7
Мастер-класс
Изучение наиболее острых вопросов новейшей истории («Холодная война», перестройка в СССР ) в рамках технологии проблемного обучения.
Разработчик:
Юртаев Г.Р., учитель истории
МКОО «Староатлашская СШ»
Старокулаткинского района
Ульяновской обл.
Д.И. Писарев отмечал, что обязанность учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые бы соответствовали размерам его наличных сил и с течением времени становились бы постоянно трудными и более сложными. Среди многообразия используемых мною в практике видов уроков особенно выделяю уроки проблемного характера, которые как раз и предполагают активную интеллектуальную и нравственную работу ученика.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством учителя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Условием успешности проблемного обучения являются:
- проблематизация учебного материала (дети вначале удивляются, а затем от присущего им любопытства стараются разрешить проблему);
- активность ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- жизненные параллели;
- актуальность.
Технологическая схема проблемного урока следующая: учитель создаёт проблемную ситуацию (важно подчеркнуть её привлекательность, актуальность, проблема не должна быть слишком простой), направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Ученик, таким образом, становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него появляются новые знания, способы работы с материалом. Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций:
Подвести учащихся к противоречию и предложить самостоятельно найти способ разрешения.
Излагать несколько точек зрения на один и тот же вопрос.
Постановка проблемной задачи с недостаточными данными, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения.
Обычно технология проблемного обучения применяется при многозначности трактовки какого-либо исторического явления. Многозначность не позволяет однобокого решения проблемы, следовательно, не столько важно решить её, сколько сформировать отношение ребёнка, его позицию без давления.
Цель моего мастер-класса: показать эффективность технологии проблемного обучения в изучении наиболее острых вопросов новейшей истории в рамках УМК «История России 1945-2007г.» под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова.
Считаю острыми, неоднозначными, наиболее часто обсуждаемыми такие исторические события новейшей истории России, как «холодная война», перестройка. Содержание данных параграфов, вопросы и задания дидактического аппарата к ним нацеливают на изучение данных тем через технологию проблемного обучения. Программа О.Ю. Стреловой, Е.Е. Вяземского предлагают данных тем в форме интерактивных занятий:
- «Виновники «холодной войны» (дискуссия).
- Можно ли было избежать «холодной войны»? (диспут).
- «Общественные предпосылки масштабных перемен, поиск нового пути в период перестройки».
- «Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошёл до распада государства»?
Всё это в комплексе и определило конструкции моих уроков по данным темам - проблемный урок.
Концентрическая система предполагает, что данные темы уже изучались в 9 классе. Считаю большим плюсом концентрической системы то, что, имея необходимый багаж знаний, учащиеся могут теперь в проблемном, дискуссионном ключе порассуждать, выработать свою точку зрения, сформировать свою позицию к изучаемым событиям.
Показать же проблемность изучаемого материала должна формулировка темы.
Так урок по §1 «Холодная война». Выбор политического курса СССР был мною сформулирован так: «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
Цели урока:
Определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны».
Развивать логические умения учащихся через выделения причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, развитие ассоциативного мышления.
Воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умение находить консенсус.
Урок выстраивается на основе методики критического мышления в 3 стадии.
1 стадия – стадия вызова. Она предполагает:
лейтмотив урока – отрывок из речи У.Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946г. (толчок к «холодной войне»);
б) три точки зрения историков на данную проблему;
в) вывод учащимися из лейтмотива проблемы урока;
г) составление индивидуальной и коллективной «корзины идей», в которые собираются ассоциации учащихся по данной проблеме.
2 стадия – осмысления:
краткий обзор учителем исторической ситуации после II мировой
войны. Вывод на столкновение 2 основных тенденций мирового развития, которые и дали начало «холодной войне»:
- Победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром.
- Советский Союз сохранился как единое мощное государство, не считаться с которым было не возможно.
Работа конструкторского бюро по моделированию материала в опорный конспект. Работа проводится на основе уже имеющегося багажа знаний.
ОК
«Холодная война»
1946 - 1991
- это состояние экономической, идеологии и «полувоенной» конфронтации между двумя системами (социализмом и капитализмом)
Причины
1.СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств.
2. США стремились втянуть страны в сферу своего экономического влияния.
3. Тревога США и Англии о дальнейшем расширении сфер влияния СССР.
СССР и Образ врага США и
соц. страны страны
Запада
5 марта 1946 г. – речь Черчилля
Фултоне - призыв к борьбе с
экспансией коммунизма
Март 1947 – «доктрина
Трумэна»
а) Доктрина сдерживания
б) Доктрина
отбрасывания
Создание Создание
ОВД НАТО
1955 1949
Создание План атомных
советской бомбардировок
атомной бомбы СССР
1949 г.
Раскол Германии
на два гос – ва:
ФРГ и ГДР (1949)
Индивидуальные работы одарённых учащихся. Учащиеся продвинутого уровня моделируют свои вариант ОК, один из них составляет терминологический словарь с опорой на составленные «корзины идей».
Интерактивная игра «Аналитики».
Класс делится на 2 группы: советские историки, доказывающие вину США; американские историки, доказывающие вину СССР.
