Мастер-класс урока развития речи с использованием ИКТ
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Бодеевская СОШ» Волкова О.В.
Понятие и сущность ИКТ
Информационно- коммуникационные технологии - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:
- использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению;
- увеличение объёма самостоятельной работы учащихся ;
- реализация идей развивающего обучения;
- интеграция учебных дисциплин;
- увеличение доли проектной работы
учащихся
Компьютер используется на различных этапах проведения урока:
- Использование компьютера при изучении (объяснении)
нового материала.
5. Использование компьютера как демонстрационного средства наглядности
2. Использование компьютера при выполнении тренировочных упражнений
3. Использование компьютера при повторении изученного.
4 . Использование компьютера для осуществления контроля знаний
Методические рекомендации
1. Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Напомнить основные положения предыдущих уроков (урока) можно с помощью тестовых заданий, блиц-опроса, тезисов, схем, таблиц и т.д.
2. Мы сообщаем план урока и ожидаемые результаты
3. Мы демонстрируем заранее подготовленные компьютерные презентации. Это заметно усиливает познавательную активность учащихся. Но важно, чтобы презентации использовались не только в качестве наглядного пособия, но и создавались учащимися.
4. Таким образом, необходимо стараться предоставить учащимся возможность действовать.
5. Контролируем уровень освоения учебного материала.
6. Используем ясные правила оценки результатов учебной работы. Необходимо сформулировать требования в начале обучения и постоянно использовать их при предъявлении и оценке результатов выполнения заданий.
Трудности методического характера:
— применение ПК максимально «уплотняет» урок. Потому необходимо максимально разнообразить его, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся;
— надо не «перегрузить» учащихся работой на ПК;
— невозможность обеспечить каждого ученика компьютером в сельских школах (но тогда – использование группового метода);
-подготовка учителя к любому уроку с использованием ИКТ требует тщательной переработки разнообразного материала.
Видеофрагмент урока развития речи в 5 классе.
Первый этап урока: актуализация внимания, знаний учащихся.
Внимание ребят приковывает изображение зайца на слайде, возникает интерес к теме урока, происходит включение в диалог.
Примечание: обучение происходит в условиях малокомплектной сельской школы
Видеофрагмент урока
Показ видеофильма при подготовке к написанию сочинения.
Использование видеоресурсов на уроке открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся. Просмотр видеофильмов может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, служить стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.
Интерактивная игра-тренажер «Рыбалка».
Использование данного приема на уроках письма и развития речи позволяет развить орфографическую зоркость у всех детей.
Видеофрагмент урока в 5 классе