качественн ое образовани е на основе  его фундаментальности, которое бы  было востребовано не только на  рабочем месте, но и в личном плане,  так как образование является  своеобразным фундаментом, на  котором строится вся дальнейшая  судьба человека.

На современном этапе модернизации российского образования главная задача школы – обеспеч ить ученику качественн ое образовани е на основе его фундаментальности, которое бы было востребовано не только на рабочем месте, но и в личном плане, так как образование является своеобразным фундаментом, на котором строится вся дальнейшая судьба человека.

 В международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment ) математическая грамотность определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

В международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment ) математическая грамотность определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Исследование PISA -2003 показало у пятнадцатилетних школьников России математическая грамотность ниже среднего мирового результата. Пятая часть учеников, принявших участие в исследовании, выполнили задание на уровне, при котором результаты не засчитываются, так как этот уровень по международным критериям не характеризует математическую грамотность; у пятнадцатилетних школьников России математическая грамотность ниже среднего мирового результата. Пятая часть учеников, принявших участие в исследовании, выполнили задание на уровне, при котором результаты не засчитываются, так как этот уровень по международным критериям не характеризует математическую грамотность;

Исследование PISA -2003 показало

  • у пятнадцатилетних школьников России математическая грамотность ниже среднего мирового результата. Пятая часть учеников, принявших участие в исследовании, выполнили задание на уровне, при котором результаты не засчитываются, так как этот уровень по международным критериям не характеризует математическую грамотность;
  • у пятнадцатилетних школьников России математическая грамотность ниже среднего мирового результата. Пятая часть учеников, принявших участие в исследовании, выполнили задание на уровне, при котором результаты не засчитываются, так как этот уровень по международным критериям не характеризует математическую грамотность;
11 % школьников не смогли применить свои математические знания даже в самых простых ситуациях, которые были предложены в исследовании и только 7 % имеют высокие уровни математической грамотности, которые проявляются в умении дать математическую интерпретацию относительно сложной незнакомой ситуации. 11 % школьников не смогли применить свои математические знания даже в самых простых ситуациях, которые были предложены в исследовании и только 7 % имеют высокие уровни математической грамотности, которые проявляются в умении дать математическую интерпретацию относительно сложной незнакомой ситуации.
  • 11 % школьников не смогли применить свои математические знания даже в самых простых ситуациях, которые были предложены в исследовании и только 7 % имеют высокие уровни математической грамотности, которые проявляются в умении дать математическую интерпретацию относительно сложной незнакомой ситуации.
  • 11 % школьников не смогли применить свои математические знания даже в самых простых ситуациях, которые были предложены в исследовании и только 7 % имеют высокие уровни математической грамотности, которые проявляются в умении дать математическую интерпретацию относительно сложной незнакомой ситуации.
Задачи PISA и задания к ним составлены из текстов разных типов – бытовых, научно-популярных, публицистических и т.д. Отсутствие опыта работы с такими текстами, навыков получения информации из таких текстов – одна из причин низких результатов школьников.

Задачи PISA и задания к ним

составлены из текстов разных типов – бытовых, научно-популярных, публицистических и т.д.

Отсутствие опыта работы с такими текстами, навыков получения информации из таких текстов – одна из причин низких результатов школьников.

Математическая грамотность в исследовании PISA определяется как «сочетание математических знаний, умений , опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.

Математическая грамотность в исследовании PISA определяется как «сочетание математических знаний, умений , опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.

   Общие умения, включают:  математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения. математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.

Общие умения, включают:

  • математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.
  • математическое мышление,
  • математическую аргументацию,
  • постановку и решение математической проблемы,
  • математическое моделирование,
  • использование различных математических языков,
  • коммуникативные умения.
Четыре содержательных области математической грамотности Пространство и форма  – -  это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям. Изменение и отношения  – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.

Четыре содержательных области математической грамотности

  • Пространство и форма – - это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям.
  • Изменение и отношения – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.
  3. Количество  – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.   4. Неопределенность  – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

3. Количество – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.

4. Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРВЫЙ  УРОВЕНЬ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»  Привычные формы представления информации  Прямое применение  - известных фактов,  - стандартных приемов и методов ВТОРОЙ УРОВЕНЬ  «СВЯЗИ »  Переход от одной формы информации к другой . Создание математи-ческой модели .  Применение различных известных методов к решению задач, близких к известным . Интерпретация полу-ченного решения .  ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ  «РАЗМЫШЛЕНИЯ»  Сложные проблемы .  Размышление и интуиция .  Творческий подход .  Разработка метода решения .  Обобщение. Обоснование .

УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»

Привычные формы представления информации

Прямое применение

- известных фактов,

- стандартных приемов и методов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ «СВЯЗИ »

Переход от одной формы информации к другой .

Создание математи-ческой модели .

Применение различных известных методов к решению задач, близких к известным .

Интерпретация полу-ченного решения .

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ «РАЗМЫШЛЕНИЯ»

Сложные проблемы .

Размышление и интуиция .

Творческий подход .

Разработка метода решения .

Обобщение. Обоснование .

Задача “Рассада”  Общая характеристика задачи Задача относится к теме “Функция” ( Алгебра 9 класс). Выполнение заданий требует следующих действий: применения понятия “функция” в жизненной ситуации; работы с информацией, заданной в разных формах: аналитическая запись, графическая, текстовая; выявления ограничений, накладываемых на значения функции, в соответствии с реальными условиями (а не только из узко математических соображений); работы с “зашумленной” информацией. Рекомендуется использовать задачу при введение понятия “функция”.  Ориентировочное время на работу с задачей – 2 урока.  

Задача “Рассада”

Общая характеристика задачи

Задача относится к теме “Функция” ( Алгебра 9 класс).

Выполнение заданий требует следующих действий:

  • применения понятия “функция” в жизненной ситуации;
  • работы с информацией, заданной в разных формах: аналитическая запись, графическая, текстовая;
  • выявления ограничений, накладываемых на значения функции, в соответствии с реальными условиями (а не только из узко математических соображений);
  • работы с “зашумленной” информацией.
  • Рекомендуется использовать задачу при введение понятия “функция”.

Ориентировочное время на работу с задачей – 2 урока.

 

 Заполните таблицу. Данное задание направлено на восстановление связей между двумя переменными: x и y .

Заполните таблицу.

  • Данное задание направлено на восстановление связей между двумя переменными: x и y .
Первичная диагностика :(задача «Рассада»)

Первичная диагностика :(задача «Рассада»)

Задача “Валютный рынок”    Задача “Валютный рынок” может быть использована на любом из этапов изучения понятия “функции” (в 9 классе), а также при проведении итогового повторения материала, связанного с понятием функциональной зависимости и способами ее представления. Задача предполагает работу с графиками функций , средним арифметическим , выполнение приближенных вычислений .

Задача “Валютный рынок”

Задача “Валютный рынок” может быть использована на любом из этапов изучения понятия “функции” (в 9 классе), а также при проведении итогового повторения материала, связанного с понятием функциональной зависимости и способами ее представления. Задача предполагает работу с графиками функций , средним арифметическим , выполнение приближенных вычислений .

Вторичная диагностика (задача “Валютный рынок”)

Вторичная диагностика (задача “Валютный рынок”)

Ответы и решения  к з адаче “Рассада” Задание 1 . +12; +18. Задание 2 .  = 6*  –12.  Для аналитического описания зависимости нужно найти коэффициенты ( k и b ). Требуется решить систему уравнений  , где – соответствующие значения температуры и номера цикла. Задание 3.  Нет: в августе в данных широтах температура не может быть равна 48 0 С.   Задание 4. График 3, так как начиная с некоторого момента температура перестает расти и колеблется вокруг определенного среднего значения.

Ответы и решения к з адаче “Рассада”

  • Задание 1 . +12; +18.
  • Задание 2 .  = 6*  –12.

Для аналитического описания зависимости нужно найти коэффициенты ( k и b ). Требуется решить систему уравнений

, где

– соответствующие значения температуры и номера цикла.

  • Задание 3. Нет: в августе в данных широтах температура не может быть равна 48 0 С.

 

  • Задание 4. График 3, так как начиная с некоторого момента температура перестает расти и колеблется вокруг определенного среднего значения.
 Задание 5

Задание 5

Задание 6. С первой недели мая до второй недели июня (правильным считается также ответ “с четвертой недели апреля до второй недели июня”).
  • Задание 6. С первой недели мая до второй недели июня (правильным считается также ответ “с четвертой недели апреля до второй недели июня”).

