СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс уроков по истории на темы:" Холодная война. Перестройка в СССР".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методики проблемного обучения в 11 кл. Уроки-дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс уроков по истории на темы:" Холодная война. Перестройка в СССР".»

7



Мастер-класс

Изучение наиболее острых вопросов новейшей истории («Холодная война», перестройка в СССР ) в рамках технологии проблемного обучения.


Разработчик:

Юртаев Г.Р., учитель истории

МКОО «Староатлашская СШ»

Старокулаткинского района

Ульяновской обл.

Д.И. Писарев отмечал, что обязанность учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые бы соответствовали размерам его наличных сил и с течением времени становились бы постоянно трудными и более сложными. Среди многообразия используемых мною в практике видов уроков особенно выделяю уроки проблемного характера, которые как раз и предполагают активную интеллектуальную и нравственную работу ученика.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством учителя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Условием успешности проблемного обучения являются:

- проблематизация учебного материала (дети вначале удивляются, а затем от присущего им любопытства стараются разрешить проблему);

- активность ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом);

- жизненные параллели;

- актуальность.

Технологическая схема проблемного урока следующая: учитель создаёт проблемную ситуацию (важно подчеркнуть её привлекательность, актуальность, проблема не должна быть слишком простой), направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Ученик, таким образом, становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него появляются новые знания, способы работы с материалом. Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций:

  1. Подвести учащихся к противоречию и предложить самостоятельно найти способ разрешения.

  2. Излагать несколько точек зрения на один и тот же вопрос.

  3. Постановка проблемной задачи с недостаточными данными, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения.

Обычно технология проблемного обучения применяется при многозначности трактовки какого-либо исторического явления. Многозначность не позволяет однобокого решения проблемы, следовательно, не столько важно решить её, сколько сформировать отношение ребёнка, его позицию без давления.

Цель моего мастер-класса: показать эффективность технологии проблемного обучения в изучении наиболее острых вопросов новейшей истории в рамках УМК «История России 1945-2007г.» под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова.

Считаю острыми, неоднозначными, наиболее часто обсуждаемыми такие исторические события новейшей истории России, как «холодная война», перестройка. Содержание данных параграфов, вопросы и задания дидактического аппарата к ним нацеливают на изучение данных тем через технологию проблемного обучения. Программа О.Ю. Стреловой, Е.Е. Вяземского предлагают данных тем в форме интерактивных занятий:

- «Виновники «холодной войны» (дискуссия).

- Можно ли было избежать «холодной войны»? (диспут).

- «Общественные предпосылки масштабных перемен, поиск нового пути в период перестройки».

- «Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошёл до распада государства»?

Всё это в комплексе и определило конструкции моих уроков по данным темам - проблемный урок.

Концентрическая система предполагает, что данные темы уже изучались в 9 классе. Считаю большим плюсом концентрической системы то, что, имея необходимый багаж знаний, учащиеся могут теперь в проблемном, дискуссионном ключе порассуждать, выработать свою точку зрения, сформировать свою позицию к изучаемым событиям.

Показать же проблемность изучаемого материала должна формулировка темы.

Так урок по §1 «Холодная война». Выбор политического курса СССР был мною сформулирован так: «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

Цели урока:

  1. Определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны».

  2. Развивать логические умения учащихся через выделения причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, развитие ассоциативного мышления.

  3. Воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умение находить консенсус.

Урок выстраивается на основе методики критического мышления в 3 стадии.

1 стадия – стадия вызова. Она предполагает:

  1. лейтмотив урока – отрывок из речи У.Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946г. (толчок к «холодной войне»);

б) три точки зрения историков на данную проблему;

в) вывод учащимися из лейтмотива проблемы урока;

г) составление индивидуальной и коллективной «корзины идей», в которые собираются ассоциации учащихся по данной проблеме.

2 стадия – осмысления:

  1. краткий обзор учителем исторической ситуации после II мировой

войны. Вывод на столкновение 2 основных тенденций мирового развития, которые и дали начало «холодной войне»:

- Победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром.

- Советский Союз сохранился как единое мощное государство, не считаться с которым было не возможно.

  1. Работа конструкторского бюро по моделированию материала в опорный конспект. Работа проводится на основе уже имеющегося багажа знаний.

ОК

«Холодная война»

1946 - 1991

- это состояние экономической, идеологии и «полувоенной» конфронтации между двумя системами (социализмом и капитализмом)

Причины

1.СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств.

2. США стремились втянуть страны в сферу своего экономического влияния.

3. Тревога США и Англии о дальнейшем расширении сфер влияния СССР.



СССР и Образ врага США и

соц. страны страны

Запада

5 марта 1946 г. – речь Черчилля

Фултоне - призыв к борьбе с

экспансией коммунизма

Март 1947 – «доктрина

Трумэна»

а) Доктрина сдерживания

б) Доктрина

отбрасывания

Создание Создание

ОВД НАТО

1955 1949



Создание План атомных

советской бомбардировок

атомной бомбы СССР

1949 г.


Раскол Германии

на два гос – ва:

ФРГ и ГДР (1949)


  1. Индивидуальные работы одарённых учащихся. Учащиеся продвинутого уровня моделируют свои вариант ОК, один из них составляет терминологический словарь с опорой на составленные «корзины идей».

  2. Интерактивная игра «Аналитики».

Класс делится на 2 группы: советские историки, доказывающие вину США; американские историки, доказывающие вину СССР.


1 группа – факты виновности США:

1. 26 апреля 1945 – Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий.

2. Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей.

3. План «Немыслимое».

4. Речь Черчилля в Фултоне.

5. «Доктрина Трумэна».

