СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская построения знаний и творческого письма при подготовке к экзаменам.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская построения знаний и творческого письма при подготовке к экзаменам

в 10 или 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Т.Еремина. Чтоб не пропасть поодиночке»

Журнал «Литература» №05–06/2015 (http://lit.1september.ru), издательский дом «Первое сентября».

Подписка на сайте www.1september.ru или по каталогу «Почта России»:

79072 (бумажная версия); 12708 (CD-версия)



Татьяна Яковлевна ЕРЁМИНА,

Заслуженный учитель РФ,

учитель литературы гимназии № 406,

Санкт-Петербург



«Чтоб не пропасть поодиночке»


Мастерская построения знаний и творческого письма при подготовке к экзаменам

в 10 или 11 классе


Заканчивая обсуждение романа-эпопеи Л.Н.Толстого в 10 классе, проведем занятие для подготовки к сочинению в 11 классе и одновременно к ЕГЭ по русскому языку. Возможно, оно было бы полезно и накануне сочинения в 11 классе. По известным критериям, требуется привести 2 аргумента к своей мысли, которая в обоих случая может быть согласием или несогласием с предложенным тезисом. Более свободное, чем классическое сочинение по литературе, новое - по форме и композиции разрешает использовать ассоциации, опираться на личные пристрастия, соединять далёкие друг от друга жанры.

Для того чтобы работа оказалась полноценной, требуется значительная подготовка на самых разных уроках. Для проведения мастерской можно использовать уроки развития речи и даже классные часы.

Скажем несколько слов о замысле занятия.

В эпилоге романа-эпопеи «Война и мир» в разные времена читателей привлекали слова Пьера Безухова: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между, собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто». Между тем Лев Толстой посмеивается над своим героем, только что говорившим жене: «Когда меня занимает мысль, то все остальное забава», притом «с самодовольствием и увлечением». И авторская мысль о самодовольстве героя повторяется! «…Это было продолжение его самодовольных (курсив мой. Т.Е.) рассуждений об его успехе в Петербурге. Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Заметим ещё толстовское слов «казалось» - понятно, что, по мысли автора, на самом деле всё не так.

А слово самодовольный требует осмысления в классе. Пьер переживает очередной виток индивидуальных решений, он упоён собственными мыслями и готовностью нечто совершить. Видимо, мнение Толстого - что это напрасная самоуверенность: даже индивидуальный подвиг не сдвинет российское общество быстрее, чем история или тот, «кто руководит людьми и мирами». А там, впереди, у Петра Кирилловича Безухова – Сибирь… Но это нескоро, и пока над самоупоением Пьера можно слегка подшучивать… хотя неопытный читатель этого даже не заметит.

«…Надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе … А я говорю: возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя - деятельная добродетель» - и наш ученик, и мы сами вдохновляемся идеями Пьера Безухова. Может быть оттого, что с начала времён ничего лучше не придумала человеческая мысль? Об этом позже написаны смешные и горькие строки М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Тьма, в которой мы плаваем, есть порождение горькой исторической случайности; но так как ныне, благодаря новейшим исследованиям, можно эту случайность по косточкам разобрать, то и причины, ее породившие, нельзя уже считать неустранимыми. Тьма - совершившийся факт, а свет - чаемое будущее. И будет свет, будет! (…) Вот кабы все рыбы между собой согласились...» (Недаром же карась-идеалист у автора мастерской – самый любимый герой в русской литературе.)

Предваряя противоречивое обсуждение проблемы соединения людей ради высоких целей, их согласия и несогласия друг с другом, на мастерской обратимся к тексту известной песни Булата Окуджавы «Союз друзей». Она уже стала классической, однако большинству десятиклассников неизвестна. Попробуем вместе с ними пройти путём сомнений и разногласий к творческому изъяснению собственных, может быть, только ещё формируемых представлений…


Всего занятие, в зависимости от количества участников, потребует 1 или 2 часа учебного времени. Какие материалы понадобятся? Двойные листы, ручки и карандаши, распечатанные тексты стихотворения. Работа с фрагментом эпилога «Войны и мира» может проводиться дома после занятия или войти в него. При возможности используем проектор или интерактивную доску, так как это даёт возможность услышать песню, а затем рассмотреть репродукцию картины (см. в презентации). Но песню можно поставить и в аудиофайле, а репродукцию размножить на ксероксе и раздать на парты.

