СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер портрета. Внеурочное мероприятие

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер портрета

В мероприятии участвует 12 воспитанников старшей группы детского творческого объединения «Радуница». Зрители – 30 воспитанников средней и младшей группы, приглашённые ветераны села Мамоны, родители воспитанников ДТО «Радуница».

Ведущий:

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь — Наталью. Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Отец  заметил  у мальчика способности к рисованию, и однажды, собрав его рисунки  пошёл к графу с просьбой  отправить  Василия  учиться художеству.  Но вместо этого  Василий был отдан в обучение к кондитеру.  Однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств.

Проучившись в академии под руководством академика Степана Семеновича Щукина до 1804 года, Василий добился за свои заслуги серебряной и золотой медали. В это время его заметной работой был портрет «Мальчик, тоскующий о погибшей птичке». Картина была выставлена в академии и была всем по нраву, что даже растрогало саму императрицу, что натолкнуло на мысль руководство академии о дарении свободы крепостному художнику.  Но граф Морков  не дал вольную Василию Тропинину, а потребовал чтобы он переехал в новое поместье графа на  Украине в деревне с интересным названием Кукавка. В имении Тропинин был назначен управляющим имением графа.  Граф хорошо относился  к Тропинину  и позволял  рисовать в свободное время. Художник рисовал много, он исполнял картины, порученные Морковым. Василий склонный к портретной живописи, писал портреты людей из своего окружения, попутно изучая близкие образы крепостного народа. Женился в 1807 году. Его избранницей стала Катина А. Н., вскоре у них родился сын, названный Арсением.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник, наконец, получает свободу. А случилось это  так. Василий  Андреевич тяжело заболел. Граф поклялся перед богом: « Если Тропинин  выздоровеет, то дам ему вольную»

Получив, вольную Тропинин со своей семьёй обосновался в Москве. Здесь он получает много заказов от дворянского сословия, пишет портреты губернаторов, чиновников различного ранга, знаменитых актеров и актрис того времени, огромную массу купечества. Василий Андреевич занимается обучением в Московском училище живописи, в 1843 году избран почетным членом художественного союза Москвы.

За свою творческую историю художник создал просто огромное количество портретов: по подсчетам   исследователей их насчитывается более трех тысяч. Можно с уверенностью сказать Василий Андреевич Тропинин прожил нелегкую, но счастливую жизнь востребованного художника, он скончался в 1857 году весной 15 мая, похоронили художника в Москве на Ваганьковском кладбище.

Чтец 1:

«Золотошвейка»

Для начала стоит отметить, что Василий Андреевич Тропинин выполнил целый ряд жанрово-портретных работ. В этих картинах он нашел нечто утонченное и необычное среди обыкновенных жителей, ничем не приметных, которые являются основным сегментом любого города.

В данном случае, взор художника привлек обыкновенная швея. Работа под названием «Золотошвейка» является типичной представительницей портретного жанра. На работе отлично видны, все мельчайшие нюансы и детали, которые прорисованы художником очень качественно и тщательно.

Настолько мастерски выполнена работа, что видны не только все детали одежды девушки, но даже каждый завиток на ее рабочем столе. Благодаря этому, просто невообразимо реалистичный вид принимает красный платок, который наброшен на плечи девушки, вместе с золотым орнаментом, который вышивает девушка. Мастер делает акцент, на все рабочие детали и стол девушки.

Видно, что в качестве модели выступает типичная девушка, которая не готова  позировать художнику, но благодаря мастерской кисти художника, никто не поверит, что перед ней самая настоящая модель, которая всей позой говорит о том, что она работает швеей. На самом деле, благодаря этому и был, достигнут реализм во всех подобных работах Тропинина. Картина поражает своей искренностью и девственной красотой, которая особенно подчеркнута глубиной глаз девушки, которая находится на своем рабочем месте.

Чтец 2

«Кружевница»

Портрет усердной и старательной кружевницы кисти В.А. Тропинина – ярчайший пример характерного портрета. Изображение юной миловидной девушки, склонившейся над своим рукоделием, поражает правдивостью и живостью красок. Мастерство художника вдыхает жизнь во взгляд и жесты своей героини, написанной с невероятной точностью и симпатией.

