СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Музокотерапия"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я рассказала о таком методе здоровьесберегающих технологий как музыкотерапия, поделилась опытом использования музыкотерапии на уроках русского языка и литературы. Данный материал содержит рекомендуемые для прослушивания музыкальные произведения, которые помогут улучшить и сохранить здоровье человека. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Музокотерапия"»















Мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

(Музыкотерапия)















Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ГБОУ « Школа № 1631г.Москвы»

Коростелёва Марина Владимировна

















«Любите и изучайте великое искусство музыки.                       Оно откроет вам целый мир высоких чувств,

страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно

богаче. Благодаря музыке вы найдёте в себе

новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите

жизнь в новых тонах и красках».

Дмитрий Шостакович





   


Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения, музыка оказывает самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка..



Влияние музыки на ребенка

Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между Явными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка - это самый важный период дляразвития   нервной  системы   и   мозга,   поэтому  желательно   как  можно  раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.

Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.

Танцевальная музыка для детей

Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.

Интересные факты о классике

Факт «Находка»: во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения.

Факт «Запрет»: Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Факт «Мотиватор»: классическую музыку перинатальные психологи называют «школой эмоций»

Музыка в образовательном процессе.

1.Музыка и речь - родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда ребенок затрудняется говорить, а также для развития речи. 
2. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем» произведения, а также со всем духовным опытом человечества. Это имеет большое значение для психики ребенка, которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи опыта от поколения к поколению. 
3. Восприятие музыки синестетично (состояние при котором сенсорный опыт возникает под действием стимула). Оно обогащается зрительным восприятием, а также ощущениями пространства и времени. Сочетание музыки и рисования, музыки и движения, музыки и речи может дать хороший психотерапевтический эффект, поможет раскрытию личности маленького. 
В течении учебного дня музыку можно использовать в различных режимных моментах с определённой целью ( организационные моменты, занятия по развитию речи, творческие занятия, «тихие минутки», в дни праздников для создания положительного эмоционального настроя и др.)

В начале учебного дня целесообразно включить эмоционально положительно окрашенную музыку перед приходом детей для поднятия настроения и создания психологической защиты в стрессовых ситуациях.

В конце рабочего дня, после ухода всех детей домой можно прослушать спокойную, умиротворяющую, расслабляющую музыку, позаботившись о своем здоровье. Снять психо - эмоциональное напряжение и настроить себя на мысли о себе, о доме, о семье.

Общее время прослушивания музыкальных произведений, так же как и их подбор абсолютно индивидуальны.





Как учитель словесник я поделюсь педагогическим опытом использования музыкотерапии на своих уроках.

Воздействуя на чувства, музыка создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Музыка на уроке литературы может звучать на разных этапах урока в зависимости от задачи, которую ставит учитель.

Так при изучении поэтических произведений обязательно надо подготовить восприятие обучающихся, создать своеобразный психологический настрой на чтение и понимание шедевров поэтического мастерства. Включение звукозаписи не только « перебивает» характерный для этих уроков « сплошной « рассказ учителя, но и заряжает обучающихся общим настроением

Уместно прослушать фрагменты музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина « Метель».

Обучающимся предлагается вообразить себя в заснеженном Михайловском: прогуляться по запорошенной снегом, спящей липовой аллее парка, заглянуть в замёршее окошко деревянного домика, на весёлой тройке с бубенцами проехаться по хрустящему снегу в соседнее Тригорское .

Особое место занимает музыка при изучении биографии писателя. Многих художников слова отмечает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное чуткое понимание музыки находит отзыв в их литературных произведениях, в гармоничности и выразительности художественного языка.

На уроках изучения жизни и творчества писателя учитель не пройдёт мимо музыкальной одарённости М.Ю. Лермонтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркнёт широкий музыкальный кругозор Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановиться на проникновенном музыкальном творчестве А.С. Грибоедова.

Через всю жизнь пронёс любовь к музыке великий драматург А.Н. Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел лёгким баритоном романсы русских композиторов, среди которых особенно почитал М.И. Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретённых драматургом, нашло своё естественное отражение в его пьесах. В целом ряде пьес Островского песня и романс, введённые в драматическое действие, является важным средством характеристики героев.

Наиболее широкое использование музыки найдёт на уроках анализа литературного произведения. Анализ « музыкальных страниц» литературных произведений с попутным прослушиванием созвучных им записей или поэтических произведений, переложенных на музыку, способен не только оживить эмоциональность восприятия обучающихся, но и прояснить особенности авторской позиции. В пьесе « Бесприданница» драматург А.Н. Островский вводит музыку уже с первого акта. Обаятельная героиня Лариса Огудалова напевает начало романса М.И. Глинки на слова Е.А. Баратинского « Не искушай меня без нужды». Музыка романса с безупречной психологической точностью позволяет подчеркнуть глубокие душевные переживания героини, её искренность и нравственную чистоту. Изучая творчество Н.А. Некрасова, необходимо подчеркнуть, что стихотворения его нашли живой отклик в музыкальном искусстве. Композиторов особенно привлекала напевность произведений Некрасова, ритмический строй его стихов.

Все это не только вызвало многочисленные отклики в музыке, но и определило жанровое многообразие: песни, романсы.