В Приложении содержатся дополнительные материалы для учителя. Понятно, что работу с картиной можно продолжить, например, на уроках русского языка и МХК.


Вступительная часть - беседа

На протяжении жизни нам много раз приходится определять, согласны или не согласны мы с чем-либо или с кем-либо – и в быту, и в научной работе, и в учебной деятельности. Что это значит - быть согласным или не согласиться? Носители языка слышат древний корень ‘глас’ = голос в этих словах. Отдать свой голос (проголосовать) - значения слов близкие. Проверим себя по современным словарям. (Определения выводятся на слайдах по мере проведения беседы.)

Согласие - ср. одномыслие, одинаковые с кем-нибудь мысли или чувства, намерения, убеждения… Несогласие - противопол. согласие, во всех значениях, разногласие (голос, мнение), противность мнения, разность убеждений, разномыслие… Мнение - взгляд на что-нибудь, суждение о чем-нибудь, выраженное в словах. (Д. Н. Ушаков "Толковый словарь русского языка").

Задание экзамена по русскому языку и компоненты ответа будут постепенно открываться на экране. Тема. Идея в виде вопроса. Мнение. Аргументы. …Выводы.

Но если мы пишем сочинение, то следует сначала осмыслить тему, найти для себя вопросы, над которыми стоит задуматься.

Ход мастерской

1. Открываем слайд – или просто весело спрашиваем: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» (Олег Митяев) Вы согласны? - радостный, энергичный вопрос учителя классу по поводу нынешней встречи. Поднимите руку те, кто согласен. А теперь те, кто не согласен. (Дети обычно улыбаются...) Посмотрите друг на друга.


2. Лучше всего из художественных текстов запоминаются песни. Хорошие песни – это художественные произведения. Разговор о друзьях продолжим, размышляя о песне Булата Окуджавы.

Поговорим о песне «Союз друзей» (1967) как о стихотворении. Что значит – союз? (На экране – портрет Б.Ш.Окуджавы, потом – определение слова союз по словарю В.И.Даля: Союз – взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье…)

Тексты песни раздадим на столы. Звучит песня «Союз друзей». Слушая, надо записывать важные отдельные слова, мысли или свои впечатления.

3. У нас не будет задачи именно проанализировать текст. Но попробуем, для того чтобы понять поэта, прокомментировать своей ассоциацией строки его стихотворения. Добавим, что записана должна быть именно ассоциация, а не разъяснение.

А. Сделайте комментарий, работая в группах: три группы – по каждой следующей строфе от начала, а четвёртая группа комментирует любые строчки. (Распределение заданий можно изменить.)


Вариант (занимает больше времени). Прокомментировать хотя бы по одной важной строке из каждой строфы или все строки. (Какие строчки следует или хочется прокомментировать?)


Б. Группы читают написанное вслух, другие - записывают и при желании дополняют.

Приведём сводный результат по трем классам. (Детские ассоциации выделены курсивом.)

Союз друзей

Ф. Светову

1) Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары.

Братство. Око за око, зуб за зуб. Рыцарь отрубает голову недостойному.

2) И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары.

Друзья у костра. Презрение к противнику. Самый подлый человек. Расплата.

3) Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке.

Порванные бусы. Собака водит носом по цепочке...

4) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

Образ дружной семьи. Круг, мир, мужество, победа. Хоровод. Кольцо дружбы. Лицейское братство («чугунники»).

Один за всех, и все за одного. Цепочка друзей – даже хочется взять соседа за руку.

5) Чтоб не пропасть поодиночке.

Притча о прутиках (венике) – о трёх братьях. Лес, слезы.