6. Создание НАТО.

7. «План Маршалла».


2 группа – факты виновности СССР:

1. Тезис Жданова о наличии в мире 2 непримиримых лагерей.

2. Установление режимов «народной демократии».

3. 1947 – «План активной обороны территории Советского Союза»

4. СЭВ – 1949.

5. Коминформбюро.

6.Создание атомной бомбы.



  1. Мини-дебаты по проблемному вопросу: «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?


3 стадия – стадия рефлексии проводится с помощью интерактивного метода: «Шляпа мышления», который позволяет выразить своё отношение к изученному событию в нетрадиционной форме:

белый цвет – нейтральная информация;

красный – эмоции, чувства;

синий – размышление;

зелёный – изобретение;

жёлтый – прогноз (как бы развивался мир, если бы Черчилль не произнёс речь в г.Фултоне).

По-моему, новая образовательная среда на таком уроке требует от молодых людей умений осуществлять самостоятельный поиск информации, критически воспринимать и анализировать разные точки зрения, аргументировано представлять собственную гражданскую позицию. И что очень важно, понимать, в чём именно заключается национальный интерес России. Ведь стратегическим выводом урока должен стать следующий: США и СССР внесли свой вклад в развязывание «холодной войны» и несут свою долю ответственности. Однако инициатива «холодной войны» принадлежала США.


В таком же дискуссионном ключе возможно изучение ещё одной проблемы новейшей истории России – эпохи перестройки. Это событие привело к распаду СССР – трагедии планетарного масштаба. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы учащиеся понимали ключевые вопросы данного периода:

1. Каковы причины социально-экономического и политического кризиса СССР?

2. Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе этого пути?

3. Почему руководство СССР не смогло найти эффективного ответа на вызовы времени?

4. Чем объяснялась и в чём проявилась слабость Советского государства?

Именно эти вопросы составили каскад проблемных заданий к уроку по теме: «Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития». Стержнем урока стала самостоятельная групповая работа учащихся методом «перекрёстная паутина» с материалом § 13 «Начало политических и экономических реформ в СССР». Лист делится на 3 колонки. Средняя – реформы перестройки; правая – планируемые результаты; левая - реальные итоги внедрения.


Перекрёстная паутина по теме «Перестройка»

Планируемые результаты


Реформы перестройки

Реальные итоги


1.Производство промышленных роботов и производственных комплексов.

2.Государственная приёмка.

3.Компания по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

4.Всестороннее совершенствование социализма.

Ускорение социально-экономического развития – апрель 1985г.


1.Подорван бюджет.

2.Незапланированные расходы на ликвидацию аварий.

3.Сокращение валютных расходов.

4.Финансовый и экономический кризис.


Начало развития сферы частной инициативы.


Перестройка:

Закон об индивидуальной трудовой деятельности – осень 1986г.

Постановления Совмина от 15 мая 1986г. «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».

1.Хозяйственная самостоятельность предприятий и хозрасчёт.

2.Право внешнеэкономических связей.

3.Право выбирать руководителя.

Закон о государственном предприятии (объединении) – 1987г.


1.Цены не свободны.

2.Вывод из свободной продажи большинства производимой продукции.

Создание кооперативов


Закон о кооперации - май 1988г.


1.Раскол трудовых коллективов.

2.Денежная эмиссия

3.Перекачка товаров и денег за рубеж.

1.5 форм хозяйствования на земле: совхозы, колхозы, агрокомбинаты, кооперативы, фермерские хозяйства.

2.Роспуск Госагропрома.

3.Свёртывание борьбы с личным подсобным хозяйством.

Перестройка аграрного сектора -1989г.


1 Кризис в сельском хозяйстве.

1.Демократизация партии, системы управления, гласность.

2.Альтернативные выборы.

3.Полновластие Советов.

4.Совмещение должностей председателей Советов и первых секретарей.

5.Съезд народных депутатов – высший орган государственной власти


Верховный Совет



6.Отмена 6статьи Конституции - права КПСС на руководящую роль в обществе.

Совет Союза

Совет Национальностей

7.Учреждение поста Президента СССР.

8.Создание кабинета министров.

Политическая реформа – январь 1987г.

Резолюция

«О демократизации».

Закон «Об изменениях и дополнениях конституции СССР».

Закон «О выборах народных депутатов СССР».


Критика советского строя, политики коммунистической партии, руководства страны.

Борьба за отмену 6 статьи Конституции.



Анализируя данные дидактической таблицы учащиеся подходят к решению поставленных в начале урока проблем.

По ходу урока учащимся предлагается ряд творческих заданий:

  1. Мини-конкурс на наиболее точное определение понятия – перестройка.

  2. Рефлексия в форме синквейна – краткого отражения уровня понимания изученной темы.

Существительное



Прилагательное

Прилагательное



Глагол

Глагол

Глагол



Фраза со смыслом




Резюме




Например: Перестройка

освежающая, противоречивая

реформирует, совершенствует, ускоряет.

Привела от частных преобразований к смене модели общественного развития.

Итог – распад СССР.


Заканчивая школу, выпускники сразу попадают во взрослую жизнь, и для самих школьников и для всех нас, и для России в целом исключительно важно, чтобы молодые люди осознавали и понимали, в каком мире и в какой стране они живут, каковы приоритеты её развития. Важно, чтобы они стали гражданами, воспринимающими свою историю с позитивной стороны.

Учителя не единственные, кто играет роль в воспитании детей, однако их роль является важнейшей. Они должны принять этот вызов времени. Нам даётся лишь несколько лет для того, чтобы помочь детям приобрести знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан своей страны. Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен, доверие детей будет предано.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!