1 группа – факты виновности США: 1. 26 апреля 1945 – Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий. 2. Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей. 3. План «Немыслимое». 4. Речь Черчилля в Фултоне. 5. «Доктрина Трумэна». 6. Создание НАТО. 7. «План Маршалла». | 2 группа – факты виновности СССР: 1. Тезис Жданова о наличии в мире 2 непримиримых лагерей. 2. Установление режимов «народной демократии». 3. 1947 – «План активной обороны территории Советского Союза» 4. СЭВ – 1949. 5. Коминформбюро. 6.Создание атомной бомбы. |
Мини-дебаты по проблемному вопросу: «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
3 стадия – стадия рефлексии проводится с помощью интерактивного метода: «Шляпа мышления», который позволяет выразить своё отношение к изученному событию в нетрадиционной форме:
белый цвет – нейтральная информация;
красный – эмоции, чувства;
синий – размышление;
зелёный – изобретение;
жёлтый – прогноз (как бы развивался мир, если бы Черчилль не произнёс речь в г.Фултоне).
По-моему, новая образовательная среда на таком уроке требует от молодых людей умений осуществлять самостоятельный поиск информации, критически воспринимать и анализировать разные точки зрения, аргументировано представлять собственную гражданскую позицию. И что очень важно, понимать, в чём именно заключается национальный интерес России. Ведь стратегическим выводом урока должен стать следующий: США и СССР внесли свой вклад в развязывание «холодной войны» и несут свою долю ответственности. Однако инициатива «холодной войны» принадлежала США.
В таком же дискуссионном ключе возможно изучение ещё одной проблемы новейшей истории России – эпохи перестройки. Это событие привело к распаду СССР – трагедии планетарного масштаба. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы учащиеся понимали ключевые вопросы данного периода:
1. Каковы причины социально-экономического и политического кризиса СССР?
2. Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе этого пути?
3. Почему руководство СССР не смогло найти эффективного ответа на вызовы времени?
4. Чем объяснялась и в чём проявилась слабость Советского государства?
Именно эти вопросы составили каскад проблемных заданий к уроку по теме: «Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития». Стержнем урока стала самостоятельная групповая работа учащихся методом «перекрёстная паутина» с материалом § 13 «Начало политических и экономических реформ в СССР». Лист делится на 3 колонки. Средняя – реформы перестройки; правая – планируемые результаты; левая - реальные итоги внедрения.
Перекрёстная паутина по теме «Перестройка»
Планируемые результаты | Реформы перестройки | Реальные итоги |
1.Производство промышленных роботов и производственных комплексов. 2.Государственная приёмка. 3.Компания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. 4.Всестороннее совершенствование социализма. | Ускорение социально-экономического развития – апрель 1985г. | 1.Подорван бюджет. 2.Незапланированные расходы на ликвидацию аварий. 3.Сокращение валютных расходов. 4.Финансовый и экономический кризис. |
Начало развития сферы частной инициативы. | Перестройка: Закон об индивидуальной трудовой деятельности – осень 1986г. | Постановления Совмина от 15 мая 1986г. «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». |
1.Хозяйственная самостоятельность предприятий и хозрасчёт. 2.Право внешнеэкономических связей. 3.Право выбирать руководителя. | Закон о государственном предприятии (объединении) – 1987г. | 1.Цены не свободны. 2.Вывод из свободной продажи большинства производимой продукции. |
Создание кооперативов | Закон о кооперации - май 1988г. | 1.Раскол трудовых коллективов. 2.Денежная эмиссия 3.Перекачка товаров и денег за рубеж. |
1.5 форм хозяйствования на земле: совхозы, колхозы, агрокомбинаты, кооперативы, фермерские хозяйства. 2.Роспуск Госагропрома. 3.Свёртывание борьбы с личным подсобным хозяйством. | Перестройка аграрного сектора -1989г. | 1 Кризис в сельском хозяйстве. |
1.Демократизация партии, системы управления, гласность. 2.Альтернативные выборы. 3.Полновластие Советов. 4.Совмещение должностей председателей Советов и первых секретарей. 5.Съезд народных депутатов – высший орган государственной власти Верховный Совет 6.Отмена 6статьи Конституции - права КПСС на руководящую роль в обществе. Совет Союза | Совет Национальностей | 7.Учреждение поста Президента СССР. 8.Создание кабинета министров. | Политическая реформа – январь 1987г. Резолюция «О демократизации». Закон «Об изменениях и дополнениях конституции СССР». Закон «О выборах народных депутатов СССР». | Критика советского строя, политики коммунистической партии, руководства страны. Борьба за отмену 6 статьи Конституции. |
Анализируя данные дидактической таблицы учащиеся подходят к решению поставленных в начале урока проблем.
По ходу урока учащимся предлагается ряд творческих заданий:
Мини-конкурс на наиболее точное определение понятия – перестройка.
Рефлексия в форме синквейна – краткого отражения уровня понимания изученной темы.
Прилагательное | Прилагательное |
Например: Перестройка
освежающая, противоречивая
реформирует, совершенствует, ускоряет.
Привела от частных преобразований к смене модели общественного развития.
Итог – распад СССР.
Заканчивая школу, выпускники сразу попадают во взрослую жизнь, и для самих школьников и для всех нас, и для России в целом исключительно важно, чтобы молодые люди осознавали и понимали, в каком мире и в какой стране они живут, каковы приоритеты её развития. Важно, чтобы они стали гражданами, воспринимающими свою историю с позитивной стороны.
Учителя не единственные, кто играет роль в воспитании детей, однако их роль является важнейшей. Они должны принять этот вызов времени. Нам даётся лишь несколько лет для того, чтобы помочь детям приобрести знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан своей страны. Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен, доверие детей будет предано.