6) Среди совсем чужих пиров и слишком ненадежных истин,

В трудных обстоятельствах. Дружба не продается. Чужой среди своих. Недруги, ложь.

7) Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим.

Ангелы. Чайки, стая белых птиц. Голуби.

8) Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу,

Репрессии Сталина. Тюрьма.

9) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

10) Возьмемся за руки, ей-богу.

«Друзья мои! Прекрасен наш союз…» Бардовская песня.

11) Когда придет дележки час, не нас калач ржаной поманит.

Будет соблазн поссориться из-за выгоды. Бескорыстные отношения.

12) И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет.

Не поддадимся на искушение. Монолог Гамлета.

13) Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу,

Боязнь расставания. Как гроза – грянет это время. Поезд, вокзал, плач.

14) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

15) Возьмемся за руки, ей-богу. Друзья вместе.

1967

Посмотрите, каковы ассоциации учителя

(На экране высветим свой список - около каждой строки.)


1 Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары. |«Кто с мечом к нам придет…» А.Невский.

2 И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары. | ломаного гроша; «изгиб гитары желтой» (О.Митяев)

3 Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке | «…век-волкодав..» (О.Мандельштам.)

4 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, |«…прекрасен наш союз» (Пушкин)

5 Чтоб не пропасть поодиночке. | Один в поле не воин.

6 Среди совсем чужих пиров и слишком ненадёжных истин, | в чужом пиру похмелье

7 Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим. | «белые одежды»; чайки

8 Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу, | «Жалобы турка»… ( Лермонтов)

9 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, | семья, хоровод

10 Возьмёмся за руки, ей-богу. | кольцо как символ (в т. ч. - «чугунники» в Лицее)

11 Когда придет делёжки час, не нас калач ржаной поманит. | нищие; разбойники

12 И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет. | «билет… возвращаю»…(Достоевский)

13 Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу, | «Пора, мой друг, пора…» (Пушкин)

14 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, Музыкальная заставка на радио

15 Возьмёмся за руки, ей-богу. | «Свобода» в 1980-е годы.

По мере чтения своих ассоциаций, выведенных на экран, учитель дает небольшой дополнительный комментарий. Например - читает фрагмент из стихов М.Ю.Лермонтова: «...Там стонет человек от рабства и цепей. Друг, этот край - моя отчизна... О, если ты меня поймешь, прости свободные намеки...» Объясняет, что такое радио «Свобода». Цитирует несколько строк из О.Мандельштама («Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей...»). Напоминает или спрашивает, кто такие «чугунники» в пушкинском Лицее…

Ко времени проведения урока уже изучена тема «Ф.М.Достоевский», и детям понятно напоминание о словах Дмитрия Карамазова про «билет», если учитель хотя бы в своей лекции давал обзор творчества писателя, основных проблем, которые его волновали.

Если какие-то мысли или ассоциации при слушании продолжают возникать – записывайте. Потом прочитаем, какие появились дополнения.


4. Выводим на экран и раздаём парам или группам репродукции картины в формате А4. .

Ассоциация одиннадцатиклассника Егора к строке «Возьмемся за руки, друзья…» - картина Питера Брейгеля «Слепые» (1568). Картина - перед вами. Обсудите в группах по 4 – 6 человек, согласны вы или не согласны с такой ассоциацией. Попробуйте аргументировать свое мнение в группе. Выскажите свою точку зрения с аргументами от группы. (Важно, чтобы мнения и аргументы записывались и не было бы категорического утверждения правоты кого-либо одного, так как объяснения, по существу, складываются, порождая новые мысли.) 5-7 минут на подготовку..

Какие звучат мнения и аргументы?

  • Мнение Егора правильное: слепые держатся вместе, а потому идут увереннее. Правда, на картине они падают в конце концов. Но и Окуджава предупреждает, что могут пропасть...

  • Мнение неверное, потому что художник как раз и предупреждает, что вместе идти нельзя: упал один - свалятся все. Да и держатся они не за руки, а за палки.