Оценка выполнения заданий

Оценка выполнения заданий

Задача “Воздушный змей ”   Общая характеристика задачи    В условии задачи “Воздушный змей” представлена бытовая ситуация с элементами инженерной задачи. Ее форма не типична для стандартных школьных задач по математике, и ее математическое содержание ученик должен выделить самостоятельно. В задаче используются разные формы представления данных: текст, чертеж, комикс. Чтобы решить задачу, необходимо объединить информацию, представленную в этих формах, и переформулировать ее, используя математические понятия. Условие “зашумлено” (имеется лишняя информация).

Задача “Воздушный змей

Общая характеристика задачи

В условии задачи “Воздушный змей” представлена бытовая ситуация с элементами инженерной задачи. Ее форма не типична для стандартных школьных задач по математике, и ее математическое содержание ученик должен выделить самостоятельно. В задаче используются разные формы представления данных: текст, чертеж, комикс. Чтобы решить задачу, необходимо объединить информацию, представленную в этих формах, и переформулировать ее, используя математические понятия. Условие “зашумлено” (имеется лишняя информация).

Задача требует многократного возвращения к условию и выполнения таких операций: сопоставление простых геометрических понятий ( ромб и квадрат ) в коммуникативной ситуации; соотнесение определения понятия ромб с конкретными вариантами геометрических фигур; моделирование: перевод словесного описания и объемного изображения в планиметрическую форму (с частичной “подсказкой” в виде чертежа, на котором изображен ромб, отличающийся по пропорциям от требуемого); определение необходимой степени точности вычислений, использование приближенных вычислений; определение требуемого ситуацией способа округления (округление вверх); применение приемов решения планиметрических задач (использование теоремы Пифагора) в нестандартной ситуации;

Задача требует многократного возвращения к условию и выполнения таких операций:

  • сопоставление простых геометрических понятий ( ромб и квадрат ) в коммуникативной ситуации; соотнесение определения понятия ромб с конкретными вариантами геометрических фигур;
  • моделирование: перевод словесного описания и объемного изображения в планиметрическую форму (с частичной “подсказкой” в виде чертежа, на котором изображен ромб, отличающийся по пропорциям от требуемого);
  • определение необходимой степени точности вычислений, использование приближенных вычислений; определение требуемого ситуацией способа округления (округление вверх);
  • применение приемов решения планиметрических задач (использование теоремы Пифагора) в нестандартной ситуации;
  Эта задача может использоваться при изучении или повторении следующих тем: ромб , теорема Пифагора , площадь параллелограмма , подобные треугольники , приближенные вычисления .   При выполнении заданий можно рекомендовать ученикам использовать микрокалькулятор.   Ориентировочное время на работу с задачей – 1 урок.

Эта задача может использоваться при изучении или повторении следующих тем: ромб , теорема Пифагора , площадь параллелограмма , подобные треугольники , приближенные вычисления .

При выполнении заданий можно рекомендовать ученикам использовать микрокалькулятор.

Ориентировочное время на работу с задачей – 1 урок.

Ответы и решения   Задание 1 . Ромбами являются фигуры A , D , F .

Ответы и решения

Задание 1 . Ромбами являются фигуры A , D , F .

Каркас представляет собой ромб ABCD со стороной 62 см. Диагональ BD  = 50 см (поскольку она равна ширине ткани). Отсюда BE  = 25 см. По теореме Пифагора AE  ≈ 56,7 см. Следовательно, AC  ≈ 113,4 см. Поскольку ткань отпускается по 10 см, надо купить 120 см (округление производится вверх, так как иначе ткани не хватит). Построив достаточно точный чертеж, можно оценить длину диагонали AC прямым измерением (чертеж, приведенный в инструкции, не годится, так как на нем изображен ромб с другими пропорциями).
  • Каркас представляет собой ромб ABCD со стороной 62 см. Диагональ BD  = 50 см (поскольку она равна ширине ткани). Отсюда BE  = 25 см. По теореме Пифагора AE  ≈ 56,7 см. Следовательно, AC  ≈ 113,4 см. Поскольку ткань отпускается по 10 см, надо купить 120 см (округление производится вверх, так как иначе ткани не хватит).
  • Построив достаточно точный чертеж, можно оценить длину диагонали AC прямым измерением (чертеж, приведенный в инструкции, не годится, так как на нем изображен ромб с другими пропорциями).
 Задание 3 . Приблизительно 74 %.  При заданной длине стороны максимальную площадь среди всех ромбов имеет квадрат. В данном случае S max   =  (62 см)*2  =  3844 см 2 .  Площадь получившегося змея может быть вычислена как полупроизведение диагоналей BD и AC , длины которых равны, соответственно, 50 и 113,4 см (см. решение к заданию 2). Таким образом, эта площадь составит S 1   =  50 см * 113,4 см : 2 ≈ 2835 см2.  Возможны и другие пути решения. Например, можно найти высоту BF исходя из подобия треугольников AED и BFD (см. чертеж).