Одна из наиболее популярных народных песен на стихи Некрасова – « что ты жадно глядишь на дорогу»(« Тройка»). Прослушиванию песни предшествует чтение стихотворения « Тройка»(1846г.) и краткий комментарий . Популярны также народные песни « Меж высоких хлебов затерялося» - источником – стихотворение « Похороны» (1861г.), песня « Коробушка» по тексту поэмы « Коробейники». Некрасов был любимым поэтом Ц.А. Кюи, который написал романсы и объединения их в сборник « 21 стихотворение Некрасова». Среди них» Прости! Не помни дней паденья», « Что ты, сердце моё, расходилося?» и др.

Включение романсов и песен в уроки изучения лирической поэзии стало традицией преподавания литературы.

На уроках русского языка уместно включать музыку на уроках развития речи, при описании картин художников или, например, при изучении темы «Гласные звуки».



Оздоровительный эффект распевок

В сущности , пение - это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом, 
Е - удаляет избыток отрицательной энергии, 
И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши, 
О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие, 
У - оказывает положительное воздействие на область живота, 
Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему, 
Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей, 
Я - оказывает обезболивающий эффект, 
а также звук В - воздействует на нервную систему, спинной мозг.



Музыка не только лечит, но и… калечит

Музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.

 Факт «Осторожности»: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена - могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием).
Частота основного ритма композиции “Дип Перпл” “Smoke on the water” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тот, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции может ожидать обострения или нервного срыва. Шумовые призвуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов. Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?”

Даже 10-минутное “наслаждение” рок-музыкой на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха. А на рок- концертах нередко интенсивность звука достигает 120 децибел, что не далеко и от болевого порога.



Хочу добавить, что музыкальная деятельность с использованием таких здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.





































Приложение

(распечатать каждого присутствующего)

Предлагаю вам список музыкальных произведений для прослушивания на уроках и дома, для укрепления физического и психологического состояния ребёнка.



Пакет программ классической музыки для регуляции психо - эмоционального состояния.

 

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. 

Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

 Штраус "Вальсы",

Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы

Бах "Контата 2",

Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3.Для. общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен "Симфония  6", часть 2,

Брамс "Колыбельная",

Шуберт "Аве Мария",

Шопен "Ноктюрн соль-минор",

Дебюсси "Свет луны".

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,

Брукнер "Месса ля-минор".

5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Моцарт "Дон Жуан",

Лист "Венгерская рапсодия" 1,

Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд",

Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

Бах "Итальянский концерт",

Гайдн "Симфония".
8. Для снятия головной боли

Огинский « Полонез»,

Лист «Венгерская рапсодия»  

Бетховен «Фиделио»

9. От бессонницы 

 Григ  сюита «Пер Гюнт»,

Сибелиус «Грустный вальс»  

Шуман  «Грезы»

 пьесы Чайковского. 

10. От гастрита поможет «Соната N7» Бетховена. 



Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить

«Музыкальная аптека»

«Не хочу, не буду, уходи, ты — плохая!!!», «мама, я боюсь»

Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси,«Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»).

 «Головка болит»  Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского.

 «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)

«Не думается».

Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)

«Болит, болит, болит».

 анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель

«Уснуть не могу».

колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колыханочки» (фольклор)

«Мне грустно».

вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года»,

«Весна» из «Времен года» Вивальди

«Горлышко болит».

лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов.

На все случаи жизни для детей - Моцарт!

Лечебными музыкальными инструментами

«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют  эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.

Лечебные музыкальные инструменты:

инструмент - фортепиано, аккордеон.

Действие - защищают слизистую от поражения.

Эффективное время суток -утро.

Инструмент - Гитара.

Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце.

Эффективное время суток - полдень.

Инструмент -скрипка. Эффективное время суток - день.

Инструмент- Саксофон. Эффективное время суток - вечер.

Инструмент - Арфа.

Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите.

Эффективное время суток - вечер.

Барабан.

Действие - Укрепляет иммунитет.

Эффективное время суток - утро.







Список использованной литературы

  1. 100 уроков биоэнергетической подготовки: Юрий Серебрянский — Москва, Современная школа, 2010 г.- 320 с.

  2. Аюрведа и ум: Давид Фроули — Санкт-Петербург, Саттва, Профиль, 2010 г.- 304 с.

  3. Гипноанализ в клинике неврозов: Д. А. Каменецкий — Москва, Гелиос АРВ, 2006 г.- 336 с.

  4. Иглотерапия. Энергетический метод лечения заболеваний: В. Д. Молостов — Санкт-Петербург, ФАИР-ПРЕСС, 2003 г.- 544 с.

  5. Основы психотерапии: В. Ю. Слабинский — Санкт-Петербург, Наука и техника, 2008 г.- 464 с.

  6. Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы: Под редакцией Э. Г. Эйдемиллера — Санкт-Петербург, Речь, 2010 г.- 432 с.

  7. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии: С. А. Кулаков — Москва, Речь, 2002 г.- 236 с.

  8. Психотерапия гнева: Говард Кассинов, Реймонд Чип Тафрейт — Санкт-Петербург, АСТ, Сова, 2006 г.- 480 с.

  9. Светлый сон аббата Фариа: В. П. Гиндин — Санкт-Петербург, ПЕР СЭ, 2003 г.- 128 с.

  10. Семейная позитивная динамическая психотерапия. Практическое руководство: В. Ю. Слабинский — Москва, Наука и техника, 2009 г.- 464 с.

  11. Системы психотерапии: Дж. Прохазка, Дж. Норкросс — Москва, Прайм-Еврознак, Харвест, 2007 г.- 384 с.

  12. Танатотерапия. Теоретические основы и практическое применение: В. Ю. Баскаков — Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2007 г.-184 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!