  • Ассоциация понятная, но по смыслу картины она неверна. Посмотрите, какие лица у этих слепых: как дикие или злые, они безобразны не потому, что слепые, а просто нет мыслей на лицах. А поэт Окуджава писал о людях с высокими мыслями, о друзьях.

  • Неправильная ассоциация, потому что смысл стихов и картины различны. Посмотрите: на заднем плане у Брейгеля - церковь, а слепые идут все цепочкой в противоположную сторону и попадают в ямы. Лица у них бездуховные, единства между ними никакого нет.


5. Однажды на моих глазах произошел краткий спор. На любительском концерте исполняли песню «Союз друзей», и присутствовавший там педагог-француз спросил, что это за песня. Одна из переводчиц ответила: «Это песня духовного сопротивления советской интеллигенции 70-80-х годов». Другая переводчица удивленно подняла брови и поправила ее: «Да что вы, просто туристская песня».

песня духовного сопротивления

На экране – два определения: «Союз друзей» - это

туристская песня

Посоветуйтесь в группах, с какой точкой зрения вы согласны, а с какой нет и почему. Ваша задача - аргументировать своё мнение текстом. Для этого выполните несколько действий. (7 мин.)

Задание по тексту песни – на экране. У каждого ученика - лист с текстом песни

а) Карандашом подчеркните в тексте песни слова, передающие главную мысль автора.

б) Ручкой подчеркните в каждой строфе объяснение этого призыва.

в) Запишите на свой рабочий лист мнение - ответ.

г) Аргументируйте коротко.

д) Прочитайте, что получилось, в группе.

е) Соберите общее мнение и выступите от группы.

Вариант: когда учеников в классе немного, можно выслушать каждого.

В кратких комментариях к заданию или после мастерской учитель напомнит, что следует искать мнение поэта. 1

Обычно звучат аргументы в пользу обоих мнений, а некоторые дети говорят, что одно не отменяет другого. Следует обратить внимание на значение слов «духовное сопротивление». Лучше владеющие исторической информацией ученики 11 класса более склонны объяснять смысл стихов политическими аналогиями, для них понятнее «свободные намеки» Б.Окуджавы.


6. Рефлексия. Ответьте на один или на оба вопроса.

1) Что на мастерской оказалось трудно, странно, что интересно?

2) Согласие с чем или несогласие с чем Вам придется ещё обдумывать?


Домашнее задание – по темам на выбор. Слова Пьера Безухова учитель прочитает вслух, завершая мастерскую.

А. Напишите рассуждение о песне Булата Окуджавы «Союз друзей». …

Б. Сравните текст песни Б.Окуджавы и мысль Пьера Безухова из эпилога романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Запишите, какие исторические или художественные ассоциации у вас возникают, какие мысли.

На экране – слова Пьера Безухова: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между, собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

При выполнении задания I или II учтите более поздний (90-х годов) комментарий Булата Окуджавы: "...Песню, в припеве которой говорится о том, что надо взяться за руки, пока не поздно, я написал после XX съезда. В то время союз друзей представлял собой нечто реальное. Мы, люди одного образа мыслей, представляли, что, если мы сплотимся, можно будет изменить ход событий. Теперь мы знаем, что историей движут не только узы дружбы. Постепенно мы отпускали руки друг друга..." http://www.bards.ru/archives/part.php?id=17922

Выписки из записей на рефлексии

  • Сложно подбирать ассоциации к словам песни. Но в то же время это было очень интересно.

  • Трудно подбирать ассоциации, потому что над некоторыми словосочетаниями из этой песни я никогда не задумывался.

  • Трудно понять разницу между аргументом и ассоциацией.

  • Не согласна с общим комментарием к строке о «дележке»: у меня возникла ассоциация не с жадностью, а с войной или с блокадой Ленинграда.

  • Было трудно работать с песней, ее слова прошли как будто сквозь меня.

  • Мастерская не показалась трудной, скорее интересной.

  • Интересно было вдумываться в смысл песни.