Задание 3 . Приблизительно 74 %.

При заданной длине стороны максимальную площадь среди всех ромбов имеет квадрат. В данном случае S max   =  (62 см)*2  =  3844 см 2 .

Площадь получившегося змея может быть вычислена как полупроизведение диагоналей BD и AC , длины которых равны, соответственно, 50 и 113,4 см (см. решение к заданию 2). Таким образом, эта площадь составит S 1   =  50 см * 113,4 см : 2 ≈ 2835 см2.

Возможны и другие пути решения. Например, можно найти высоту BF исходя из подобия треугольников AED и BFD (см. чертеж).

Комментарии    Задание 1 . Наиболее частые ошибки связаны с тем, что опознание ромба основывается не на определении (параллелограмм, все стороны которого равны), а на чисто зрительной идентификации. Традиционно ромб изображается расположенным так, что одна его диагональ вертикальна, а другая – горизонтальна. Вследствие этого любой четырехугольник с взаимно перпендикулярными диагоналями, расположенный подобным образом, может быть воспринят как ромб (особенно если он симметричен относительно вертикальной оси). В задании 1 такова фигура E . Напротив, ромбы с горизонтально расположенной стороной (фигуры D и F ) могут не быть опознаны. В любом из этих случаев надо побудить учеников последовательно соотнести каждую из фигур A – F с определением ромба.

Комментарии

Задание 1 . Наиболее частые ошибки связаны с тем, что опознание ромба основывается не на определении (параллелограмм, все стороны которого равны), а на чисто зрительной идентификации. Традиционно ромб изображается расположенным так, что одна его диагональ вертикальна, а другая – горизонтальна. Вследствие этого любой четырехугольник с взаимно перпендикулярными диагоналями, расположенный подобным образом, может быть воспринят как ромб (особенно если он симметричен относительно вертикальной оси). В задании 1 такова фигура E . Напротив, ромбы с горизонтально расположенной стороной (фигуры D и F ) могут не быть опознаны. В любом из этих случаев надо побудить учеников последовательно соотнести каждую из фигур AF с определением ромба.

 Задание 2 . Наиболее распространенная ошибка в этом задании состоит в применении правила округления до десятков (113 округляется до 110). Между тем в соответствии со смыслом задачи должно быть взять ближайшее кратное 10 число, превосходящее большую диагональ ромба (в данном случае – 120). При наличии ошибки следует привлечь учеников к анализу содержания задачи.  

Задание 2 . Наиболее распространенная ошибка в этом задании состоит в применении правила округления до десятков (113 округляется до 110). Между тем в соответствии со смыслом задачи должно быть взять ближайшее кратное 10 число, превосходящее большую диагональ ромба (в данном случае – 120). При наличии ошибки следует привлечь учеников к анализу содержания задачи.

 

Оценка выполнения заданий

Оценка выполнения заданий

  Итак, знание математики является фундаментальным в образовании. Поэтому правильный подход в обучении этой дисциплины очень важен. Новые нестандартные задачи PISA позволяют добиться наилучшего результата, и позволяют рассмотреть математику не просто как науку, изучение которой необходимо для сдачи экзамена, а как дисциплину необходимую для развития самого ученика.

Итак, знание математики является фундаментальным в образовании. Поэтому правильный подход в обучении этой дисциплины очень важен. Новые нестандартные задачи PISA позволяют добиться наилучшего результата, и позволяют рассмотреть математику не просто как науку, изучение которой необходимо для сдачи экзамена, а как дисциплину необходимую для развития самого ученика.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!