    Образ этой простой труженицы необычайно притягателен. Нежный румянец юности, трогательный завиток волос на виске, быстрые и тонкие пальцы являют собой милые черты обыкновенной крепостной девушки, чье искусство и вдохновение превратилось в ежедневный и кропотливый труд.

 Лицо кружевницы мягко освещено золотистыми лучами солнца, оно излучает тепло и умиротворение. Долгие часы проводя над своей работой, эта девушка привыкла к тишине и уединению. Она величаво спокойна и безмятежна. Любимое рукоделие дарит ей покой и время для неспешных размышлений. Но кто-то внезапно окликнул мастерицу, чем-то отвлек ее внимание, и она обращает свой заинтересованный и по-детски любопытный взгляд к зрителю. Эти полные неподдельного интереса темные, блестящие глаза, в то же время, невероятно спокойные, выдают молодую энергию и жажду жизни, спрятанную под уравновешенно-горделивую оболочку.

  Облик героини портрета продуман великим автором до мелочей. Темные волосы, аккуратно собранные и сколотые на затылке, простота платья и наброшенной на плечи светлой косынки говорят не только о природной сдержанности натуры, но и точном осознании своего подчиненного положения. Соблюдение условностей, милая застенчивость и скромность манер, бытовавших среди крепостных девушек-мастериц тех времен, наложили свой отпечаток и на этот дивный образ, которым художник откровенно любуется.

Широкий разлет безупречно-темных бровей, загадочная полуулыбка, мягкая, естественная доброта черт этого юного лица, приятная округлость рук притягивают взгляд и заставляют вслед за автором восхищаться созданным образом честной труженицы, молодая жизнь которой проходит в искусной работе. Но даже не слишком проницательный зритель может разглядеть в образе девушки истинную любовь к своему рукоделию. Ее склонившийся над кружевами стан выдает искреннее стремление к созданию чудесных вещей, и в этом сложном труде и состоит ее маленькое счастье.

  «Кружевница» Тропинина – великолепный портрет, воспевающий молодость и трудолюбие самых простых подневольных людей. И, глядя на него, каждый человек ощущает подлинную теплоту и уважение к истинному искусству.

Чтец3:

"Гитарист»

В наследии Тропинина самые разнообразные типы портретов.  Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина был образ гитариста. Начало этим жанровым картинам положил "Гитарист в косоворотке. Портрет Моркова"  где он изображен играющим на гитаре в халате, надетом на белоснежную рубаху с глубоким вырезом и распахнутым воротом. В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Она звучала и в трактирах, и в великосветских салонах.

Чтец 4:

«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина»

Перед нами портрет мальчика. Портретисты — первые и самые зоркие наблюдатели, подмечающие свойства человеческого характера. Что же увидел художник? О чем рассказал нам? Темные, как вишни, глаза внимательны и ясны. Трогательные детские губы. Отблески света играют на кудрявых волосах. Лицо мальчика изображено в пол-оборота. Мечтательный взгляд обращен куда-то вдаль. Художник написал темный фон, чтобы ничто не отвлекало нас от лица. Портрет отличается вниманием к внутреннему миру человека, стремлением раскрыть его духовный облик. Кажется, еще несколько минут - и мальчик сорвется и убежит по своим делам. С любовью выписано все: и лицо и одежда Арсения. Такие портреты призывают нас снова окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком. Художник верен себе – он по-прежнему точен и объективен в изображении каждого нюанса, каждой детали. Картина покоряет зрителя и свежестью колорита, и гармоничностью художественного образа, и огромной жизненностью. Произведение «Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина» относится к числу лучших в творчестве художника

Чтец 5:

«Женщина в окне»

 Сюжет картины незатейливо прост. Художник фиксирует краткий момент человеческой жизни с подкупающей естественностью. Картина звучит как дифирамб женской красоте в счастливую пору её расцвета.

 Необходимого впечатления Тропинин добивается живописными средствами. Сильное, ровное освещение помогает подчеркнуть красоту героини.

 Выразительно сочетание светло-коричневого атласного платья в контрасте с вишневой шалью. Мастерски написаны бусы и сережки. Давняя традиция отождествляет героиню Тропинина с одним из персонажей поэмы М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».