  • Интересно было сравнивать картину с текстом, хотя я считаю, что там совершенно разные темы.

  • Трудно подбирать аргументы.

  • Пришлось задуматься о том, кто настоящий друг, что надо ценить.

  • Трудно было оценивать разные высказывания, потому что они были очень противоречивые.


Когда выступят группы, выполнившие 4 задание, учитель под картиной на слайде добавит строку - евангельскую цитату: «...Сказал также им притчу: "Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? "» (Лука, 6, 39). И напомнит о переносном значении слова слепой: не просто незрячий, а не знающий истинного пути, каким для Питера Брейгеля был путь христианской веры.

Однако не следует это толкование картины считать однозначно правильным. Оно лишь дополнит или подкрепит уже звучавшие в классе объяснения.


В Приложении содержатся дополнительные материалы для учителя. Понятно, что работу с картиной можно продолжить, например, на уроках русского языка и МХК.


__________

Ниже – раздаточный материал (1 страница)

.

Союз друзей

Ф. Светову


1) Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары.

2) И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары.

3) Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке.

4) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

5) Чтоб не пропасть поодиночке.



6) Среди совсем чужих пиров и слишком ненадежных истин,

7) Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим.

8) Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу,

9) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

10) Возьмемся за руки, ей-богу.



11) Когда придет дележки час, не нас калач ржаной поманит.

12) И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет.

13) Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу,

14) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

15) Возьмемся за руки, ей-богу.

1967






1.

2

3

4

5


6

7

8

9

10


11

12

13

14


15


Союз друзей

Ф. Светову


1) Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары.

2) И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары.

3) Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке.

4) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

5) Чтоб не пропасть поодиночке.



6) Среди совсем чужих пиров и слишком ненадежных истин,

7) Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим.

8) Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу,

9) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

10) Возьмемся за руки, ей-богу.



11) Когда придет дележки час, не нас калач ржаной поманит.

12) И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет.

13) Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу,

14) Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,

15) Возьмемся за руки, ей-богу.

1967


















  1. Религиозное толкование.

  • Картина посвящена словам Христа. (Лука 6:39) Сказал также им притчу: "Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?" Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь — единственное место, где слепые могут получить исцеление. Но чтобы переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам Брейгеля. http://www.cogmtl.net/Articles/031.htm

  • (Матфей, 15:14) О фарисеях: «оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (Ниже – другой перевод.)

  • остáвите и́хъ: вожди́ сýть слѣ́пи слѣпцéмъ: слѣпéцъ же слѣпцá áще вóдитъ, óба въ я́му впадéтася. http://azbyka.ru/biblia/?Mt.15:14

  1. О картине Питера Брейгеля «Слепые» («Притча о слепых»). На картине Слепые (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». http://www.krugosvet.ru/articles/56/1005675/1005675a1.htm



  1. http://www.lapinbook.ru/book1/photo/detail.php?ID=1033 Александр Лапин Композиция картины «Слепые» П. Брейгеля.

Неужели художник всего-навсего хотел изобразить падение? Слишком просто для такого мастера, как Питер Брейгель.

Начнем с конца — с интерпретации этого полотна, его идеи. Все исследователи сходятся в одном: картина Брейгеля основана на библейской притче о слепых. «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Именно это мы и видим на картине. Принято считать, что «Слепые» (одна из последних работ художника), — это завещание Брейгеля, предупреждение человечеству.

Но что же это на самом деле: утверждение, что люди погрязли в грехах, и потому скатываются в болото? Такая трактовка встречается чаще всего. Но разве самые большие грешники — это именно слепые? Или слепота — это всегда наказание грешнику, а не болезнь (врачи, например, совершенно точно определяют заболевание каждого из слепых на картине)?

Еще один вариант трактовки: люди выбрали не того поводыря, он сам слепой. И поэтому, вместо того, чтобы всем дружно направиться к церкви по дорожке кирпичного цвета (это восходящая диагональ на картине), они бредут в свое болото по другой, нисходящей диагонали. Такое прочтение более всего вероятно, оно заложено художником в композиции.

Если есть на свете человек, который никогда не видел картины Брейгеля, можно пересказать ему сюжет, например, по телефону. И в этом случае он слово в слово повторит рассуждение о конце света и гибели человечества. А к этому добавит еще три мировые войны, ядерное оружие, СПИД и проблемы экологии.

Но Брейгель не публицист, он написал картину, а не статью. Его послание заключено не в словах или идеях, а в самой картине, в ее форме, ее композиции.

Если же со вниманием отнестись к композиции картины, нам придется ответить на ряд вопросов, «заданных» художником, его живописью.

  1. Почему на картине не ряд равноценных по светлоте и тону фигур, которые вели бы глаз слева направо и последовательно изображали процесс падения? (Это вариант Р Арнхейма).

  2. Почему художник сразу же приводит глаз зрителя в правую часть изображения — к центральной фигуре в белой накидке, и затем к двум падающим?

  3. Почему при этом цветом и яркостью центральная фигура (четвертая, если считать слева направо) связана со второй и одновременно с шестой, поводырем?

  4. Почему палка, которую держат четвертый и пятый связана с палкой первого и второго (параллельна ей)?

  5. Почему три светлые ноги пятого и шестого (три ноги на двоих) отсылают нас к такого же цвета руке третьего, а затем и к ноге второго?

  6. Две ноги, а также белая шапочка пятого направляют нас вверх по вертикали к темному дереву, а оно приводит глаз опять же к церкви на холме. Почему эта шапочка так важна художнику, она специально выделена темным пятном под деревом и повторяется в контрформе между ветками?

Таким образом, противопоставление церкви и болота реализовано художником в композиции и сомнению не подлежит.

Наибольший разрыв ритма, цезура между четвертым и пятым — она также ведет к церкви. И этот разрыв между группой из первых четырех слепых, которые еще не знают о болоте, и пятым и шестым, падающим и упавшим, также принципиален. Поэтому так активна фигура четвертого, его белая накидка и палка в его руках.

Исходя из этого можно предложить и другую интерпретацию знаменитой картины. Художник не зря установил связи между падающими и последними в ряду, еще не знающими о падении.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу. Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель этот (на которого вся надежда) может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света. Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.

  1. http://old.rspu.ryazan.ru/chairs/cult/hist_art/Pictures/Pict_95_185.html

Сегодня, 13.12.14, страница недоступна.

«Слепые». Питер Брейгель. (1568 г.)

«Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 году. Удивительно, но наивысшего мастерства живописец достиг в годы своего разочарования в жизни и людях. По диагонали полотна, словно выходя из пейзажа на заднем плане к зрителям, передвигается колонна слепых бродяг с безобразными лицами и пустыми глазницами. Постепенно от начала колонны к ее концу с лицами идущих происходит явная метаморфоза – их бессмысленно-животное выражение сменяется алчным и злобным, но теперь уже четко осмысленным и оттого еще более безобразным. (Выделение моё. Т.Е.)

Брейгель воспользовался своеобразным и невероятно точным приемом: через возрастающее физическое уродство он передал слепоту духовную, показывающую неизбежную трагедию всего человеческого. Не случайно последний бродяга изображен падающим в канаву – обращенный к зрителям уродливый оскал рта, застывший в немом крике, пустой и злобный взгляд в никуда – вот то, что, с точки зрения художника, отражает истинную сущность человеческой природы… Окружающий цепочку нищих пейзаж контрастно спокоен и прекрасен: одухотворенная свежесть весенней зелени, плавные линии холмов, деревенская церковь. Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. Брейгель видит духовную красоту лишь в природе»…

________________

2015 год – ЕГЭ - задание С по русскому языку. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

1 Учителю придется учесть, что в сознании современных старшеклассников, особенно городских, слово турист связано больше с понятием путешествие - в автобусах и на машинах. Придется объяснять, что турист чаще ходил пешком по диким тропам, где нужен был локоть друга...