 Еще безмолвен город сонный;

 На окнах блещет утра свет;

 Еще по улице мощеной

 Не раздается стук карет…

 Что ж казначейшу молодую

 Так рано подняло? Какую

 Назвать причину поверней?

 Уж не бессонница ль у ней?

 На ручку опершись головкой,

 Она вздыхает…

Чтец  6:

«Портрет Пушкина»

У каждого художника есть одно творение, которое выходит на первый план среди всех остальных. Говоря о Тропинине, наиболее известной работой является портрет Александра Сергеевича Пушкина. Это был заказ самого поэта.

   Особенностью картины можно назвать простоту. Пушкин изображен в обычном домашнем халате поверх сорочки. Такой вид дает нам возможность ощутить те моменты, когда этот человек садился за своим столом и писал свои мысли, плавно перерастающие в вечные шедевры. Перстень, выступающий как символ, также бросается в глаза. А больше ничего нет. Автор решил не вносить много деталей на один холст. Да и это было бы лишним. Он передал суть великого поэта, так что на другие мелочи никто бы не обратил и внимание.

     Портрет выполнен в романтическом стиле. Это говорит о характере поэта. Он не согласен подчиняться одной идеологии. Его независимость вела его творчество. Но, в то же время, нельзя сказать, что Пушкин простоват. Всматриваясь в портрет, мы понимаем, насколько прекрасен этот человек. Его взгляд проходит сквозь нас и уносится вдаль. Может он думает об очередном произведении, а может, его разум опутали мысли о будущем. Я думаю, что каждый человек может найти здесь свой ответ. Хорошая осанка и поднятая голова придают поэту величественности.

 Когда в картине творцу удается раскрыть не только внешние черты, но и душу, становится понятно, что автор создавал этот шедевр на одном дыхании, трепетно прислушиваясь к сердцу. Сразу видно, что работа была наполнена жизнью и энергией.

     Цветовая гамма состоит из темных красок, но это не помешало оттенить все важные элементы. На сером фоне хорошо выделяется лицо. И даже бледность не помешала скрыть белизну его рубашки. Сложно определить, что поражает в этой картине больше всего: ее правдивость или ее глубина. С одной стороны мы видим реальную личность, которая перевернула умы тысяч людей, а с другой – некий невидимый мир, из которого Пушкин черпает свои силы.

     На картине Тропинина мы видим Александра Сергеевича таким, каким он был. Без лишнего пафоса и величавости он предстает перед нами, как человек, заслуживающий всеобщего уважения.

Чтец 7:

«Автопортрет с кистями»

«Автопортрет с кистями» - самый известный автопортрет В.А.Тропинина. Этим портретом, созданным в 1844 году, художник словно подводит итоги своему творчеству. Если другие автопортреты просто отображают «внешний вид» художника в разные периоды его жизни, то это работа не просто «фотография» художника, но и подробный рассказ о нем самом, о его мироощущении и мировоззрении.

 Мы видим на портрете открытое и доброе лицо интеллигентного человека. Действительно, современники отзывались о нем, как о человеке очень чувствительном и отзывчивом.  В левой руке художника – кисти и палитра. За плечами – величественная панорама Московского Кремля. О чем рассказывает полотно?

 Во-первых, «Автопортрет с кистями», конечно, призван показать, что искусство – самое важное в жизни живописца. Во-вторых, «неофициальный» халат, в котором художник себя изобразил, - это демонстрация свободы творчества, демонстрация того, что художник живет по своей воле, и не хочет подчиняться кому-либо…

Основная ценность полотна Тропинина «Автопортрет с кистями» в том, что в нем живописец утверждает себя и как художник, и как личность. Это полотно рассказывает зрителю о человеке большой внутренней силы, который, несмотря на превратности судьбы, выполнил свое предназначение и сохранил верность искусству.

Просмотр содержимого документа
«Мастер портрета. Внеурочное мероприятие»

Василий Андреевич  Тропинин

Василий Андреевич Тропинин

Золотошвейка

Золотошвейка

Кружевница

Кружевница

Гитарист

Гитарист

Портрет сына

Портрет сына

Женщина в окне

Женщина в окне

Портрет Пушкина

Портрет Пушкина

Автопортрет с кистями и палитрой

Автопортрет с кистями и палитрой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!