Просмотр содержимого презентации
«Чтоб не пропасть поодиночке»

М а с т е р с к а я Согласие  и  несогласие, или  «Чтоб не пропасть поодиночке» Подготовка к экзаменам в 10 и 11 классах

М а с т е р с к а я

Согласие и несогласие,

или

«Чтоб не пропасть

поодиночке»

Подготовка к экзаменам в 10 и 11 классах

Согласие - ср. одномыслие, одинаковые с кем-нибудь мысли или чувства, намерения, убеждения… Несогласие - противопол. согласие , во всех значениях, разногласие (голос, мнение ), противность мнения, разность убеждений, разномыслие… Мнение - взгляд на что-нибудь, суждение о чем-нибудь, выраженное в словах. ( Согла́с /и/е [й/э]) Д. Н. Ушаков

Согласие - ср. одномыслие, одинаковые с кем-нибудь мысли или чувства, намерения, убеждения…

Несогласие - противопол. согласие , во всех значениях, разногласие (голос, мнение ), противность мнения, разность убеждений, разномыслие…

Мнение - взгляд на что-нибудь, суждение о чем-нибудь, выраженное в словах.

( Согла́с /и/е [й/э])

Д. Н. Ушаков "Толковый словарь русского языка"

А. Н. Тихонов " Морфемно-орфографический словарь " .

? Выводы А как построить сочинение в 11 классе? ТЕМА ПРОБЛЕМА СВОЁ МНЕНИЕ АРГУМЕНТЫ  Русский язык - ЕГЭ, часть С : Сформулируйте позицию автора Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

?

Выводы

А как построить сочинение

в 11 классе?

ТЕМА

ПРОБЛЕМА

СВОЁ МНЕНИЕ

АРГУМЕНТЫ

Русский язык -

ЕГЭ, часть С : Сформулируйте позицию автора Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Олег Митяев Вы согласны или не согласны ?

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Олег Митяев

Вы согласны или не согласны ?

Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары. И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары. Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке. Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке.  Среди совсем чужих пиров и слишком ненадёжных истин, Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим. Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу, Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, Возьмёмся за руки, ей-богу. Когда придет делёжки час, не нас калач ржаной поманит. И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет. Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу, Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, Возьмёмся за руки, ей-богу. Булат Окуджава «Союз друзей». 1967 год Союз – взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье… В. И. Даль

Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары.

И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары.

Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке.

Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

Среди совсем чужих пиров и слишком ненадёжных истин,

Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим.

Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу,

Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья,

Возьмёмся за руки, ей-богу.

Когда придет делёжки час, не нас калач ржаной поманит.

И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет.

Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу,

Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья,

Возьмёмся за руки, ей-богу.

Булат Окуджава

«Союз друзей».

1967 год

Союз

взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье…

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка".

Союз друзей 1 Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары. _________________________ 2 И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары. _________________________ 3 Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке. ______________________ 4 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, _________________________  5 Чтоб не пропасть поодиночке. ____________________________ 6 Среди совсем чужих пиров и слишком ненадёжных истин, _________________________ 7 Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим. __________________________ 8 Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу, ___________________________ 9 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, __________________________ 10 Возьмёмся за руки, ей-богу. ___________________________ 11 Когда придет делёжки час, не нас калач ржаной поманит. ________________________  12 И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет. _______________________ 13 Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу, ________________________ 14 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, __________________________  15 Возьмёмся за руки, ей-богу. ___________________________

Союз друзей

1 Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары. _________________________

2 И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары. _________________________

3 Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке. ______________________

4 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, _________________________

5 Чтоб не пропасть поодиночке. ____________________________

6 Среди совсем чужих пиров и слишком ненадёжных истин, _________________________

7 Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим. __________________________

8 Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу, ___________________________

9 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, __________________________

10 Возьмёмся за руки, ей-богу. ___________________________

11 Когда придет делёжки час, не нас калач ржаной поманит. ________________________

12 И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет. _______________________

13 Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу, ________________________

14 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, __________________________

15 Возьмёмся за руки, ей-богу. ___________________________

Ассоциации учителя

1 Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары. | « Кто с мечом к нам придет…» (А.Н.)

2 И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары. | ломаного гроша; «изгиб гитары желтой» 3 Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке | «…век-волкодав..» (О.М.)

4 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, | «…прекрасен наш союз» (П.)

5 Чтоб не пропасть поодиночке. | Один в поле не воин.

6 Среди совсем чужих пиров и слишком ненадёжных истин, | в чужом пиру похмелье

7 Не дожидаясь похвалы, мы перья белые свои почистим. | «белые одежды»; чайки

8 Пока безумный наш султан сулит дорогу нам к острогу, | «Жалобы турка»… ( Л.)…

9 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, | семья, хоровод

10 Возьмёмся за руки, ей-богу. | кольцо как символ

11 Когда придет делёжки час, не нас калач ржаной поманит. | нищие; разбойники

12 И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет. | «билет… возвращаю»…(Д.)

13 Пока ж не грянула пора нам расставаться понемногу, | «Пора, мой друг, пора…» (П.)

14 Возьмёмся за руки, друзья, возьмёмся за руки, друзья, | музыкальная заставка на радио 15 Возьмёмся за руки, ей-богу. | «Свобода» в 1980-е годы

Питер Брейгель «Слепые» (1568) «...Сказал также им притчу:

Питер Брейгель «Слепые» (1568)

«...Сказал также им притчу: "Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?"» (Лука, 6, 39)

«Союз друзей» Булата Окуджавы – это… 1) Это песня духовного сопротивления советской интеллигенции 1970 - 80-х годов?  2) Это просто туристская песня?

«Союз друзей» Булата Окуджавы – это…

1) Это песня

духовного сопротивления

советской интеллигенции

1970 - 80-х годов?

2) Это просто туристская песня?

Вопросы для рефлексии 1. Что на мастерской оказалось трудно, странно, что интересно? 2. Согласие с чем или несогласие с чем Вам придется ещё обдумывать?

Вопросы для рефлексии

1. Что на мастерской оказалось трудно, странно, что интересно?

2. Согласие с чем или несогласие с чем Вам придется ещё обдумывать?

Домашнее задание  - на выбор I или II. I. Напишите рассуждение о песне Булата Окуджавы «Союз друзей». Согласитесь или не согласитесь с автором и аргументируйте свое мнение. II. Сравните текст песни Булата Окуджавы и рассуждение Пьера Безухова из эпилога романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Запишите, какие мысли, какие исторические или художественные ассоциации возникают у Вас при сравнении. При выполнении задания I или II учтите комментарий Окуджавы: «...Песню, в припеве которой говорится о том, что надо взяться за руки, пока не поздно, я написал после XX съезда. В то время союз друзей представлял собой нечто реальное. Мы, люди одного образа мыслей, представляли, что, если мы сплотимся, можно будет изменить ход событий. Теперь мы знаем, что историей движут не только узы дружбы. Постепенно мы отпускали руки друг друга...»

Домашнее задание - на выбор I или II.

I. Напишите рассуждение о песне Булата Окуджавы «Союз друзей». Согласитесь или не согласитесь с автором и аргументируйте свое мнение.

II. Сравните текст песни Булата Окуджавы и рассуждение Пьера Безухова из эпилога романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Запишите, какие мысли, какие исторические или художественные ассоциации возникают у Вас при сравнении.

При выполнении задания I или II учтите комментарий Окуджавы:

«...Песню, в припеве которой говорится о том, что надо взяться за руки, пока не поздно, я написал после XX съезда. В то время союз друзей представлял собой нечто реальное. Мы, люди одного образа мыслей, представляли, что, если мы сплотимся, можно будет изменить ход событий. Теперь мы знаем, что историей движут не только узы дружбы. Постепенно мы отпускали руки друг друга...»

«…Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто…» Пьер Безухов

«…Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.

Ведь как просто…»

Пьер Безухов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!